Мастер-класс Мезенская роспись. Создаем правильный мир

Мезенская роспись. Создаем правильный мир

«Сила приходит от понимания вещей.

КЛУБНЫЕ ВСТРЕЧИ WINGS OF ART, ВЫПУСК №7: Вдохновляемся Италией, Художественный декупаж, микс медиа

А сила обряда заключалась в понимании его смысла.

Ибо все на Свете существует лишь в согласии с жизнью

и движением Мировой Силы».

Шкатулка ирис часть2 Леля Раевская

Говорит Черный Лось.

Здравствуйте! Уже давно мне хочется рассказать о таинственной, самой архаичной из русских росписей, с виду простой и в то же время наполненной глубоким смыслом мезенской росписи. Не буду останавливаться на ее истории, это можно легко найти в интернете в тех или иных вариациях. А вот о чем хотелось бы поговорить, так это о смысле и символике всех этих линий, значков, и закорючек. И мой сегодняшний мастер-класс в первую очередь для тех, кто немножко запутался в жизни, у кого сейчас неопределенная ситуация, или кто просто хочет успокоиться и, так сказать, расставить все по местам.

Почему это помогает?

Марафон рекрутеров. Мастер-класс по использованию вопросов на интервью. Теоретическая часть.

Когда я чувствую себя так, как описано выше, и мой внутренний мир напоминает строки из Мойдодыра «все вертится и кружится и несется кувырком», я сажусь за мезенскую роспись. Отчасти можно сказать, что это мой обряд. Я пишу на доске ту вселенную, какую бы я хотела в данный момент увидеть вокруг себя, и успокаиваюсь, и все приходит в норму. Почему? Не знаю. Возможно потому, что уверена: мы — это то, что мы делаем. Не факт, что это поможет всем в силу разницы мировосприятия, но, может быть, кто-то попробует и откроет для себя удивительные возможности. Итак, начинаем.

Для работы нам понадобится: 1. Деревянная или фанерная доска тех размеров, каких вам захочется.

2. Темперные или гуашевые краски, краплак красный и сажа газовая (черная)

3. Большая плоская кисть, круглые кисти № 2, 1, для красного и черного цветов соответственно.

4. Вода, салфетки, палитра.

В чем огромный плюс мезенской росписи — так или иначе с ней справится даже ребенок и для нее нужны всего две краски. Главное, не бояться, что у вас получатся кривые линии, это не страшно, особенно, когда посмотришь работы старых мастеров.

Итак, у нас есть доска и мы начинаем создавать на ней мир, так как нам этого захочется. Однако, даже в таком деле как сотворение мира есть правила. И первое правило вот оно: любой предмет нужно сначала защитить от негативных сил. Для этого края доски нужно обвести красным цветом.

Сначала берем большую плоскую кисть, затем, если получилось кривовато, подравниваем тонкой круглой кистью.

Затем начинаем наносить рисунок, который, конечно, продуман заранее и уже нарисован на доске карандашом. Мир ваш, конечно, должен быть устойчивым и надежным. Как поется в одной песне, «. чтобы стоять я должен держаться корней». А какие корни могут быть без питающей их земли. И первый орнамент на нашей доске так и называется «мать сыра земля». Вот он.

Красные линии — это земная твердь, а волнистые черные — вода, пропитавшая землю, без которой земля не родит. Да, хочется добавить, что по традиции в мезенской росписи сначала наносится весь орнамент красной краской, а только потом черной. Я отступила от этого правила только потому, что хотелось наглядно показать, как получается узор шаг за шагом.

На земле живем мы, наши семьи, наши соседи. Мне захотелось написать людскую общность, тепло не только моего, но многих других очагов, поэтому следующий бордюр — мезенская деревня.

Обратите внимание на спирали в орнаменте, если они повернуты в эту сторону, рисуются справа налево к центру, то обозначают энергию прибавления, наоборот — энергию отдачи. В нашей доске мы используем только такие, копим силы.

Земля и деревня немыслимы без поля. Поэтому следующий бордюр — это впаханное и засеянное поле. Для нас это олицетворение наших трудов, а также полученные результаты, наша способность к творчеству, созиданию, рождению детей, наконец. Мы ведь хотим, чтобы наша жизнь была плодотворной. Обратите внимание, что разные бордюры лучше разделять, чтобы они не сливались. Логично перед полем снова поместить воду, которая будет питать наши созидательные силы.

Некоторые современные мастера советуют ставить вот эти кружочки стержнем от шариковой ручки. Кому что нравится, я больше люблю рисовать их от руки, не так ровно, конечно, но зато живее. Да и где вы видели в природе идеально ровные и одинаковые элементы? А мы, не забывайте, рисуем наш внутренний мир, причудливый, извилистый, трепещущий и живой.

Из цикла Галактика детства путеводитель Славянские семейные традиции

Теперь приступаем к центру досточки. Да, пока не забыла, еще одно правило — низ доски, земля, всегда более нагружен, нежели верх — небо. Все как в жизни. Таккая модель мира будет устойчивой, надежной. А в центре мы поместим солнце, основу всей жизни, животворящее тепло, вокруг которого собирается все. В мезенской росписи солнце обозначается солярными знаками. А кони- тоже символ солнца. Два коня потому, что «каждой твари по паре». Я считаю ,что это правильно.

Коней разные мастера рисуют по-разному. Посмотрите как их изображают старые и современные мастера, разные гривы и хвосты, разная форма тела. Вы обязательно со временем найдете ваш любимый образ, который будет присущ только вам. Посмотрите, как оживляется и преображается красный орнамент после добавления черной обводки.

Под ногами у коней корни и травы, семена растений, так называемые стихийки. Вверху над солярным знаком символ семьи. Над конями — птицы, мои самые любимые птицы — души живых людей. А между полем и поверхностью земли, на которой стоят кони — черная витая веревочка — это взимосвязь всех явлений.

С землей мы теперь закончим. Мы населили ее всем, что нам показалось необходимым. У нас есть дом, семья, очаг, засеянное и прорастающее поле, травы и семена, мы получаем энергию от окружающего мира, где все живет и дышит, все связано между собой. Наши души близки к солнцу и накормлены его силой. Теперь дело за небом. А между небом и землей гуляет ветер.

Вот этот тоненький бордюрчик над лошадьми — это как раз он. А на небе будут жить олени. Вообще, олени — это женский символ. Но они всегда изображаются выше коней, (не в смысле роста, а в смысле уровня) всегда бегут слева направо и всегда живут на небе. Почему? Я думаю, каждая женщина должна поразмыслить над этим сама. Хочу сказать только одно: в этом нет ни малейшего намека на умаление мужской роли в мире, просто потому что в правильном мире это невозможно, как при любом традиционном укладе у каждого есть отведенное ему место, и в этом есть своя мудрость. У оленей ветвистые рога, их тоже можно рисовать по-разному, ищите свой образ.

Выше оленей летят птицы. Я в любой росписи больше всего люблю птиц, такая уж, наверное, у меня натура. Даже оленей не так люблю, как птиц. А их в мезенской росписи великое множество — водоплавающие, летящие, идущие вперевалочку, красные — живые души, черные — темные души, но они обычно маленькие, хиленькие, скрюченные такие. Мы нарисуем живых.

А выше у нас остается совсем немного пространства. Бордюром его не заполнишь. Здесь надо совместить смысл и красоту. Поэтому здесь я рисую пару журавлей. Пусть это будем Я и Он. Пусть мы летим в небо.

А над нами небо с облаками, готовыми пролиться дождем. Дождь — это так хорошо, он и омоет, и напитает новые всходы.

Теперь отложим доску и посмотрим на нее целиком. Красивый ли мир у нас получился?

Еще раз посмотрим, все ли на месте? Я, как обычно, кое-что забыла. Как в любимой детской игре, найдите 10 отличий. В данном случае их всего два.

Вот мы и выстроили свой гармоничный мир. Знаете, это непередаваемое ощущение — быть создателем и иметь возможность сотворить вселенную на свой лад. Может быть, благодаря моему мастер-классу вы откроете для себя новое увлечение или терапию. Если нет, то просто присмотритесь к русским росписям повнимательнее, или найдете своих мастеров, которые не просто копируют чьи-то работы, а знают, что делают, и делают это по-своему и в то же время так, как делали сто лет назад. В любом случае, мне хотелось показать вам глубокую красоту мезенской росписи, надеюсь, что это мне удалось.

PS. За те два дня, пока делалась эта доска, ко мне пришло два варианта решения вопроса, который меня беспокоил. То, что казалось мне невыполнимым, встало на свои места. Совпадение? Скорее, вопрос веры))).

PPS. После просушки лака досточка будет выложена в моем магазине) Всем спасибо за внимание.

Мезенская роспись в машинной вышивке

Автор: Лиза ПРАСС, Ольга ПАРФИНЕНКО
Журнал Бройдери №1 (08) март-апрель 2009

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ «Правильный выбор профессии — залог успешного будущего!»

Если считать теорию Дарвина о появлении человека верной, то в процессе эволюции человек учился не только добывать себе пищу, но и вступать в контакт с себе подобными. Желание общаться привело к развитию речи и живописи. По мере накопления навыков и опыта человеку пришла идея передавать полученную им информацию следующему поколению. И проще всего ему было сделать это через письменные источники.
Именно благодаря желанию наших предков поделиться информацией, мы получили возможность наслаждаться прекрасными мотивами древнейшей народной Мезенской росписи…
Корни мезенской росписи уходят глубоко в века и далеко на Север, в Архангельскую область на реку Мезень. Возникла она в ту пору, когда религиозность человека легко обходилась мифами и верой в силы природы, что наполнило мезенскую роспись большим количеством растительных и животных орнаментов. Мезенскую роспись можно считать, одним из вариантов передачи информации. Каждый штрих орнамента несет в себе важное сообщение.
В литературе мезенская роспись впервые упоминается в 20-х годах 20 века, и лишь в 1960 году, после экспедиции организованной Русским музеем, об этой росписи заговорили всерьез. Несмотря на достаточно глубокую исследовательскую работу, мезенская роспись все еще покрыта вуалью таинственности, и у людей возникает множество разногласий по поводу ее происхождения.
Например, одни утверждают, что мезенская роспись получила развитие из такого вида творчества как резьба по дереву, другие кивают в сторону книжной каллиграфии, ссылаясь на то, что в мезенской росписи гораздо богаче орнаментальный животный мир, чем в резьбе.
Кто-то находит в росписи элементы древнегреческого орнамента. Существует также теория, что мезенская роспись берет свои истоки с наскальной живописи, и находят этому подтверждение, прослеживая исторические связи.
Орнаментальная мезенская роспись хороша для вышивки тем, что ее построение не требует сложных и плотных заливок. Основные инструменты, используемые в работе – это инструменты для создания строчек и стежков. Обратите внимание на то, что многие орнаменты вы сможете повторить с помощью швейной машинки, ее способности формировать различные строчки. Владея основными знаниями построения орнамента, вы с легкостью создадите любой дизайн, а если и ошибетесь в построении правильного узора, то не беда, сегодня не такие строгие правила и изделия скорее несут декоративное направление, нежели религиозное.
В вышивке орнамента самое сложное это стыковка, повторение прямой линии узора с повторным запяливанием. Если вы начинающий вышивальщик, и волнуетесь, что не справитесь с работой, попробуйте заменить некоторые детали орнамента тесьмой подходящей по рисунку и цвету. К вопросу о цвете. Основные цвета мезенской росписи это красный и черный.
Мезенские геометрические орнаменты можно поделить на четыре типа: орнамент в треугольнике, орнамент в квадрате, орнамент в ромбе и орнамент в косой полосе. По направленности орнаменты можно также поделить на геометрические, растительные и орнаменты животного происхождения.
1. Земля
2. Подземные воды, мать сыра земля
3. Распаханное поле
4. Распаханная земля прогретая солнцем
5. Распаханные засаженные поля
6. Поля с растениями
7. Горки
8. Вода
9. Земная вода
10. Небесная вода овеваемая ветром
11. Небо с облаками
12. Дождь
13. Дождь с ветром
14. Ветер

В наше время расшифровкой сложных орнаментов занимается интересная наука семантика, мы же опустим подробное описание всех знаков и лишь кратко коснемся основных.
Земля. В любой композиции знак земли может означать как небесную, так и земную твердь. Отличить их можно по расположению. Земля внизу композиции, Небо – вверху.
Вода. Как правило, орнаменты обозначающие воду располагаются в геометрическом орнаменте с косой полосой.
Ветер. Воздух. Предположительно косые штрихи, разбросанные по композиции, означают воздух или ветер.
Огонь. Весьма популярный знак присутствующий практически в любой композиции. Спирали обозначающие огонь можно в изобилии встретить вокруг орнаментов изображающих животных.
Солнце. Солярные знаки используются практически в любом виде народно-прикладного творчества. В мезенской росписи солярные знаки делят на несколько типов: колесо-солнце, Цветок-солнце, Вихрь-солнце.
Знаки плодородия и изобилия.
Весьма популярный знак, использующийся в различных областях.
Подол свадебной рубахи, одежда будущей матери, мезенские короба для хранения драгоценностей.
Древо жизни.Символ мироздания.
Древние славяне считали, что корни дерева это новь (подземный мир), а ствол – явь (земля), крона – правь (небо). Дерево во все века считалось символом энергии и плодородия. Мировое дерево, как его еще называют, всегда было любимой темой у русских вышивальщиц.
Помимо геометрического орнамента мезенская роспись изобилует представителями растительного и животного мира. Образ человека, олени, лоси, лошади, птицы и разнотравье не оставят равнодушными любителей вышивки. Дизайны вышивки в стиле мезенской росписи станут прекрасным украшением для рушника. Украсят стены квартир и диванные подушки. Замечательно подойдут для вышивки на одежде.

[posts2 qty=»8″ cat=»73″ orderby=»rand» transition=»pth» autoplay=»4″ titletag=»strong» w=»400″ date=»no» excerpt=»yes»]

Роспись по дереву википедия �� кони, прялки, птицы, символика народов

Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись. Волшебные узоры и орнаменты, непохожие на привычных животных, чудесные деревья. Мезенская роспись или, как ее еще называют, палащельская — это тип росписи исключительно домашней русской утвари. Прялки, ковши, братины и многое другое расписывали в Мезени с начала 19-го века. Минимум цветов — красный и черный, но насколько завораживают эти сказочные вещи, каждую из которых хочется иметь дома! Попытки возродить это искусство не увенчались успехом. Но что мешает попробовать сделать это своими руками?

Елена Теплицкая «Типы интерьеров, сложившиеся сегодня во всем мире»

Незнакомая Русь, так можно назвать то, что показывает мезенская роспись

Мезенская роспись: главные элементы и орнаменты для начинающих эстетов

Этот тип росписи действительно имеет всего два цвета — черный и кирпично-красный. Наносили ее на дерево — негрунтовку, специальной кисточкой — палочкой «тиской», перьями глухаря и тетерева и кисточками из человеческих волос. Затем на изделие наносилась олифа. В наше время, если где-то эту роспись используют, то в ход идут уже обычные кисти — за глухарями и тетеревами уже никто не будет бегать. Ранее росписью занимались исключительно мужчины. Сегодня этого правила нет.

Мезенскую роспись и ее элементы характеризует символьный орнамент. Это и является ее особенной, неповторимой чертой. Черточки, звездочки, квадратики, ромбики, солярные знаки — каждый имеет свой глубокий смысл. Нужно только уметь его прочитать. Символы огня, воды, воздуха, урожая гармонично встроены в мезенский орнамент. По факту можно классифицировать эти орнаменты как особый вид древнего письма. Подробно познакомиться с каждым элементом поэтапно позволяет рабочая тетрадь Мезинская роспись, разработанная для детей автором Ю.Г. Дорожиным и художником Ольгой Знатных.

Конь, к примеру, в мезенской росписи, это не просто лошадки — он является символом восхода солнца. Утка — порядок вещей. Утка уносит с собой солнечный диск в подводное царство до рассвета солнца и охраняет его там. Олениха — небесная родительница, дарующая жизнь всему живому на Земле. Елки — символ мужской силы. Эти символы очень сильно перекликаются с наскальными рисунками, которые были найдены на берегу Белого моря и Онежского озера.

Эфир 31.01 | ДЕКУПАЖНЫЕ ПРЕМУДРОСТИ | Ответы на вопросы

Символика мезенской росписи включает в себя также знаки воздуха и огня. Эти стихии многое значат. Воздух сродни Духу Божьему, положившему начало всей жизни, а огонь близок по значению к Солнцу. Чтобы он «не вышел из-под контроля» и из необузданной разрушающей силы превратился в подчиненную и созидательную, мастера изображали его «пойманным»: размещали короткие черточки как бы надетыми на скрещенные линии.

Откуда идут истоки мезенской росписи, сложно ответить — они теряются так глубоко в веках, что доискаться истины уже невозможно.

Галерея: мезенская роспись (25 фото)

Мезенская роспись: урок (видео)

Мезенская роспись доски: мастер-класс от профессионалов

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс, и ваш интерьер украсится настоящим шедевром, который не купишь в магазине. Удовольствие гарантировано, как и восхищенные оценки гостей и домочадцев. Если сомневаетесь, что сможете сами детально продумать рисунок — в интернете можно скачать картинки или раскраску и сделать из нее трафарет.

G8 2018/ Мастер-класс / Визуальный интеллект, новое оружие от Юлии Мокроусовой

Попробуйте сделать такую доску, как предлагает этот мастер-класс

Для мезенской росписи по посуде потребуются следующие материалы:

  • обычная разделочная кухонная доска — болванка (некрашеное дерево);
  • гуашь;
  • кисточки 1, 3 и 5;
  • карандаш простой;
  • линейка;
  • ластик;
  • коей ПВА;
  • кисточки для клея и лака;
  • лак для дерева.
  1. По поверхности доски нужно нанести клей. Отложить в сторону, чтобы клей полностью высох. Ограничьте доступ к изделию домашних животных — их, как магнитом, тянет к таким вещам.
  2. После того, как доска просохла, на переднюю сторону необходимо нанести цвет фона (охру). Работу вести самой крупной кистью, не меньше пятерки.
  3. Простым карандашиком набросать базовые линии выбранного узора.
  4. Далее покрыть коричнево — красным цветом верхнюю часть рукоятки доски, основную ее часть и боковины.
  5. Далее обвести контуры основного узора коричнево — красным цветом. Эта работа выполняется кисть номер три. Верхнюю полоску поделить на треугольники. Низ разделить на автономные клетки.
  6. Сделать набросок базовых частей сюжетной линии в середине доски: прорисовываем контуры лошади, солнце, орнаментные дуги по верхнему краешку полосы клеток.
  7. Закрасить фигуру коня. Нарисовать птиц (одна птичка — на ручке, другая — в основной композиции).
  8. Добавить в клеточный узор диагональные линии.
  9. Теперь в действие входит черный цвет. Узор разбавляется деталями (треугольники, капельки, завитушки, кружки, волнистые линии). Работу необходимо выполнять тонкой кистью первого номера.
  10. Рисуется верхняя полоса орнамента деталями черного цвета.
  11. Затем прорисовывается грива, ноги. Хвост коня. Сделать набросок крыльев птички в полете. Нарисовать солнечные лучи.
  12. Довести до конца птицу вверху доски.
  13. Нарисовать елку и еще одну птичку в полете. Под конем нарисовать полоску завитушек.
  14. Композиция дополняется мелкими деталями (завитушки, ветер, мошки).
  15. Расписанную поверхность доски покрыть бесцветным лаком. Обратную сторону красить не надо — она может потребоваться для разделки продуктов.

Будьте осторожны при работе с лаком — проветривайте помещение. Не держите лак возле открытого огня. Рабочий стол лучше покрыть пленкой на случай, если лак попадет на поверхность стола. Когда работа будет завершена, лак и растворитель нужно хорошо закрыть. Кисти промыть. Еще раз проветрить помещение.

Мезенская роспись: рисуем коня по классической схеме

Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма. Поэтому на редком количестве существующих предметах расписанных данным типом росписи, его нет. Как он рисуется — показано ниже.

Конь или лошадь, как становится понятно — одна из центральных фигур мезенского символизма

МАСТЕР-КЛАСС по рисованию гуашью для детей 3–5 лет

  1. Чтобы нарисовать коня в мезенском стиле, можно сразу писать кистью или, если это сложно, сначала прорисовать простым карандашом.
  2. Кони бывают разными — совсем простые и с «вывертом». Отличие обычно в хвостах, гривах и прочих частях фигуры коня.
  3. Роспись начинать лучше с ног. Сначала пишутся крайние, затем те, что в середине.
  4. Обязательно нужно помнить о пропорциях туловища и шеи коня. На некоторых предметах, украшенных мезенской росписью, можно встретить совершенно непропорциональных коней. Но это, скорее, исключение из правил. Мастера с именем рекомендуют соблюдать общепринятые пропорции.

Что надо знать начинающему

Прежде всего, то, что занятие мезенской росписью может принести не моральное удовлетворение и эстетическое наслаждение, но это еще и неплохой вариант заработать деньги. Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов.

Учитывая то, что ей мало кто владеет, можно легко понять, какой на нее спрос среди знающих людей. Если задаться целью и сконцентрироваться на этом редком искусстве, можно завоевать большой авторитет и параллельно зарабатывать неплохие деньги.

Мода на старину никогда не пройдет, а мезень — слишком редкая роспись даже в ряду самых больших раритетов

Материалы, требующиеся для начала работы, не требуют больших затрат — позволить себе заняться искусством мезенской росписи может себе каждый.

Лаки, краски, материалы

Занятие мезенской росписью по дереву требует всего два цвета красок, но качественных. Мезенцы пользовались углем — понятно, что сегодня это редкая практика. Начинающим можно посоветовать гуашь. Более продвинутые профессионалы подбирают краски индивидуально. Материал зависит от того, что предполагается расписывать. Основное направление большинства, занимающихся этим искусством — доски. Безусловно, труднее расписывать прялку или короб — техника усложняется, а все ищут более простых путей.

Лаки должны быть бесцветными, но не самыми дешевыми — они дольше сохнут, трескаются, в общем — пустая трата денег.

Мезенская роспись: олени (видео)

Замечено одно: люди, которые занимаются какими-то редкими видами рукоделия, искусствами, не испытывают душевного дискомфорта и разногласий с самими собой. Делая ту или иную вещь, делающий мысленно переносится внутрь свой поделки — он вживается в то, что исполняет. Главное – выбрать правильный путь и не сворачивать с него. Тогда мир в душе будет обеспечен, а вместе с этим придет и все остальное. Мезенская живопись медитативна и несет только радость и счастье.

Мастер-класс Мезенская роспись. Создаем правильный мир