Мастер-класс Мыло с нуля «Черная глина». Холодный способ

Мыло с нуля «Черная глина». Холодный способ

Мне хочется показать вам, как я делаю мыло холодным способом. Я заранее рассчитала рецепт на калькуляторе и все подготовила.

Я не стала снимать, как взвешивала на весах масла и все остальные ингридиенты. Рецепт расчитан на 720 грамм готового мыла, при соотношение воды к маслу 33% и пережире 8%. И так вам понадобится:

1. Оливковое масло —183 г (38%).

2. Масло сладкого миндаля — 92 г (19%).

3. Какао масло нераф. — 74 г (15%).

4. Кокосовое масло — 92 г (19%).

5. Пальмоядровое масло — 37 г (8%) Итоговый вес масел — 478 г.

6. Молочная кислота — 14,34 г (3% от веса масел).

7. NaOH Щелочь — 65,38 г + 5,16 г (на нейтрализацию молочной кислоты) Итого — 70,54 г

8. Вода — 157,74 г.

9. Пигменты (я использовала черный и золотой) и черная глина.

10. Масляный экстракт зеленого чая.

Черная глина является отличным средством при борьбе с целлюлитом, активирует процессы жиросжигания и нормализует клеточный обмен, а так же будет оказывать срабящий эффект. А экстракт зеленого чая оказывает антиоксидантное воздействие и защищает кожу от преждевременного старения.

Также вам понадобятся перчатки, очки и распиратор при работе со щелочью. Думаю, подробно писать, что щелочь может быть опасной не нужно, главное — будьте внимательны и осторожны.

Воду лучше предварительно заморозить и взвешивать уже лед. Стакан со льдом я ставлю в емкость, на случай если он лопнет, чтобы щелочной раствор никуда не попал. И начинаю высыпать в него щелочь.

Щелочь начинает быстро топить лед, т.к. при смешение щелочи и воды выделяется тепло. Главное — не делайте наоборот, только ЩЕЛОЧЬ В ВОДУ, а то слишком бурная реакция приведет к нехорошему результату.

После того, как вся щелочь растворилась, добавляю в раствор молочную кислоту, она образует при соединение со щелочью лактат натрия. Он добавит мылу увлажняющих свойств.

После этого в емкость, где стоит стакан, добавляю холодной воды, чтобы остудить раствор. После добавления молочной кислоты он немного меняет цвет. Можно налить воду в емкость сразу, но так как вода была предварительно заморожена, это не обязательно.

Пока я готовила щелочной раствор, у меня топились масла, но масло какао упрямое и топится дольше остальных :) Масла выше 40°C я стараюсь не нагревать, чтобы потом не пришлось их долго остужать. И масло какао буду дотапливать постоянным помешиванием, масла достаточно горячие, чтобы растопить какао, а так оно быстрее растопится.

Когда упрямое какао, наконец, растаяло, я измеряю температуру масла, она 38°C.

Измеряю температуру щелочного раствора, к сожалению, на фото термометр бликует, температура на нём 40°C. ДопустИм и больший люфт температуры масла и щелочи, но мне нравится, когда он не превышает трех градусов.

Раствор щелочи стал прозрачным, и видно, что все кристаллы щелочи растворились, но в масло я все равно выливаю его через ситечко. А вдруг там затесался коварный кристаллик, который делает вид что его нет :)

Щелчной раствор сразу оседает на дно.

После чего в дело вступает погружной блендер. Размешиваю я на средней скорости, примерно 10 секунд, несколько секунд перемешиваю выключенным блендером.

Пузырьки образуются если попадает воздух.

И снова размешиваю, но уже на высокой скорости, примерно 10 секунд.

После чего разделяю смесь на три емкости.

И начинаю добавлять всякие полезности и красивости :)

В большую емкость я добавила экстракт зеленого чая, примерно 35 капель, и черный пигмент.

В среднюю тоже добавляю экстракт, 25 капель, и золотой пигмент.

А в самый маленький стакан добавляю черную глину.

Сначала я перемешиваю все ложкой, а потом уже блендером, на средней скорости примерно 3-5 секунд.

То же проделываю и со средней емкостью. А вот ту, где добавлена черная глина, я размешиваю стеклянной палочкой, блендер туда просто бы не влез :)

И начинаю все выкладывать в деревянную форму, которую я предварительно выстелила пергаментом для запекания. Первый слой я делаю с черным пигментом. А потом добавляю золотого.

Немного массы с глиной

И опять с черным.

И продолжаю заливать в той последовательности которая придет мне в голову. Никакой системы, просто фантазия :)

Наконец, масса закончилась. Теперь можно немного порисовать палочкой, а задно и помешать то, что вылито в форму.

Накрываю форму крышкой и жду :) Ждать буду 24 часа.

Форма не обязательно должна быть деревянной, можно использовать силиконовую, даже коробку изпод обуви можно :) Просто недавно я купила себе новые деревянные формы и не могла не испытать их в деле.

Наконец прошло почти 24 часа. Не удержалась и открыла форму на два часа раньше :)

Черный пигмент оказался не таким уж и черным после застывания мыла :)

Отклеиваем бумагу от формы и убираем стенки. От мыла бумага отделяется без труда, а бока мыла такие гладкие, что его не нужно обрезать.

Теперь его можно и порезать.

На срезе мыло получается таким:

Вот такое мыльце у меня получилось, теперь оно отправится в коробку зреть на две-три недели. Я для этого пользуюсь коробками, которые покупаю в Икее. Они высокие, а ручки дают отличную вентиляцию.После того, как оно созреет, мыло появится на витрине моего магазина.

Надеюсь мой мастер-класс вам пригодится :) Если какие-то моменты остались не ясными, то задавайте вопросы, и я постараюсь на них ответить.

Мыло с нуля, холодный способ, мастер-класс с фото.

Мыльное ОБЖ, к которому мы будем возвращаться неоднократно.

Чтобы сделать мыло «с нуля», понадобится кое-какое «оборудование» и ингредиенты, без которых этот процесс невозможен. Помещение, где вы варите мыло, должно хорошо проветриваться, все поверхности, емкости, приборы, мерные ложки — быть чистыми, а посуда и приборы, которые используются для мыловарения, не должны применяться для приготовления пищи. Щелочь должна храниться в плотно закрытой банке, в полиэтиленовом пакете, на отдельной полке, в недоступном для детей и домашних животных месте.

Если вы еще не обзавелись защитой и нужными приспособлениями, пожалуйста, внимательно изучите мастер-класс, технику безопасности, купите все необходимое, и только после этого приступайте. Мыловарение предполагает работу с едким веществом — щелочью, ваше здоровье и безопасность, а также здоровье и безопасность ваших близких зависит от того, насколько вы ответственно подходите к процессу.

И не забывайте: создание мыла, как и любой вещи, сделанной вручную — очень серьезный процесс, в свое творение вы вкладываете все мысли и чувства, которые испытываете во время работы. Поэтому если вы раздражены, злитесь на что-нибудь или испытываете еще что-то не слишком позитивное, или у вас болит голова — сначала приведите в порядок свой внутренний мир и состояние, и только потом приступайте к работе.

Приготовление мыла холодным способом обычно занимает час-полтора, с учетом мытья посуды. Итак, приступим.

1. Клеенка на стол и пол около стола, на котором все завешивается (если на полу линолеум, то можно не стелить на пол клеенку).
2. Электронные весы с точностью до грамма для взвешивания масел, с точностью до 0,1г или до 0,01 г для взвешивания щелочи. Если вы варите меньше 0.5 кг мыла, то весы для взвешивания щелочи ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть с точностью до 0.1 г.
3. Большой жаропрочный стеклянный стакан с толстыми стенками, емкость для взвешивания щелочи (лабораторный пластиковый стакан, если его нет, то можно использовать одноразовые пластиковые емкости, которые после использования выбрасываются), стеклянная или фарфоровая ложка для завешивания щелочи, стеклянные палочки или лабораторные/медицинские шпатели для размешивания раствора. Я пользуюсь специальной лабораторной посудой — она химически нейтральна и очень удобна для таких целей.
4. Стеклянная кастрюля с крышкой (можно стальную, но стекло все же химически нейтрально, в отличие от металла, если только это не медицинский сплав).
5. Кастрюля под водяную баню (для горячего способа, о котором в следующем МК)
6. Лабораторный или электронный термометр
7. Блендер (используется только для мыла, для приготовления пищи использовать нельзя).
8. Кофемолка (чтобы размолоть травы, или соль для солевого мыла)
9. ОБЯЗАТЕЛЬНО! Латексные перчатки, респиратор (не марлевая повязка, а именно респиратор для работы с химвеществами!), шапочка на голову (бандана, платок), защитные очки. Желательно также надеть халат или такую одежду, которую можно легко и быстро снять в экстренной ситуации (если вдруг вы выплеснули на себя щелочной раствор).
10. Уксус или раствор лимонной кислоты на случай, если щелочь попадет на кожу (обязательно!)
11. Деревянная ложка для размешивания мыльной массы (я пользуюсь можжевеловой или бамбуковой, они наиболее прочные и устойчивые к щелочной мыльной массе).
12. Емкости для размолотых трав
13. Бумажные полотенца.
14. Формы для мыла. Если нет специальной деревянной формы или силиконовых форм, то ими могут стать силиконовые формы для выпечки, пластиковые банки для пищевых продуктов, баночки от творожков или йоруртов, детские формочки для песочницы, пакеты от сока etc.
15. Пищевая пленка (ее кладут в форму, чтобы потом было проще вынимать мыло)
16. Вазелиновое масло для смазывания формы (если вы не будете вкладывать в нее пленку)
17. Полотенца.

ИНГРЕДИЕНТЫ
1. Растительные масла, самые разные. Если вам не претит — то и животные жиры, они прекрасно подходят для приготовления мыла, как показывает многовековая история мыловарения. 2. Щелочь (гидроксид натрия, он же едкий натр, он же каустическая сода для твердого мыла, гидроксид калия — для жидкого). ПИЩЕВАЯ И КАЛЬЦИНИРОВАННАЯ СОДА, а также ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ПРОЧИСТКИ ТРУБ для изготовления мыла НЕ ПОДХОДЯТ! Щелочь должна быть высокой степени очистки — ХЧ или ЧДА (то есть, химически чистая и чистая для опытов)

3. Эфирные масла и травы, чтобы ароматизировать мыло, а также придать ему дополнительные свойства.

4. Глины (черная, голубая, зеленая, белая, красная, желтая) — чтобы подкрасить мыло, а также сделать его скрабовым. Эффект скраба и пилинга мылу придают также размолотые растения, размолотые оливковые, абрикосовые или виноградные косточки, нутовая мука, кофе мелкого помола, какао-порошок.

5. Воск (пчелиный или растительные) — они придают мылу дополнительную твердость, а также не дают образоваться на готовом мыле содовому осадку. Также можно использовать стеариновую кислоту, она помимо всего повышает стабильность пены.

6. Вода — я пользуюсь или родниковой, или бутилированной, или минеральной. Воду можно заменить отварами, гидролатом или молоком — но при ХС это дает, в основном, только цвет, поскольку органика реагирует со щелочью, и исходного вещества не остается. Щелочной раствор на отваре сказывается на цвете мыла, как и молоко, если его не замораживать.

7. Красители — хлорофилл, спирулина, марена красильная, порошки-экстракты из скорлупы каштана, шкурок черного винограда, коры кампече, сахара, аннато и др., красители СО2, глины, сок пертрушки или крапивы, облепиха.

Каждое масло обладает своими свойствами именно для мыла. Какие-то масла делают мыло твердым, какие-то в больших количествах сделают его мягким, как пластилин, поэтому нужно тщательно выверить состав. Например, кокосовое масло не только делает мыло твердым, но и способствует образованию пушистой крупной «пузырчатой» пены, благодаря касторовому маслу пена получается мелкой, нежной и плотной (но пенообразующим касторовое масло не является, оно пеностабилизирующее), оливковое масло почти не дает пены (если варить на чистом оливковом масле), в смеси с дрегими — даст пену шелковистую и очень мелкую, а масло ши превратит мыло в поистине волшебное средство для мытья. Оливковое масло — на мой вкус — лучше всего брать EV. Помас после нескольких проб мне не понравился. Оливка Extra Virgin — фаворит. Из оливковых я использую Terra Delissa, Basso, Cortyo de Gobantes, Ionica.
Для каждого масла существует свой коэффициент омыления (SAP), поэтому необходимо тщательно рассчитать необходимое количество щелочи и жидкости. Воск также берется в расчет. Можно рассчитать как раньше, вручную, по формуле, а можно воспользоваться калькулятором щелочи, благодаря которому расчет делать просто и быстро. Есть как англоязычные версии, так и русскоязычные. Также есть понятие «пережир» (суперфат (SF) на английских калькуляторах). Это процент неомыляемых жиров, которые не вступят в реакцию со щелочью. При ХС его закладывают в расчет сразу, при ГС — рассчитывают отдельно, от общей массы масел. Во втором случае масла для пережира вводятся перед тем, как готовое мыло закладывается в форму. Обычный процент пережира — 7-10. Я в некоторых случаях делаю 15 — когда нужно мыло для очень сухой и чувствительной кожи.

Итак, все подготовлено, масла выбраны, щелочь и вода рассчитаны, можно начинать. Помните про ОБЖ — работать со щелочью нужно в респираторе, резиновых перчатках и защитных очках!

Мыло, участвующее в фотосессии — «Закат в пустыне». Хотя некоторые фото из другого процесса, в силу лучшего качества
Масла: ши нерафинированное, какао нерафинированное, кокосовое и касторовое. Пчелиный неотбеленный воск. Щелочной раствор сделан на отваре африканских лекарственных и ароматических растений (описание есть у меня на галерее, если кого-то заинтересовали подробности об этих растениях). Дополнительные компоненты для скрабовой части (они же выполняют и роль красителя): красный сандал, размолотые корни и кора африканских лекарственных и ароматических растений.

Взвешиваем компоненты. Лучше всего в первую очередь растопить твердые масла и воск, а жидкие масла добавить позже, чтобы охладить массу до нужной температуры. Для взвешивания масел перчатки и респиратор с очками не нужны, но держите их под рукой, скоро они нам понадобятся. Масло ши. В данном случае — это нерафинированное масло из Мали.

Воск пчелиный неотбеленный. Вместо воска можно взять стеариновую кислоту.

Взвешиваем щелочь и необходимое количество жидкости (воды, молока, отвара трав). Часть жидкости можно предварительно заморозить, чтобы при растворении щелочи раствор был не слишком горячим. Если делать мыло на молоке, то молоко обязательно нужно заморозить, иначе реакция будет очень бурной и очень неароматной А также мыло впоследствии потемнеет. Удобнее всего сначала сделать щелочной раствор, а пока он будет остывать, подогреть масла до нужной температуры.

Сн ова ОБЖ! Не забывайте о технике безопасности — работайте в перчатках, респираторе, защитных очках и при открытом окне!
Полное боевое облачение истинного мыловара выглядит так:

Лабораторный стакан из специального химически нейтрального пластика для взвешивания щелочи. Удобнее всего брать стакан на 450 мл. Но если отдельного стакана для щелочи нет, то нас спасут одноразовые пластиковые емкости.

Ставим банку со щелочью на одноразовое полотенце — если с крышки на стол попадет щелочь, она останется на полотенце. Если шаг весов позволяют, то используем фарфоровый стакан. Щелочь взвешиваем на точных весах, с погрешностью не больше 0,1г.

Если шаг весов не позволяет, или специального стакана для взвешивания щелочи нет, можно использовать пластиковые одноразовые емкости.

При взвешивании держим банку со щелочью над емкостью, щелочь набираем ложкой и аккуратно высыпаем в банку. НЕЛЬЗЯ насыпать щелочь через верх банки! Не наклоняйтесь посмотреть, как она там, в банке — мелкая щелочная пыль может попасть на неприкрытые участки кожи. Если это произойдет, смойте щелочную пыль очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.

Щелочь взвешена. Закручиваем крышку, убираем банку. Лучше не оставлять ее на столе. Если будете варить еще мыло, всегда можно снова достать банку, она в пределах квартиры, вряд ли до нее нужно будет мчаться на оленях Мерную ложку заворачиваем в одноразовое полотенце и относим в раковину.

Стакан с жидкостью удобнее всего поставить в раковину и постепенно, постоянно помешивая раствор, всыпать щелочь. ВАЖНО: щелочь всыпается в воду, а не наоборот!
Не наклоняйтесь над стаканом, чтобы щелочные пары не попадали на кожу! Если это произойдет, промойте эти участки кожи очень слабым раствором лимонной кислоты, а затем — большим количеством воды.
В раковину можно пустить холодную воду, чтобы раствор охлаждался и не вскипел. Если вы делаете мыло с шелком, то вода не нужна, раствор должен быть очень горячим, чтобы шелк растворился.

Если в растворе остались нерастворенные частицы (это бывает со щелочью чешуйками, могут попадаться включения, которые не растворяются), то процеживаем ее через марлю. НЕ используйте алюминиевые ситечки — щелочь вступает с алюминием в реакцию! Никакие приспособления из алюминия, в том числе — фольга, формочки для выпечки и т.п. при приготовлении мыла не применяются.

Щелочь остывает или в ней растворяется шелк, возвращаемся к маслам.
Ставим посуду с твердыми маслами и воском на минимальный огонь (или на водяную баню), чтобы они расплавились до жидкого состояния. Если в мыле присутствует воск, то в случае перегрева масла нужно охлаждать только помешиванием, а не ставить емкость в холодную воду — воск застынет и осядет на стенках, придется снова разогревать масла.

Постепенно твердые масла и воск растапливаются. Если их постоянно помешивать, то процесс пойдет быстрее. Не нужно греть масла до полного растопления, достаточно, чтобы жидкой стала половина или две трети массы. Остаток расплавится уже за счет достигнутой температуры. Когда твердые масла растопились, вливаем жидкие, уже без подогрева.

Замеряем температуру щелочного раствора (помним про ОБЖ — не наклоняемся над стаканом!). Оптимальная температура для смешивания — от 30 до 70 градусов. 30-40 градусов — температура, при которой смешивают массу для свирлов. При смешивании на более высокой температуре масса быстро входит в густой след, а также быстрее входит впоследствии в гель, если мы будем проводить через него мыло. Масла и щелочной раствор должны быть одной температуры (допустима разница в 1-3 градуса, если разница будет больше, то масса может расслоиться, и тогда спасет только ГС).

Замеряем температуру масел.

Когда одинаковая температура масел и щелочи достигнута, щелочной раствор вливается в масла, которые надо при этом постоянно помешивать. Удобнее всего делать это выключенным блендером. Пустой стакан от щелочи отставляем в раковину. Защиту пока не снимаем.

При вливании щелочного раствора мыльная масса мутнеет. Сначала размешиваем ее ложкой.

Или выключенным блендером.

А теперь включаем блендер. Перемешивая, надо делать перерыв и мешать какое-то время вручную, чтобы не перегреть блендер и не пропустить момент, когда масса будет готова. Процесс может занять от 5 до 15 минут, в зависимости от объема и состава (у меня рекорд 7 минут, до 15 никогда не дотягивал )

Постепенно масса начинает густеть.

Когда мыло достигнет «стадии следа», можно переставать мешать. «Стадия следа» — это когда мыльная масса, медленно стекая с блендера или ложки (а при очень «плотном» следе масса даже не стекает, а остается на блендере), , оставляет на поверхности нерастекающиеся капли. СЕйчас уже можно снять защиту — кроме перчаток, поскольку в мыле ХС предостаточно свободной щелочи.

Стадия хорошего, густого следа. Сейчас самое время ввести желаемые добавки: эфирные масла, травы, глины etc. Эфирные масла взвешиваются на весах, как и все остальное, в отдельном флаконе или стаканчике, затем разводятся в небольшом количестве базового масла либо полисорбата, и слегка подогреваются (совсем немного!). Влив эфирные масла, быстро перемешайте мыльную массу блендером, а при очень густом следе лучше промешивать ложкой.

Можно сделать многослойное мыло. Для этого разделите массу на нужное количество частей, одну оставьте без добавок, во вторую добавьте глину одного цвета, в третью — другого (либо травы).

Здесь одна часть мыла без добавок, во вторую добавлен красный сандал, в третью — смесь из размолотых африканских растений и красного сандала. Смешав все с выбранными добавками, выложите мыло слоями в подготовленную форму.

Верхний слой можно сделать узорчатым — вычертив палочкой разнообразные разводы и завитушки.

Выложив мыло в форму, прикройте ее крышкой или закутайте полотенцем. Я обычно подогреваю духовку, выключаю, и ставлю туда завернутое в полотенце мыло — проходить гель (кроме мыла на молоке, его не стоит вводить в гель, молочное мыло лучше убрать в холодное место, чтобы избежать геля — так оно останется светлым).

Этот процесс может занимать несколько часов, мыло становится жидким и сильно нагревается, поэтому будьте осторожны, не тыкайте в массу пальцем

Когда мыло прошло гель, его можно вынуть из духовки и оставить на сутки в форме, твердеть.
Через сутки выньте мыло из формы, разрежьте на куски, разложите на удобной поверхности (я использую большую буковую доску), прикройте чистым полотенцем и оставьте на несколько дней сохнуть. Через несколько дней заверните мыло в пергамент и оставьте зреть на 4-5 недель. Кастильское мыло, в котором содержание оливкового масла от 70 до 100%, зреет 6 месяцев и дольше.
Недозревшим мылом, конечно, можно пользоваться, но оно будет слишком щелочным и станет сильно сушить кожу — масла еще не пройдут омыление, и в мыле останется непрореагировавшая щелочь. Может возникнуть раздражение. Поэтому лучше подождать, пока процесс завершится, и получить прекрасное нежное натуральное мыло!

1. Эфирные масла. Они должны быть качественными, т.е., купленными в нормальном магазине, который специализируется на этом, а не в аптеке. Количество эфирных масел на кг базовых масел у меня — от 50 до 100г, в зависимости от того, какие это масла. ЭМ жгучих пряностей (корица, перцы, кардамон, имбирь и т.п.) берется в целом 50 г (не забывайте о ТБ при применении эфирных масел, например, эфирного масла корицы в этой смеси не должно быть более 1-2%, т.е., 0,5-1,0 г ). В этом случае вы получаете и аромат, и дополнительные свойства, которые придадут мылу эфирные масла. Как говорилось в одном бородатом анекдоте — «евреи, кладите больше заварки»

2. Глины, сухое молоко, фруктовые пудры и другие порошки. Если мыльная масса слишком густая, то промешать сухую глину, сухое молоко и т.п. будет сложно, останутся комочки. Поэтому предварительно диспергируйте вводимый порошок в небольшом количестве масла, воды или глицерина, чтобы получилась однородная густая паста (для лучшего перемешивания используйте миксер). Так глина (сухое молоко, фруктовая пудра etc) не образуют комочков в массе и быстро перемешаются.

3. Размолотые травы. Травы придают мылу скрабовые свойства. Они гораздо мягче по действию, чем скраб из косточек, например, особенно если их не только размолоть, но и просеять через мелкое сито. Также размолотые травы перед добавлением в мыло можно распарить (залить кипятком, хорошо перемешать, чтобы получилась травяная «паста», закутать во что-нибудь и оставить постоять несколько часов). Скраб из распаренных травя мягче и приятнее.

4. Можно сделать любое мыло ХС безгелевым способом, особенно если вы добавляете эфирные масла цитрусов или какие-либо красители, которые чувствительны к высоким температурам. Безгелевое мыло будет дольше зреть (лучше выдержать его не меньше 2 месяцев), а также, по отзывам, оно сильнее размокает, чем то, которое прошло гель.

Помимо холодного существует также горячий способ создания мыла. О нем — в следующем мастер-классе

Кастильское мыло холодным способом — пошаговый мастер-класс.

Если вы из тех людей, кто стремится выбирать для ухода за собой органические и натуральные средства, то вы, наверняка, слышали о кастильском мыле.
Кастильское мыло изготовлялось ещё в средние века, и с тех пор не потеряло своей популярности. Классический рецепт этого прекрасного мыла состоит из оливкового масла, щёлочи и воды — достаточно доступных для всех ингридиентов. Оливковое масло делает это мыло нежным и мягким по воздействию, и даже бережно ухаживает за вашей кожей, не теряя при этом своих очищающих свойств. Поэтому именно кастильское мыло так часто используют в качестве детского. Оно ласково позаботится о деликатной детской коже, оставив её чистой и мягкой.
Уход за детьми — не единственный способ использования кастильского мыла — оно имеет множество применений. Им можно мыть голову (и не пользоваться при этом кондиционером), убирать с ним дом, стирать детские вещи, ну и, конечно, мыться с ног до головы.
Кроме того, такое мыло гораздо бережнее относится к окружающей среде, не загрязняя природу таким количество вредных веществ, как, например, промышленные моющие средства.
Единственным (спорным) недостатком кастильского мыла являеся его пенка. Она очень кремовая, мелко пузыристая и скользкая (некоторые называют её сопливой). Однако, на мой взгляд, это вопрос личных предпочтений.

Если вы новичок в мыловарении — начните свой путь в мир средств ухода за собой собственого приготовления именно с этого мыла. Во-первых, оно не требует великого множества ингридиентов, и два из них наверняка есть в вашем доме (я говорю о воде и оливковом масле), а во-вторых при простоте рецепта вы получаете прекрасное мыло, достаточно твёрдое, кондиционируещее с мягкой кремовой пеной. Это веками проверенный способ — приобщитесь к нему и вы.

Сегодня мы попадём сразу в две мишени — научимся делать кастильское мыло с нуля и освоим процесс приготовления мыла холодным способом (вы также можете встретиться с аббревиатурами — ХС, cold soapmaking process, CP — они обозначают одно и тоже).

Итак, рецепт №1:

    • Оливковое масло* 500 г
    • Щёлочь NaOH 63,89 г
    • Вода 165 г

* в данном мыле я использовала Extra Virgin, но по прошествии времени я обнаружила, что просто 100% оливковое масло, а ещё лучше помас прекрасно работают в этом мыле. Мыло на помасе и 100% оливк. масле получаются белее, тверже и гораздо дольше не прогоркают.
** Что такое пережир в мыле? Пережир, или суперфэт (SF, Superfat) — это % масел, которые не прореагирует со щёлочью, а значит будут питать и ухаживать за вашей кожей.

Обычно в пережир идут самые дорогие и полезные масла, % пережиривания (химический термин) в мыле обычно 5-10%, для шампуневых 3%.
Просто, не правда ли?

Однако, если вы хотите немного отклониться от классики, добавить мылу твёрдости, а пенке — пузыристость, можете воспользоваться рецептом №2. Мне очень нравится мыло по этому рецепту — оно нежное, мягкое и приятное.

Рецепт №2:

  • оливковое масло (базовое) 700г
  • кокосовое масло (для пенки) 100г
  • пальмовое масло (для твёрдости) 100г
  • отвар ромашки (замороженный) 297г
  • щёлочь NaOH 120,32 г (лучше рассчитать по клькулятору щелочи!)
  • пережир 5%

Кроме масел вам понадобятся:

    • — средства защиты (перчатки, очки, длинные рукава, респиратор, открытое окно).
    • — раствор уксуса для нейтрализации щелочи в случае непредвиденных ситуаций
    • — посуда
        • термостойкая ёмкость для щелочной смеси (можно банка из огнеупорного стекла)
        • ёмкость для взвешивания сухой щёлочи (можно пластиковый одноразовый стаканчик
        • ёмкость (лучше стеклянная) для смешивания мыльной массы (её объём дожен быть больше, чем суммарный объём масел, воды и щёлочи в рецепте.
        • 2 ложки или шпатель для смешивания
    • погружной блендер. Именно блендер, а не миксер. ). С миксером процесс может затянуться на часы, кроме того, он опасно разбрызгивает мыльную массу. Дешевый блендер можно купить в Москве в пределах 400 руб.
    • весы с точностью до десятых грамма. Это очень важно. Если у вас весы имеют точность до грамма, то вы можете делать рецепты от 1 кг. масел. Недорогие весы можно купить на китайском сайте buyincoins.com (от 400 руб).
    • термометр для измерения температуры щелочи и масел, лучше 2, или бесконтактный инфракрасный. Недорогие термометры можно купить на китайском сайте buyincoins.com (от 150 руб).

Итак, приступим. Изготовление кастильского мыла холодным способом — пошаговый мастер класс.

Сначала взвесим масла. Помните, что в случае с маслами 1 литр не равен(. ) 1 кг.

Можем на этом этапе отделить масла, которые идут в пережир, чтобы добавить их позже, но я обычно закладываю пережир в калькулятор и замешиваю всю массу масел (почему — читайте в статье про пережир).
Если вы используете твёрдые масла (рецепт №2), вам необходимо растопить их на водяной бане.
Воду тоже взвешиваем, наливаем в банку, где будем смешивать её со щелочью. Посуда должна быть термостойкой!
Если вы хотите делать мыло на отваре трав (рецепт №2) или молоке, предварительно заморозьте его и уже к этим кубикам льда добавляйте щёлочь.

Второй этап — взвешивание щелочи. Теперь вы должны быть в полном обмундировании — на вас защитные очки, респиратор или маска, длинные рукава и резиновые перчатки. Техника безопасности очень важна, т.к. щелочной раствор очень едкий и может серьёзно повредить кожу. Пожалуйста, удалите из помещения домашних животных и детей, откройте окно или включите вытяжку.

Щёлочь лучше взвешивать до десятых грамма. Если есть сомнения — округлите её в меньшую сторону.

Готовим щелочной раствор. В банку с водой или ледяными кубиками высыпаем щелочь. Ни в коем случае нельзя поступать наоборот (. ), это чревато неприятными последствиями, вплоть до мини-взрыва!
Реакция идёт с большим выделением тепло, поэтому вам нужна термостойкая посуда. Для охлаждения я обычно ставлю банку с щелочным раствором в раковину и включаю холодную воду, чтобы протекая, она охлаждала жидкость. Вам нужно размешать кристаллы NAOH до полного расворения. Обязтельно проверьте, не осталось ли их! Если да — процедите раствор через сито перед добавлением в масла.
Пожалуйста, не дышите едкими парами щёлочи — для этого вам нужен респиратор или повязка, а также хорошо проветриваемое помещение.

Измеряем температуру щелочи и масел. Для смешивания температура должна быть почти одинаковой, с разбросом в 3-5 градусов Цельсия. Если по большей части вы использутете твердые масла — смешивайте при температуре 50 гр., если масла жидкие, или вы делаете мыло на молоке, йогурте, отварах — смешивайте при температуре ниже 40 град. — это поможет сохранить полезные вещества в мыле, а молочное ставить белым.

Добавляем раствор щелочи в масла

После мешаем погружным блендером. Лучше не использовать для смешивания мыла миксер — это затянет процесс на часы!
Нельзя мешать мыло непрерывно, это сломает технику. Обычно блендеры рассчитаны на непрерывное использование в течение 1-2 минут. Поэтому 2 минуты мешаем блендером, 1 — ложкой.

Доводим до следа. Следом называется такая консистенция мыльной массы, при которой на поверхности мыла остаются «следы», которые не разглаживаются сразу же. Время наступления следа зависит от состава масел. Это может быть 1-2 минуты до 15-20 (если смешиваете блендером).
На фото — лёгкий след — масса свободно течёт с ложки, но на поверхности уже остаются бугорки

Очень важно довести мыло до настоящего следа, если вы не планируете делать свирлы или прочие украшательства. Иначе позже не полностью сэмульсифицировавшаяся масса может расслоиться на щелочь и масла, и спасти такое мыло вы сможете только переварив горячим способом.
Это — густой след — мыло держит форму.

Доводить до густого следа необязательно, только если у вас есть какие-то специальные цели.

На этом этапе нужно добавить пережир (если вы его отделяли), красители, ароматизаторы.
Используйте красители, стойкие к щелочи.
Осторожнее с ароматизаторами, они могут вызвать расслоение мыльной массы, или вызвать другие неприятные эффекты.

Для детского мыла на этом этапе вы можете обойтись без красителей и ароматизаторов.
Разлейте массу в формы.

На этом этапе у вас есть два пути. Оба лёгкие и доступные.

1. Убрать мыльные формы до затвердевания в морозильник (на 1-2 часа). Это предотвратит стадию геля, сохранит в мыле белый цвет (если мыло на молоке).
2. Закутать мыло полотенцем и убрать в тёплое место или поставить в открытую духовку, нагретую до 50 градусов для прохождения стадии геля (обычно 1-2 часов достаточно).

Что такое гель в мыле?
Гель это стадия процессса омыления, когда мыльная масса начинает темнеть и становиться прозрачной, «гелевой» на вид. Если мыло прошло стадию геля, срок его готовности можно сократить на две недели.

Мыло через 12-30 часов нарезаем. Мыло, приготовленное на жидких маслах, может твердеть дольше.

После нарезки мыло, изготовленное холодным способом должно вызреть
— от 6 недель — не прошедшее стадию геля
— от 4 недель, прошедшее гель.

Кастильское мыло становится только лучше от времени. Хотя пользоваться им можно уже через 4 недели, дайте полежать ему несколько месяцев, полгода, год — вы приятно удивитесь его свойствам!

Если вы не можете ждать так долго, и хотите мыло попробовать сразу же — используйте горячий способ приготовления мыла (пройдите по ссылке).

Мастер-класс Мыло с нуля «Черная глина». Холодный способ