Мастер-класс Настой ржавчины как протрава для натуральных красителей

Настой ржавчины как протрава для натуральных красителей

Настой ржавчины – один из вариантов натуральной экологичной протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями.

Настой ржавчины — это фактически катионы железа, которые при соединение с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

Назначение настоя ржавого железа:

1) увеличивает устойчивости окрашивания,

2) увеличивает насыщенность цвета при крашении. То есть с протравой другими протравами цвет окрашивания более светлый, например салатовый или светло-зеленый, а при добавлении железа – становится темно-зеленым, (может даже переходить в черный при длительном контакте, или большом содержании протравы).

Для того, чтобы получить настой ржавчины, можно использовать различные, уже ржавые железяки. Это простой и доступный вариант для обладателей дачных домиков, или живущих в своем доме.

Настой из уже ржавых железок.

Находим ржавые железки (лучше всего воспользоваться помощью сильной половины человечества), обмываем их чистой водой от земли, грязи, песка, и прочего мусора.

Выбираем емкость, которую нам не жалко, например старое пластиковое ведро, железное ведро, или даже большую стеклянную банку.

Помещаем в емкость ржавые железки, и заливаем чистой водой.

Подробная видео инструкция от производителя. Делаем патину и ржавчину на любой поверхности.

Оставляем на 2-3 дня и более. Железо продолжает ржаветь, выделяя в воду катионы железа, которые и нужны нам. Цвет настоя ржавчины может быть разным, от светло-мутного, до оранжево-коричневого, концентрацией и цветом напоминающий абрикосовый или персиковый сок. Чем темнее и насыщеннее раствор, тем больше там нужного нам железа в активной форме, и тем выраженнее будет эффект протравливания ткани (то есть тем заметнее будет влияние железа на краситель). Самое ценное в этом настое — ржавчина, и она оседает на дно емкости. Поэтому, сливая жидкость из рабочей посуды — не забываем про осадок.

Настой из новых железок.

Берем любые попавшиеся железки, например новые железные гвозди.

Промываем гвозди в мыльном растворе, или с моющим средством (так как гвозди обрабатываются машинным маслом).

Опускаем гвозди в воду, и ждем. С новым железом реакция окисления металла, то есть выделения катионов железа в воду будет происходить медленнее, чем у уже заржавленного железа. Например, вот как заржавели 6 новых гвоздей за 1,5 недели (10 дней).

Для усиления процесса окисления металла в воду можно добавить примерно 1 столовую ложку 70% уксусной кислоты на 1 литр воды, или примерно 1 банку (150-200 мл.) натурального 6% уксуса.

Обращаем внимание на % крепости уксуса, который всегда пишут на этикетке

Дальнейшее использование настоя ржавчины.

Сливаем настой ржавчины в отдельную емкость, кипятим 40-60 минут в этом растворе материалы, которые будем окрашивать. Пропорция1 литр оранжевого настоя на 100 гр. материала. Материал остужаем, вынимаем, отжимаем.

Затем кипятим материалы непосредственно в красителе.

Сливаем настой в емкость, кипятим в нем растения, которыми планируем окрашивать, получаем отвар для крашения, не менее 40-60 минут (можно томить отвар в течение ночи на медленном огне).

В это отваре кипятим материалы для окрашивания.

Протравливание материалов и крашения происходят одновременно.

Возможны и другие варианты, все ограничивается только Вашей фантазией.

Минусы протравы из ржавого железа.

1) На глаз или как-то опытным путем крайне сложно определить концентрацию катионов железа (полезного для нас железа), то есть практически не реально повторить цвет, каждый цвет будет неповторим и уникален. Конечно, это гарантия неповторимости и хенд-мейдовости работы, но это доставляет определенные неудобства самому мастеру.

2) необходимо время для процесса заржавления, при этом этот процесс сложно регулировать и ускорять.

Альтернативы.

Железный купорос. Он продается в магазинах для садоводов в свободном доступе, стоит достаточно недорого, выглядит как зеленая «соль». Не ядовит, используется в сельском хозяйстве, в быту.

Для протравливания используют 1-5% железного купороса от веса окрашивания материала, то есть на 100 гр. ткани или шерсти от 1 до5 грамм железного купороса, + 1,5-2 литра воды кипятить или томить ан медленном огне 40-60 минут, или же использовать одновременно с красителями.

Железный купорос или настой ржавчины не универсальная протрава (в прочем таких и не бывает). Его интересно использовать с мареной, корой и листьями тополя, мятой, пижмой, крапивой, полынью, полынью-чернобыльником, бархацами, и многими другими натуральными красителями. Протравы можно комбинировать для получения оттенков, полутонов, добавлять или не добавлять уксус или иную кислоту, меняя pH среды, получая другие цвета и оттенки из одного и того же красителя. При этом использовать уксус как закрепитель не обязательно.

С железом некоторые растения дают достаточно интересные зеленые, зеленоватые, болотно-зеленые цвета.

Пример окрашивания свежей+ сухой крапивой и настоем ржавчины (все по честному )

— шелк в разной форме. Нижний ряд окрашен крапивой + ржавчина. верхний ряд окрашен крапивой + алюмокалиевые квасцы.

— шерсть. С лева — крашение с железками, с права — с алюмокалиевыми, краситель крапива.

Групповое фото трудов, на фоне шелкового маргиланского газа:

(коричневые коконы — окрашены луковой шелухой), шелковый газ протравлен железом. На фото видно, что разные материалы одного и того же состава (то есть шелковая ткань, шелковые нитки. шелковые волокна и т.д.) дают разные оттенки при окрашивании одним и тем же красителем при всех разных условиях. Цвет ближе к оливковому.

Окрашивание свежей крапивой + настоем ржавчины планируется следующим МК

Валяем из шерсти: несколько способов формирования цветка

Сегодня я представляю вашему вниманию мастер-класс о некоторых способах придания формы цветам из шерсти.

Окрашивание ткани натуральными красителями: Бархатцы / Natural Dyes: Marigold

Форма цветов может быть абсолютно разнообразной. Зависит она от задумки, вашей фантазии и, конечно же, от навыков работы с шерстью.

Обращаю ваше внимание на особенности описанных ниже способов:

1. Для придания формы полотно должно быть достаточно плотным, но эластичным. Если полотно слишком тонкое или слишком толстое, оно не будет принимать нужную форму.

2. Придавать форму необходимо на влажном, но хорошо отжатом изделии.

3. Для придания формы необходимо приложить усилия (прижимать сильно).

4. Фиксируется форма только при условии полного высыхания изделия.

5. После полного высыхания можно смело совершать любые манипуляции (пришивать застежки, украшать бусинами, бисером). Изделие будет сохранять форму.

Помимо стандартного придания формы с помощью ножниц (вырезания), я в своих работах использую несколько способов, о которых и хочу рассказать.

1. Обваливание цветка вокруг пальца — колокольчик.

Цветы как настоящие. Крем + натуральный краситель = шикарный торт

Упираемся кончиком большого пальца в середину цветка, а другой рукой обволакиваем его вокруг пальца.

Таким способом можно придать цветку форму колокола или тюльпана.

2. Складывание лепестков — ажур.

Пальцами формируем складочки на лепестках. Лепестки становятся ажурными, пышными.

Оставляю до полного высыхания.

3. Закругление с ажуром — «пельмешек». Для одновременного закругления цветка и формирования ажурных лепестков, необходимо пальцами сложить из заготовки «пельмешек»: сделать складочки на лепестках и, собрав их все вместе, прижать к середине заготовки.

Оставляю до полного высыхания.

4. Закругление лепестков.

Для закругления лепестков маленьких цветов я использую бусины.

Кладу бусину в серединку заготовки и ровно выкладываю лепестки по округлой форме бусины.

В таком виде оставляю до полного высыхания.

После высыхания убираю бусину и получаю ровную округлую форму цветка.

Вот некоторые способы придания формы цветам из шерсти.

Подробный мастер-класс по валянию цветка можно посмотреть здесь .

Мастер-класс Настой ржавчины как протрава для натуральных красителей

Мы часто видим на домашней одежде пятна. Какие — то пятна поставлены чаем, кофеем и другими продуктами питания, многие из них мы не можем отстирать как бы ни старались.

Идея для моего проекта, возникла когда на моей домашней футболке появилось пятно от свеклы. Пятно красного цвета, которое мы не смогли отстирать. Ткань на футболке окрасил свекольный сок, в котором содержались натуральные вещества способные окрашивать ткань. Мне захотелось узнать какие еще овощи, фрукты, растения могут окрашивать ткань и шерсть.

Растительные краски были одними из первых красок, которые начал употреблять человек, чтобы украсить себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были соки лепестков цветов, листьев и плодов, привлекавших внимание человека своей яркой окраской, затем человек научился добывать краску и из корней, коры.

У природных красителей не существует соперников по создаваемому ими богатству оттенков и полутонов. Растительные пигменты дают такие глубокие и мягкие цвета, которые даже при большой интенсивности не смотрятся кричаще. Ткани, окрашенные такими красителями, при стирке не линяют, не выгорают на солнце, безопасны для здоровья.

Окрашивание тканей или пряжи натуральными органическими пигментами уходит своими корнями в глубокую древность. Вековой практикой крашения из всего многообразия были отобраны те красительные представители флоры, которые обеспечивали высокое качество, красоту и долговечность.

Природные красители известны очень давно, с глубокой древности. Широкое распространение они получили в период развития мануфактурного производства и имели огромное значение вплоть до второй половины XIX века. В то время природные красители являлись единственным средством для крашения. С развитием промышленности органического синтеза, особенно анилинокрасочной промышленности, природные красители не выдержали конкуренции с синтетическим красителями, так как они менее дорогие и более устойчивы к природным воздействиям, и в основном, утратили свое практическое значение. Однако до сих пор часть натуральных красителей применяется в пищевой, легкой и косметической промышленности, для реставрационных работ, в аналитической химии и в других целях.

Для этого я поставила следующую цель:

Изучить свойства природных красителей и растения, из которых их можно получить.

Для этого я поставила следующие задачи:

изучить литературу о растениях, ягодах и овощах, содержащих натуральные красители.

-получение растительных красителей из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

— провести опыты по окраске ткани и шерсти.

— установить какие натуральные вещества могут способствовать усилению цвета;

-установить как долго окрашенная ткань сохранит цвет (сохраниться ли полученный цвет после стирки).

-установить какой способ закрепления цвета на ткани наиболее эффективный.

Объект исследования: растительные красители.

Предмет исследования: свойства растительных красителей.

I. Основная часть.

Из истории применения красителей

Исторические сведения об окрашивании различных предметов быта, одежды, домашней утвари и даже самих людей относятся к глубокой древности. Известно, что искусство крашения развилось сначала в странах Азии и оттуда было перенесено в Карфаген. Из красиленКарфагена окрашенные ткани вывозили в Рим и Афины. Сохранившиеся окрашенные предметы свидетельствуют, что для крашения использовала вещества минерального и органического происхождения: цветные глины, оксиды металлов, вещества, содержащиеся в различных частях растений и в организмах некоторых животных.

Для окрашивания волокнистых изделий преимущественно применяли материалы растительного происхождения: древесную кору, листья, плоды, цветы, корни. Растения со значительным содержанием красящих веществ произрастают, как правило, в жарком климате; отчасти именно этим объясняется, почему искусство крашения развилось именно в странах Азии, Африки и Америки, а затем распространилось по странам с умеренным климатом. Страны Европы получали красильные растения жарках стран, однако и в Европе были свои традиционно применяющиеся для крашения растения, такие как вайда, резеда и др.

Красильщики древности в своем ремесле сделали интереснейшие открытия, которые позволили им, имея в своем распоряжении всего несколько десятков природных красителей, получать до 800 цветов и оттенков. Она открыли секрет образования цветных «лаков» — способ получения разнообразной цветовой гаммы на ткани с помощью солей различных металлов (морданов, или протрав) из всего одного красителя. Способность к образованию «лаков» объясняется свойством большинства природных органических красителей (называемых протравными) в присутствии солей переходных металлов давать прочные нерастворимые в воде комплексы краситель-катион металла-волокно. Дляувеличение способности к комплексообразованию ткани обрабатывали, помимо солей металлов, солями винной кислоты или дубильными веществами. Этими приемами с большим мастерством пользовались, например, в странах Восточного Средиземноморья (Палестине и Египте) еще в начале нашей эры. Современные исследователи находят в тканях из этих стран почти всегда не одну протраву, а смеси солей железа, алюминия, цинка, меди, хрома. Интересно, что в этих изделиях синего, красного, коричневого цвета присутствует олово — протрава, заново открытая в Европе только в ХYII веке. Для закрепления окраска на хлопковых тканях одновременно с солями металлов использовали танинсодержащие вещества. Стойкая пунцовая окраска на хлопке при использовании марены достигалась применением масляной протравы, придающей хлопку способность соединяться с солями металлов и красителями, в частности с ализарином. Марева содержит в основном два красителя — пурпурин и ализарин. Красильщикам древности был известен способ выделения пурпурина и использования только его для получения более карминного оттенка окрашенной ткани, чем при крашении самой мареной. Древние мастера умели имитировать пурпур с помощью индиго, марены, танина и железа.

К величайшим открытиям древности относится кубовое крашение индиго. С помощью синего индиго и различных желтых красителей мастерам удавалось получать многочисленные оттенки зеленого цвета, так как в природе практически не существует стойких зеленых красителей для тканей.

Крашение в древности часто состояло из многочисленных стадий, и для получения нужного цвета ткани могли красить в течение нескольких недель. Крашение почиталось искусством.

В конце XIX-начале XX века искусство крашения природными красителями практически было утрачено. Первые синтетические красители, яркие и сравнительно простые в способах применения, вытеснили природные красители из практики не только промышленного, но и кустарного окрашивания тканей и пряжи. На протяжении всего нескольких десятков лет большинство древних рецептов было забыто и утеряно.

Красители из растений

Из литературных источников мы выяснили, какие растения можно использовать для получения красителей определенного цвета.

Желтые краски

Барбарис — кустарник. Красящее вещество получается из коры, корней и древесины.

Береза — красящее вещество содержится в листьях и молодой коре; листья и кора собираются в начале лета; из листьев получается ярко-желтая краска, из коры — желтоватая.

Василек угластый — листья красят шелк и шерсть.

Куркума – пряность виде порошка, красящее вещество жёлтого цвета.

Пижма–цветки окрасят ткань в желтый цвет.

Синие краски

Вайда (синило, синиль, фарбовник) — растет в умеренной полосе России, красящее вещество содержится в листьях.

Василек – красящее вещество находится в лепестках цветков.

Гречиха — дикорастущая на берегах Каспийского моря. Красящее вещество в листьях, густого синего цвета (индиго).

Ежевика — ягоды красят в темно-синий цвет.

Черника — ягоды красят шерсть, смоченную, квасцами (1:10), в фиолетовый цвет.

Шалфей луговой — трава красит в темно-синий цвет.

Плаун ликоподий — травянистое растение; красящее вещество в стебле растения.

Гераний лесной — красящее вещество в цветах.

Натуральные красители и декор: что это и как использовать II Шоколад и конфеты без красителей

Лакмусник — растет в Крыму. Трава красит шерсть в фиолетовый цвет, известный у французов под названием «Турнесоль».

Зеленые краски

Бузина — используют не спелые ягоды, как для красной краски, а листья бузины, которые дают хороший зеленый цвет.

Черемуха — внутренняя кора окрашивает в зеленый цвет.

Тополь — внутренняя кора красит пряжу в зеленый цвет, пряжа должна быть предварительно смочена железным купоросом (1:10).

Хвощ болотный, железник, беличий хвост, — растет повсюду; красящее вещество в стебле, дает зеленый цвет.

Щавель — растет почти повсюду; красящее вещество в листьях.

Можжевельник — растет почти повсюду; красящее вещество в ягодах.

Рута и цветок синего касатика — сок из них, смешанный вместе, дает прочный зеленый цвет.

Бирючина — ягоды окрашивают шерсть в, темно-зеленый цвет.

Краситель Своими Руками (Универсальный И Бюджетный) 100% Получится!

Коричневые краски

Вишня – красящее вещество находится в ветках, листьях.

Дуб- красящее вещество находится в коре.

Репчатый лук— красящее вещество находится в шелухе.

Лишайники, торчовка, дубовая лапка — растут почти повсюду, на земле и камнях. Лишайник, растущий на камнях, дает особенно прочную коричневую окраску.

Ольха черная — распространена в умеренной полосе России, красящее вещество в листьях, молодых ветвях и коре.

Сухая кора крушины — дает коричневую окраску,

Кора сливяного дерева — дает коричневую окраску.

Трава серпуха — красит льняные и шелковые ткани.

Щавель конский — корень его, выкопанный осенью, дает коричневый цвет.

Красные краски

Свекла – красящее вещества находятся корнеплодах.

Как сделать краски своими руками? Делаем натуральные пищевые красители!

Крушина, волчьи ягоды — та же, что для получения желтого цвета; для красного цвета собирается не кора, а молодые ветки и листья до цветения.

Марена красильная или крап — растет на юге, в Крыму, Закавказье; красящее вещество в корне растения, который выкапывается до цветения.

Бузина — кустарник, растет почти повсюду; красящее вещество в спелых ягодах.

Ветла — кора, сваренная в щелоке, красит шелк и шерсть.

Душица — трава красит шерсть.

Мак дикий — сок из цветов красит шелк, шерсть, полотно, смоченные предварительно в растворе из 2 ч. квасцов, б ч. уксуса и 6 ч, воды.

Терн — кора, варенная со щелоком, красит шерсть.

Бирючина — сок из ягод, смешанный с нашатырем или глауберовой солью.

Стружки красного дерева фернамбук варить с прибавлением 2 — 3% квасцов (или поташа). Дает не только красный, но и желтый, оранжевый, пурпурный, фиолетовый цвета.

Серые краски

Ель — кора красит шерсть.

Скорлупа грецкого ореха-светло серый цвет.

Барвинок — трава красит шерсть втемно-серый цвет.

Кувшинка — корень красит хлопок и лен.

Ракитник — кора дает темно-серый цвет.

Толокнянка — листья красят шерсть в светло-серый цвет.

Копытень — красит шерсть в темно-серый цвет.

Основные условия и правила крашения.

Окрашивание проводят в хорошо проветриваемом помещении.

Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища.

Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительным красителем волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую пряжу или ткань.

Желательно брать дождевую воду или умягченную кальцинированной содой воду.

Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палка должна быть чистой и гладкой.

Ткань и пряжу перед окрашиванием обязательно хорошо смачивают водой. Материал, предназначенный для окрашивания, должен обладать хорошейсмачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной подготовки, дает, как говорят «непрокрас».

НАТУРАЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ В КОВРАХ

Подготовка ткани из натуральных материалов к окрашиванию.

В своем проекте я решила использовать для окрашивания различные материалы:

Хлопчатобумажная ткань белого цвета. (фото № 1)

Фото №1 Фото №2 Фото№ 3

Льняная ткань белого цвета (фото № 2)

Шерстяные (овечьи) нитки белого цвета (фото№ 3)

Для того чтобы окрасить выбранные материалы необходимо провести специальную подготовку перед окрашиванием.

Хлопчатобумажные ткани и льняные ткани кипятят перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тона суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный или льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 часа в таком растворе:1 литер воды 2-3 грамма стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 грамм хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать пряжу или ткань. ( на 100г. материала 3 л. воды). После стирки материал прополаскивают 2-3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномернойокраске.

Для подготовки шерстяной пряжинеобходимо потереть на терке детское мыло, затем растворяют в небольшом количестве горячей воды (60 градусов). Мыльный раствор выливают в теплую воду и взбивают пену. В этой воде стирают пряжу, слегка отжимая и переворачивая. Мыльный раствор меняют несколько раз, пока вода не будет чистой. Не надо делать моющий раствор слишком горячим, от этого шерсть темнеет и разрушается. Как показали наши опыты синтетические моющие средства( стиральный порошок) меняют оттенок цвета. Стиранную шерсть тщательно промывают в проточной воде, затем добавляют немного столового уксуса (9%), чтобы промыть от мыла и затем снова прополоскать.

При окрашивании ткани ягодами,чтобы подготовить ткань к окрашиванию необходимо к8 стаканам воды добавить полчашки соли, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

При окрашивании ткани овощами,используется уксусный раствор: к одной части уксуса добавить четыре части воды, положить ткань в раствор и кипятить около часа на медленном огне.

В обоих случаях после кипячения ткань достать и прополоскать в холодной воде.

Приготовление красильных отваров.

Красители можно получить из веток листьев, плодов, кожуры, коры, корней растений.

Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течении 12 часов ( с утра до вечера). На каждые 100г. травы берут приблизительно 1 литр воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне «томят», но не кипятят. Цветы и травы «томят» 30 минут, а кору, стебли, скорлупу ореха, корни 2-4 часа. Дальше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становиться бурее. После экстрагирования красителя отвар, сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, что бы получить второй отвар. Травы и кору «томят» 30 минут. Процеживают второй в ту же посуду, где первый.

Затем готовят красильную ванну, добавляют в полученный отвар необходимое количество воды.

Что такое протрава. Способы протрав.

ПРОТРАВА -(закрепитель краски), в процессах окрашивания — химические вещества, взаимодействующие с красителем или окрашиваемыми тканями, или с обоими, для «закрепления» красителя на ткани, в результате чего краска практически не вымывается. Многие протравы являются ГИДРОКСИДАМИ или солями металлов (например, КВАСЦЫ).

Существуют природные протравы муравьиная кислота, рассол квашенной капусты, соль, уксус, березовая зола, ржавчина.

Существует несколько способов протрав.

Одновременная протравка.

Приготовленный раствор протравы выливают в отвар красителя, опускают в него чистую мокрую пряжу и ткань. Затем «томят» 30-40 минут при 60 градусов.

Как Сделать НАТУРАЛЬНЫЕ Пищевые Красители / Food Colorings / How to Make Natural Food Dyes At Home

Последующая протрава.

Сначала «томят» пряжу в отваре красителя 30 минут, затем перекладывают в приготовленный раствор протравы и выдерживают 25 мин при 60 градусах.

Практические исследования.

Способы приготовления натуральной протравы.

Протрава –сок квашенной капусты.

Мелко шинкуем капусту, морковь, укладываем в эмалированную кастрюлю, солим и доливаем немного воды, чтобы получить побольше сока квашенной капусты, и ставим под

гнетом в теплое место для закваски.

Через 3 дня протрава в виде капустного сока готова к применению.

Протрава – ржавчина.

Настой ржавчины– это один из вариантов натуральной экологической протравы ткани и волокон при окраске натуральными красителями. Ржавчина фактически является катионами железа, которые при соединении с различными природными красителями дают разные интересные эффекты.

Материалы для приготовления: 1 кг.железных гвоздей, емкость, уксус, вода.

Для приготовления ржавчины мы взяли 1 кг.железных гвоздей и промыли с помощью чистящего средства (так как гвозди обрабатывают машинным маслом). Затем поместили в емкость и залили теплой водой 2,5 литра. Новые железные гвозди ржавеют медленно, для усиления процесса окисления через 10 часов добавили 3 столовые ложки 70% уксуса.

Опыты по окрашиванию.

Окрашивание в желтый цвет

Окрашивание ткани и шерстяных ниток пижмой.

Материалы:пижма,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью цветков пижмы.

Предположение:возможно ткань окрасится в желтый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченные цветки пижмы на 12 часов. Через 12 часов, мы перелили намоченные цветки пижмы в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 45 минут. Получили раствор тёмно- коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную гущу снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин

Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки и опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Нитки шерсти окрасились в желтый цвет, х/б и льняная ткань окрасилась в бледный грязно-желтый цвет. Мы выяснили, что нитки шерсти окрашиваются лучше, чем ткань.

Окрашивание ткани и шерстяных ниток куркумой

Материалы:куркума,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью куркумы.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в ярко желтый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Мы взяли 4 чайные ложки куркумы положили в стеклянную емкость залили фильтрованной, кипяченой водой 0,5 литра.

Перемешали с водой, процедили и перелили в эмалированную емкость, поставили на огонь и довели до кипения. Как только раствор закипел кладем в нее ткань и нитки шерсти и кипятим на протяжении 10 минут.

По истечении 10 минут вынимаем из раствора ткань и шерстяные нитки и сушим на дневном свете. После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко желтый цвет. Окрашивание всех образцов произошло равномерно в ярко желтый цвет. Все образцы окрасились одинаково.

Окрашивание в коричневый цвет.

3.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой дуба.

Материалы: кора дуба,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, протрава (сок квашенной капусты), шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью коры дуба.

Предположение:возможно ткань окрасится в коричневый цвет .

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченную кору дуба на 12 часов.

Через 12 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часа. Получили раствор красно — коричневого цвета.

Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, добавили туда капустного рассола 200 мил. и довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин.

Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

Нитки шерсти окрасились в коричневый цвет, х/б и льняная ткань окрасилась в бледный бледно коричневый цвет. Мы выяснили, что нитки шерсти окрашиваются лучше, чем ткань.

4.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корицей

Материалы:корица,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью корицы.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в коричневый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Мы взяли 2 столовые ложки корицы положили в эмалированную емкость залили фильтрованной, кипяченой водой 0,4 литра. Перемешали с водой и поставили на огонь и довели до кипения. Как только раствор закипел кладем в нее ткань и нитки шерсти и кипятим на протяжении 10 минут.

Как приготовить ЦВЕТНОЕ БЕЗЕ без красителей �� Натуральное БЕЗЕ с черной смородиной ✧ Ирина Кукинг

По истечении 10 минут вынимаем из раствора ткань и шерстяные нитки. Промывам под холодной водой и сушим на дневном свете.

После просушки окрашенную ткань и шерстяные нитки опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в коричневый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно, х/б ткань менее прокрасилась, но также имеет выраженный коричневый цвет, льняная такнь менее всего подвержена окрашиванию.

Окрашивание в зеленый цвет.

5.Окрашивание ткани и шерстяных ниток корой черемухи.

Материалы:кора черемухи,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью коры черемухи.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в зеленый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Со ствола черемухи мы сняли внутренний слой коры черемухи и замочили в стеклянной емкости на 16 часов. Через 16 часов, мы переложили намокшую кору и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часов минут. Получили раствор мутно коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную кору снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в серый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно в серый цвет, х/б ткань, льняная ткань окрасились в бледно серый цвет. Таким образом, предполагаемый зеленый цвет не был достигнут в ходе проводимого опыта.

Окрашивание в серый цвет.

Окрашивание ткани и шерстяных ниток кожурой грецкого ореха .

Материалы:скорлупа грецкого ореха,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью скорлупы грецкого ореха в серый цвет .

Пищевые красители: какой выбрать?

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в серый цвет.

Опыт:

Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Раскололи грецкие орехи, отделили скорлупу и ядро ореха друг от друга.

Замочили в стеклянной емкости на 24 часа. Через 24 часов, мы переложили намокшую скорлупу и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении 2 часов минут. Получили раствор мутно коричневого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную скорлупу снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость.

Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Полученный результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в светло- коричневый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно в серый цвет, х/б ткань, льняная ткань окрасились в бледно коричневый цвет . Таким образом, предполагаемый серый не был достигнут в ходе проводимого опыта.

Окрашивание в красный или розовый цвет.

Окрашивание ткани и шерстяных ниток плодами свеклы .

Материалы:плоды свёклы 2 шт (300г.) ,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью плодов свеклы в розовый или красный цвет.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в красный или розовый цвет.

Опыт:Окрашивание образцов провели двумя способами.

1 способ — в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором в течении часа чтобы закрепить красители на ткани.

2 способ — в этом случае ткань обрабатывают уксусным раствором после окрашивания ткани для закрепления красителя.

1 способ.

1. Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне. После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

Натуральные пищевые красители своими руками | CookingOlya

2.Плоды свёклы очистили от кожуры и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость.

Залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дать свекле отдать красящие вещества в течении 12 часов.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор.

В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут. По истечение времени достали ткань, она окрасилась в ярко розовый цвет. Образцы высушили.

Результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко –розовый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились менее интенсивно, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко розовый цвет.

способ.

Ткань и шерстяные нитки подготовили просто смочив их фильтрованной водой.

2.Плоды свёклы очистили от кожуры и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дать свекле отдать красящие вещества в течении 12 часов. По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут. По истечение времени достали ткань, она окрасилась в ярко розовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко –розовый цвет. Окрашивание всех образцов произошло не равномерно. Шерстяные нитки окрасились менее интенсивно, х/б ткань, льняная ткань окрасились в ярко розовый цвет. При кратко временном погружении окрашенных ниток и ткани в воду с уксусом окрашенные образцы значительно посветлели, красители стали смываться.

Окрашивание синий цвет.

Окрашивание ткани и шерстяных ниток листьями шалфея .

Материалы:100г. шалфея,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью листьев шалфея в синий цвет.

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в синий цвет.

Опыт:Мы подготовили ткань к окрашиванию кипятили в растворе 1 час (1 л. воды 2-3 г. стиральной соды и несколько кусочков примерно 5 г. хозяйственного мыла).

Сначала мы замочили в стеклянной емкости измельченные листья на 12 часов. Через 12 часов, мы переложили намокшие листья шалфея и окрашенную воду в эмалированную посуду (объем 2 литра) и поставили на газ. Субстанцию довели до кипения, а потом «томили» на медленном огне в течении1 часа. Получили раствор темно- зеленого цвета. Процедили субстанцию, через марлю в стеклянную емкость, остальную траву снова положили в эмалированную емкость, залили водой и кипятили в течении 30 мин. Полученный раствор, от вторичного кипячения добавили в стеклянную емкость. Для окрашивания полученный раствор перелили в эмалированную емкость, туда добавили протравы 300мл. ( протрава сделанная с помощью железных гвоздей) довели до кипения, в раствор положили х/б ткань, льняную ткань, шерстяные нитки и кипятили в течении 45мин. Затем отключили и дали остыть. Достали окрашенную ткань и шерстяные нитки. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Результат:

шерстяные нитки окрасились в темно- зеленый, х/б ткань, льняная ткань окрасились в сине-зеленый цвет. Окрашивание всех образцов произошло равномерно. Шерстяные нитки окрасились более интенсивно, х/б ткань, льняная ткань окрасились менее в яркий цвет.

Мы повторили опыт с добавлением меньшего объема протравы, шерстяные нитки окрасились бледно синий цвет, а х/б ткань, льняная ткань в грязно синий цвет.

Окрашивание в фиолетовый цвет.

Окрашивание ткани и шерстяных ниток красно-кочанной капустой .

Материалы:вилок красно-кочанной капусты,стеклянная емкость, эмалированная емкость,деревянная лопатка, шерстяные нитки белого цвета, хлопчатобумажная ткань белого цвета, льняная ткань белого цвета, уксус 70%.

Задача:окрасить ткань, шерсть с помощью красно-кочанной капусты в фиолетовый цвет .

Предположение:возможно ткань и нитки шерсти окрасятся в фиолетовый цвет.

Опыт:1. Подготовили ткань к окрашиванию с помощью овощей для этого использовали уксусный раствор: к одной части уксуса добавили четыре части воды, положили ткань в раствор и кипятили около часа на медленном огне. После кипячения ткань достали и прополоскали в холодной воде.

Мы взяли вилок красно-кочанной капусты и мелко нарезали, поместили эмалированную емкость и залили фильтрованной водой, объемом равным нарезанному материалу. Поставили на медленный огонь и довели до кипения. Поставили остывать и дали капусте отдать красящие вещества в течении 12 часов.

По истечении 12 часов процедили смесь, в стеклянную емкость слили красящий раствор. В раствор погрузили х/б и льняную ткань, шерстяные нитки на 45 минут.

По истечение времени достали ткань и шерсть, она окрасилась в фиолетовый цвет. Образцы высушили, а затем опустили в воду с уксусом, для закрепления полученного результата.

Цветные Домашние Пельмени без Красителей

Результат:

шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились в фиолетовый цвет. Окрашивание всех образцов произошло равномерно. Шерстяные нитки, х/б ткань, льняная ткань окрасились интенсивно окрасились в ярко фиолетовый цвет.

Заключение.

В ходе проведения опытов получены растительные красители в виде отвара из натурального сырья: коры дуба, коры черемухи, измельченных цветков пижмы, скорлупы грецких орехов, свеклы, куркумы, корицы, листьев шалфея, красно-кочанной капусты.

С помощью полученных красителей были окрашены в различные цвета исходные образцы:

а) в ходе проводимых опытов шерстяные нити, окрашивались равномерно и в более яркие цвета.

б) хлопковая ткань окрашивается хуже, цвета менее яркие и ткань окрашивается не равномерно.

с) хуже всего окрашиванию поддавались образцы льняной ткани, они приобретали не яркие цвета и прокрашивались не равномерно.Я предположила, что льняная ткань не является 100% льном, скорее всего в ткани есть примеси искусственных нитей.

3. После окрашивания образцов натуральными красителями, мы постирали образцы с детским мылом самыми стойким оказались красители, полученные из коры дуба и листьев шалфея, далее идут по стойкости идут красители из коры черемухи, скорлупы грецкого ореха, куркума, шалфей, самыми не стойкими получились красители из овощей (капусты и свеклы).В целом после стирки образцов мы сделали вывод, что натуральные красители не обладают стойкостью, все образцы значительно утратили первоначальный цвет после стирки.

4. Для закрепления цвета мы использовали 4 способа: варили образцы в уксусе в течении 1 часа до окрашивания, закрепляли раствором уксуса после окрашивания, добавляли при окрашивании протраву из квашенной капусты и раствора ржавчины. После проведения опытов, мы сделали вывод, что наиболее эффективно закрепляет цвет протрава из ржавчины (образцы окрашенные листьями шалфея с протравой из ржавчины, практически не полиняли), затем сок квашеной капусты (образцы окрашенные пижмой с соком квашенной капусты полиняли значительно , но сохранили достаточно цвета) . Закрепление цвета уксусом наименее эффективно. (образцы окрашенные свеклой и закрепленные уксусом практически не сохранили цвет)

5. Так как в ходе опытов мы установили, что красители не являются стойким, то окрашивание такни для изготовления одежды не является практичным.

Ткани, окрашенные натуральными красителями подойдут для рукоделия и изготовления кукол. Кроме того, того многие рукодельницы (вышивание крестом) применяют натуральные красители для окрашивания канвы в разные цвета, когда хотят придать фон своим картинам.

Список используемой литературы

1.Лекарственные растения. Энциклопедия. – Мн.: Книжный дом, 2005

2. Луговые травянистые растения. Биология и охрана: Справочник/ Губанов И.А. и др.-М.: Агропромиздат, 1990

3. Мельников Б.Н., И.Б.Блинчева «Теоретические основы технологии крашения волокнистых материалов». М.:Химия,1978

4. Раимкулова Ю.Д., Семенецкий М.И. Растительные красители. Технология окраски тканей в период с IX-XI в.в. на территории Самбийскогополуострова;http://www.simvolika.org/article_002.htm

5. Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский дом «Азбука — классика», 2007

6. Сергеев Василий. Плетение из соломки – от деда Василия; http://lib.rus.ec

7. Соловьёв Ю.И. «Всеобщая история химии».М.:Наука,1980

8. Химия и жизнь (Cолтеровская химия, часть II)/ под ред. Тарасовой Н.П. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 1997

Мастер-класс Настой ржавчины как протрава для натуральных красителей