Мастер-класс Обзор и анализ различных способов валяния

Обзор и анализ различных способов валяния

Недавно прошло моё выступление на фестивале валяния Сергея и Гузель Костыны. Я долго готовилась и взяла самую актуальную тему тонкого войлока на сегодняшний день: «Обзор и анализ способов валяния». Но желание упорядочить знания на бумаге никак не покидает меня. Поэтому я и решила написать эту статью — мастер-класс. Рассказать все более обстоятельно и без жуткого волнения. И добавить еще несколько выводов к уже рассказанному материалу. Итак, начнем.

Если вы занимаетесь валянием одежды более 5 лет, то могли наблюдать, как изменялась толщина войлока, способы раскладки и уваливания изделий. Еще недавно стандартом была 2-х или 4-слойная ортогональная раскладка для обычного жилета, и усадка примерно в 30% (КУ=1,4). Уваливался такой жилет исключительно в рулоне. В итоге сочетание раскладки, усадки и способа валяния давало качественный плотный войлок.

Со временем, мастера научились делать раскладку тоньше, армировать войлок тканями и волокнами, стали придумывать, чем же можно заменить валяние в рулоне… В итоге, мнения настолько сильно разделились, что в некотором роде образовалось противостояние. Люди, которые безапелляционно стали заявлять, например, что при валянии в рулоне невозможно посадить вещь по фигуре, или, наоборот, что бросанием можно только испортить войлок. Конечно же, такие заявления абсолютно необоснованны и говорят только о недостаточном опыте авторов или вырванных из контекста фразах мастеров.

Поэтому, ближе к делу. Давайте разбираться во всем по порядку.

Почему у разных мастеров сейчас такие разные коэффициенты усадки?

Кто-то уходит в минимализм (КУ=1,3, КУ=1,4), кто-то размахивается на огромные коэффициенты (КУ = 2,2). Неужели разница только в «руках мастера» и в особой технике раскладки? Конечно же нет. Если мы попробуем назвать главные причины и их влияние, то выйдет примерно следующее:

Конечно, я могу ошибаться на несколько процентов, да и «особый способ раскладки» — сильно плавающая величина. Но, тем не менее, картина выглядит именно так.

Попробуйте разложить два одинаковых образца, притереть их, и один сразу опустить в кипяток и начать жамкать, а другой выкатать в рулоне. Вы сразу почувствуете разницу. Тут я могла бы и остановиться, навязав всем мораль — «не поливай кипятком, не швыряй, на жамкай», но самое удивительное, что я буду не совсем права. Свалять качественный войлок этими методами сейчас вполне возможно. Только надо соблюдать очень важные условия — рассчитать КУ и делать так только с ОЧЕНЬ ТОНКИМ войлоком.

Истина сегодняшней действительности в том, что ТОНКИЙ ВОЙЛОК УМЕЕТ ПРОЩАТЬ. Вот толстый не умеет, а тонкий умеет. Если вы возьмёте, разложите тапочки, притрёте их хорошенько и затем станете месить-кидать, то в итоге получите рыхлое целлюлитное нечто. И если с рыхлостью, возможно, удастся справиться, в ущерб размеру, то целлюлит останется с этими тапочками на их недолгое «всегда». А вот если вы разложите тонкий-тонкий свитерок, и проделаете с ним то же самое — в результате можете получить здоровский войлок — эластичный и приятный. Конечно, при этом надо понимать степень готовности полотна, но об этом позже. Факт в том, что на данный момент есть способы валяния, неприемлемые для толстого войлока, но вполне подходящие для тонкого. Надо всего лишь понимать механику их работы.

Сравнительный анализ методов валяния.

Для примера я провела небольшой эксперимент. Разложила 5 одинаковых образцов: слой вискозы вертикально, укрепляющая рамка шерсти, слой шерсти горизонтальной ёлочкой (не очень тонко), сверху квадрат маргиланского газа и волокна вискозы, шёлка тусса и льна. Все образцы подравняла по краю и основательно притерла ВШМ. Так притерла, что ни одно волокно уже не смело подняться, как ни тяни. И после этого пути образцов разошлись, я сваляла их все совершенно разными способами.

Способ №1 Притирка руками с изнаночной стороны

Теоретически я всегда понимала, что таким способом можно свалять изделие до полной готовности. Но практически я была не готова к этому подвигу. И моё чутье меня не подвело. Думаю, я валяла так первый и последний раз в жизни. Это оказался самый долгий способ из всех опробованных, при том, что я валяла маленький квадратик. А что, если бы платье в пол? В общем, долго, нудно и тяжело, руки устают моментально. Конечно же, я рассчитывала, что такие мучения должны вознаградиться какими-то космическими свойствами готового материала… Увы, чуда не случилось.

Хотя трение и происходило с изнанки, шерсть прилично съела декор лицевой части. При эластичной раскладке «ёлочкой», полотно совершенно не тянулось, а волокна вискозы с изнанки сплющились в однородную кашу. Весь декор стал настолько плоским, как будто его нарисовали на шерстяном квадратике. В общем, я не в восторге, но возможно, я что-то не понимаю в этой жизни… Валяет же так Atsuko Sasaki свои сумочки (5 дней трения на одну сумку) и счастлива. Значит, есть где ловить кайф в этом способе. Но я воздержусь, поехали дальше.

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое не тянущееся полотно с абсолютно плоской поверхностью, декор изрядно съеден шерстью.

Ощущения от работы: работа долгая и нудная, руки быстро устают.

Возможности использования: думаю, этот способ валяния разумнее всего применять в качестве дополнительного при необходимости «выглаживания» поверхности изделия. Ну или в качестве медитации…

Способ №2 Нежное подбрасывание, вымешивание руками

После получасового трения мне захотелось быстрого результата и вторым способом стало подбрасывание образца. Возможно, я не права, что добавила сюда еще и вымешивание, но расширить эксперимент и придать ему большую чистоту, можете и вы сами, на основании уже пройденного мною пути. Итак, я нежно подбрасывала образец, затем мяла его и расправляла. Результат не заставил себя ждать, буквально через несколько минут войлок стабилизировался и вскоре совсем свалялся. Единственное, что огорчало — образец стал маленьким и толстеньким, шерсть нещадно съела декор на лицевой стороне. Хотя это я и так предполагала перед началом тестирования. А вот то, что меня приятно удивило — это очень красивая фактура изнанки, залитой волокнами вискозы и суперэластичные свойства высохшего образца.

Войлочная кухня, выпуск 18. Обзор флиса овец разных пород. Гость Катя Щукина

Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, но очень эластичное. Самая красивая фактура изнанки из всех вариантов, но самый съеденный декор с лицевой стороны.

Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно. А вот с посадкой по фигуре при такой эластичности проблем возникнуть не должно.

Возможности использования: самый подходящий способ валяния для создания эластичного войлока. Однако стоит учитывать сильное увеличение толщины изделия и активное проникновение шерсти в декор. То есть для получения тонкого полотна шерсть придется раскладывать очень-очень тонко и очень-очень ровно (чтобы не было потом дыр). Декора должно быть много, чтобы после пиршества шерсти еще осталось, чем порадовать глаз.

Способ №3 Валяние в тазике с тёплой водой

Этот способ валяния я пробовала несколько раз до эксперимента. И каждый раз он вызывал у меня недоумение. Однако, нужно было сравнить результат и вот что получилось. Процесс валяния в теплой воде очень приятен. Но в моей голове так и не прояснилось, как можно пройти всю поверхность большого изделия, не пропустив ни кусочка. Ладно мой квадратик, а как с платьями в пол? Мне кажется, вывод напрашивается сам. Валяние происходит не за счет того, что вы трете отдельный участок, а за счет того, что вы постоянно ворочаете изделие в теплой мыльной воде. Ведь если мы что-то пропустим, то там войлок должен не сваляться, а он сваливается равномерно. Значит, либо у вас глаз-алмаз, либо одно из двух.

В общем, по времени работать пришлось чуть меньше, чем во втором случае, квадратик стал прямоугольником (единственный из всех образцов). По ширине немного тянулся, а по высоте — нет. Декор съеден, фактура средненькая. Края выровнять не удалось со всем моим опытом.

Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, тянется только в ширину. Съеденный декор и с лица и с изнанки.

Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно и, по-видимому, очень серьезно.

Возможности использования: отличный способ перемешать все слои в изделии. Сколько бы вы не положили шерсти и волокон, теплая вода их мгновенно смешает.

Способ №4 Валяние на трубе с воздушно-пузырьковой пленкой

По поводу этого и следующего способа хочу сразу расставить все точки над «i». Мой рулон — это оптимально подобранный набор материалов и инструментов для достижения наилучшего результата. Не буду сейчас вдаваться в подробности, а только перечислю условия. Это сантехническая труба 5 см в диаметре с толстой изоляцией + воздушно пузырьковая пленка ТРЕХСЛОЙНАЯ, то есть без торчащих с одной стороны пузырей. Все пузыри внутри. А в случае пятого способа — это отсутствие ВПП и икеевская пленка на столе. Эти характеристики дают мне требуемый результат. Минимум воды и грязных полотенец, минимум усталости при всей тяжести работы и отличный результат.

Итак, при валянии с воздушно пузырьковой пленкой я закатывала на трубу виток пленки, потом образец и фиксировала канцелярскими резинками. Катала с усилием в разных направлениях, переворачивая образец после каждых 70-ти прокатываний туда-сюда. В итоге получился тонкий войлок с идеально сохраненным декоративным слоем. К сожалению, по своим эластичным характеристикам он проигрывал образцу №2. То есть он отлично тянулся, но плохо возвращался к исходному состоянию.

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.

Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий.

Возможности использования: этот способ был и остается оптимальным для валяния любых вещей любой толщины и с любым количеством декора. Но это серьезный труд, работа дольше и тяжелее, чем способы №2 и №3.Если нужен суперэластичный войлок, то есть смысл на начальных этапах взяться за рулон, а затем уже переходить ко второму способу валяния. Или заменить способ декорирования в пользу эластичности. Так же стоит обратить внимание на длину изделия. Чтобы качественно провалять длинные вещи, их лучше иногда складывать пополам и наматывать с конца. Чтобы середина оказалась на последнем витке пленки.

Способ №5 Валяние на трубе без пленки (можно с полотенцем)

Я вынесла этот способ в отдельную категорию, потому что думала, что результат будет отличаться от способа №4. По факту, различий практически не было. Валять с пленкой было мягче для рук, а без пленки было легче перематывать рулон. Но я думаю, что здесь есть подводный камень. При валянии образца по четвертому способу, он захватывал всего один виток пленки и при этом отлично проваливался. Если бы изделие было длиннее, то многочисленные витки пленки стали бы препятствовать сваливанию внутренних слоёв. В этом плане способ №5 заметно выигрывает. То есть изделие наматывается без пленки, все его витки проваливаются гораздо более равномерно, чем в способе №4.

Мастер-класс по валянию Феи из набора Умняшка

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.

Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий. Легко и быстро перематывать рулон без всяких завязок.

Возможности использования: те же, что и в способе № 4, но это более оптимальный способ для валяния очень длинных вещей. Если к процессу добавить работу рубелем, то можно свалять изделие быстрее и с меньшими трудозатратами.

Краткое сравнение способов я записала в таблицы:

*Мин. КУ — это КУ, подходящий для работы в техниках сэндвич и армированный войлок, но недопустимый для работ, в которых с какой либо стороны открыт шерстяной слой.

В своем эксперименте я не стала затрагивать другие способы валяния — трение войлоком о войлок, работа на стиральной доске, «перегибание», катание в рулоне без сердцевины и так далее. Для меня некоторые из них служат определенным целям. Например, быстрое валяние маленьких вещей, или работа со жгутами, или посадка изделия по фигуре. Это отдельная тема еще на несколько страниц, а я и так уже много написала. К тому же нас ждет еще один важный раздел…

Механика работы шерсти при разных способах валяния.

Раз шерстинка, два шерстинка, а три уже много…

Наш эксперимент наглядно показал, как работает шерсть в процессе валяния. При воздействии в толщину полотна (валяние в рулоне, притирка руками в плоскости) мы получаем гладкий тонкий войлок с ярким декором и с небольшим коэффициентом усадки. При работе с объёмом (подбрасывание, вымешивание, валяние в теплой воде), войлок получается значительно толще, декор уходит в шерсть, но при этом появляется эластичность. Почему же так происходит?

При работе в плоскости мы намеренно сдерживаем усадку (увеличение толщины) и как бы требуем от шерсти работать только в одном направлении — сцепляться с соседними шерстинками, но не вставать дыбом, пытаясь свернуться в клубок.

При работе в объеме мы позволяем шерсти действовать самостоятельно и она, как осьминог, распускает свои щупальца во все возможные направления. Платье не становится шариком только потому, что у нас очень тонкая раскладка и хорошо притертое изделие. Первичное сцепление полотна ВШМ задает границы дозволенного, соединяет точечно шерстинки и не позволяет им убегать полностью. Допустим, одна шерстинка соприкасается с другими в трех точках. Она не может встать и уйти на 10см дальше, но она может завернуться в петельки, попутно цепляя другие шерстинки и создать модель трикотажа в войлоке.

Таким образом, нам всегда стоит помнить, что если у нас работа в плоскости, то можно обойтись маленьким КУ и средней толщиной раскладки. При наличии рук из нужного места и определенных знаний построения выкройки и раскладки шерсти, изделие сядет по фигуре само и все края будут идеальны без лишних движений.

Шаблоны для валяния. Запись прямого эфира от 22.09.2020.

Если же мы планируем работать с объёмом, надо настраиваться на большой КУ (кроме техник из разряда исключений), и на дополнительную работу с открытыми срезами. Раскладка должна быть идеально тонкой и равномерной, зато процесс валяния будет быстрым и лёгким. И эластичность, опять же козырь…

Ольга Гуляева. Шелковая флористика

Думайте вами, решайте сами, валять или не валять….

Надеюсь, моё пространное объяснение было понятно тем, кто ищет знаний. Вот еще прикладываю видео. Оно без слов, но там можно посмотреть на все способы валяния «в движении».

И последнее. Я прекрасно осознаю ценность этой информации и делюсь ей не столько из врожденного альтруизма, сколько из желания «сделать мир лучше». Пожалуйста, взгляните внимательно на свой войлок, постарайтесь применить эти знания и повысить качество своих работ и каждый фелтмейкер будет вам благодарен. Только работая над собой, мы можем изменить мир войлока в лучшую сторону. Я хочу, чтобы не осталось людей, которые говорят: «Я знаю, что такое этот войлок, он развалится от первого дождя». Я хочу, чтобы в сознании людей слово ВОЙЛОК равнялось слову КАЧЕСТВО. И если моя статья в этом поможет, я буду очень-очень рада.

Обзор и анализ различных способов валяния

Недавно прошло моё выступление на фестивале валяния Сергея и Гузель Костыны. Я долго готовилась и взяла самую актуальную тему тонкого войлока на сегодняшний день: «Обзор и анализ способов валяния». Но желание упорядочить знания на бумаге никак не покидает меня. Поэтому я и решила написать эту статью — мастер-класс. Рассказать все более обстоятельно и без жуткого волнения. И добавить еще несколько выводов к уже рассказанному материалу. Итак, начнем.

Если вы занимаетесь валянием одежды более 5 лет, то могли наблюдать, как изменялась толщина войлока, способы раскладки и уваливания изделий. Еще недавно стандартом была 2-х или 4-слойная ортогональная раскладка для обычного жилета, и усадка примерно в 30% (КУ=1,4). Уваливался такой жилет исключительно в рулоне. В итоге сочетание раскладки, усадки и способа валяния давало качественный плотный войлок.

Со временем, мастера научились делать раскладку тоньше, армировать войлок тканями и волокнами, стали придумывать, чем же можно заменить валяние в рулоне… В итоге, мнения настолько сильно разделились, что в некотором роде образовалось противостояние. Люди, которые безапелляционно стали заявлять, например, что при валянии в рулоне невозможно посадить вещь по фигуре, или, наоборот, что бросанием можно только испортить войлок.

Поэтому, ближе к делу. Давайте разбираться во всем по порядку.

Почему у разных мастеров сейчас такие разные коэффициенты усадки?

Кто-то уходит в минимализм (КУ=1,3, КУ=1,4), кто-то размахивается на огромные коэффициенты (КУ = 2,2). Неужели разница только в «руках мастера» и в особой технике раскладки? Конечно же нет. Если мы попробуем назвать главные причины и их влияние, то выйдет примерно следующее:

Конечно, я могу ошибаться на несколько процентов, да и «особый способ раскладки» — сильно плавающая величина. Но, тем не менее, картина выглядит именно так.

Попробуйте разложить два одинаковых образца, притереть их, и один сразу опустить в кипяток и начать жамкать, а другой выкатать в рулоне. Вы сразу почувствуете разницу. Тут я могла бы и остановиться, навязав всем мораль — «не поливай кипятком, не швыряй, на жамкай», но самое удивительное, что я буду не совсем права. Свалять качественный войлок этими методами сейчас вполне возможно. Только надо соблюдать очень важные условия — рассчитать КУ и делать так только с ОЧЕНЬ ТОНКИМ войлоком.

Истина сегодняшней действительности в том, что ТОНКИЙ ВОЙЛОК УМЕЕТ ПРОЩАТЬ. Вот толстый не умеет, а тонкий умеет. Если вы возьмёте, разложите тапочки, притрёте их хорошенько и затем станете месить-кидать, то в итоге получите рыхлое целлюлитное нечто. И если с рыхлостью, возможно, удастся справиться, в ущерб размеру, то целлюлит останется с этими тапочками на их недолгое «всегда». А вот если вы разложите тонкий-тонкий свитерок, и проделаете с ним то же самое — в результате можете получить здоровский войлок — эластичный и приятный. Конечно, при этом надо понимать степень готовности полотна, но об этом позже. Факт в том, что на данный момент есть способы валяния, неприемлемые для толстого войлока, но вполне подходящие для тонкого. Надо всего лишь понимать механику их работы.

Сравнительный анализ методов валяния.

Для примера я провела небольшой эксперимент. Разложила 5 одинаковых образцов: слой вискозы вертикально, укрепляющая рамка шерсти, слой шерсти горизонтальной ёлочкой (не очень тонко), сверху квадрат маргиланского газа и волокна вискозы, шёлка тусса и льна. Все образцы подравняла по краю и основательно притерла ВШМ. Так притерла, что ни одно волокно уже не смело подняться, как ни тяни. И после этого пути образцов разошлись, я сваляла их все совершенно разными способами.

Способ №1 Притирка руками с изнаночной стороны

Мастер-класс по мокрому валянию «Бусины и жгуты»

Теоретически я всегда понимала, что таким способом можно свалять изделие до полной готовности. Но практически я была не готова к этому подвигу. И моё чутье меня не подвело. Думаю, я валяла так первый и последний раз в жизни. Это оказался самый долгий способ из всех опробованных, при том, что я валяла маленький квадратик. А что, если бы платье в пол? В общем, долго, нудно и тяжело, руки устают моментально. Конечно же, я рассчитывала, что такие мучения должны вознаградиться какими-то космическими свойствами готового материала… Увы, чуда не случилось.

Хотя трение и происходило с изнанки, шерсть прилично съела декор лицевой части. При эластичной раскладке «ёлочкой», полотно совершенно не тянулось, а волокна вискозы с изнанки сплющились в однородную кашу. Весь декор стал настолько плоским, как будто его нарисовали на шерстяном квадратике. В общем, я не в восторге, но возможно, я что-то не понимаю в этой жизни… Валяет же так Atsuko Sasaki свои сумочки (5 дней трения на одну сумку) и счастлива. Значит, есть где ловить кайф в этом способе. Но я воздержусь, поехали дальше.

Валяем жгуты и лямки. Видео мастер-класс в Школе рукоделия

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое не тянущееся полотно с абсолютно плоской поверхностью, декор изрядно съеден шерстью.

Ощущения от работы: работа долгая и нудная, руки быстро устают.

Возможности использования: думаю, этот способ валяния разумнее всего применять в качестве дополнительного при необходимости «выглаживания» поверхности изделия. Ну или в качестве медитации…

Способ №2 Нежное подбрасывание, вымешивание руками

После получасового трения мне захотелось быстрого результата и вторым способом стало подбрасывание образца. Возможно, я не права, что добавила сюда еще и вымешивание, но расширить эксперимент и придать ему большую чистоту, можете и вы сами, на основании уже пройденного мною пути. Итак, я нежно подбрасывала образец, затем мяла его и расправляла. Результат не заставил себя ждать, буквально через несколько минут войлок стабилизировался и вскоре совсем свалялся. Единственное, что огорчало — образец стал маленьким и толстеньким, шерсть нещадно съела декор на лицевой стороне. Хотя это я и так предполагала перед началом тестирования. А вот то, что меня приятно удивило — это очень красивая фактура изнанки, залитой волокнами вискозы и суперэластичные свойства высохшего образца.

Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, но очень эластичное. Самая красивая фактура изнанки из всех вариантов, но самый съеденный декор с лицевой стороны.

Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно. А вот с посадкой по фигуре при такой эластичности проблем возникнуть не должно.

Возможности использования: самый подходящий способ валяния для создания эластичного войлока. Однако стоит учитывать сильное увеличение толщины изделия и активное проникновение шерсти в декор. То есть для получения тонкого полотна шерсть придется раскладывать очень-очень тонко и очень-очень ровно (чтобы не было потом дыр). Декора должно быть много, чтобы после пиршества шерсти еще осталось, чем порадовать глаз.

Способ №3 Валяние в тазике с тёплой водой

Этот способ валяния я пробовала несколько раз до эксперимента. И каждый раз он вызывал у меня недоумение. Однако, нужно было сравнить результат и вот что получилось. Процесс валяния в теплой воде очень приятен. Но в моей голове так и не прояснилось, как можно пройти всю поверхность большого изделия, не пропустив ни кусочка. Ладно мой квадратик, а как с платьями в пол? Мне кажется, вывод напрашивается сам. Валяние происходит не за счет того, что вы трете отдельный участок, а за счет того, что вы постоянно ворочаете изделие в теплой мыльной воде. Ведь если мы что-то пропустим, то там войлок должен не сваляться, а он сваливается равномерно. Значит, либо у вас глаз-алмаз, либо одно из двух.

В общем, по времени работать пришлось чуть меньше, чем во втором случае, квадратик стал прямоугольником (единственный из всех образцов). По ширине немного тянулся, а по высоте — нет. Декор съеден, фактура средненькая. Края выровнять не удалось со всем моим опытом.

Характеристики полотна: большой КУ, полотно толстое, тянется только в ширину. Съеденный декор и с лица и с изнанки.

Ощущения от работы: работа легкая и приятная, результат мгновенный, но с краями придется работать отдельно и, по-видимому, очень серьезно.

Возможности использования: отличный способ перемешать все слои в изделии. Сколько бы вы не положили шерсти и волокон, теплая вода их мгновенно смешает.

Способ №4 Валяние на трубе с воздушно-пузырьковой пленкой

По поводу этого и следующего способа хочу сразу расставить все точки над «i». Мой рулон — это оптимально подобранный набор материалов и инструментов для достижения наилучшего результата. Не буду сейчас вдаваться в подробности, а только перечислю условия. Это сантехническая труба 5 см в диаметре с толстой изоляцией + воздушно пузырьковая пленка ТРЕХСЛОЙНАЯ, то есть без торчащих с одной стороны пузырей. Все пузыри внутри. А в случае пятого способа — это отсутствие ВПП и икеевская пленка на столе. Эти характеристики дают мне требуемый результат. Минимум воды и грязных полотенец, минимум усталости при всей тяжести работы и отличный результат.

Итак, при валянии с воздушно пузырьковой пленкой я закатывала на трубу виток пленки, потом образец и фиксировала канцелярскими резинками. Катала с усилием в разных направлениях, переворачивая образец после каждых 70-ти прокатываний туда-сюда. В итоге получился тонкий войлок с идеально сохраненным декоративным слоем. К сожалению, по своим эластичным характеристикам он проигрывал образцу №2. То есть он отлично тянулся, но плохо возвращался к исходному состоянию.

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.

Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий.

Возможности использования: этот способ был и остается оптимальным для валяния любых вещей любой толщины и с любым количеством декора. Но это серьезный труд, работа дольше и тяжелее, чем способы №2 и №3.Если нужен суперэластичный войлок, то есть смысл на начальных этапах взяться за рулон, а затем уже переходить ко второму способу валяния. Или заменить способ декорирования в пользу эластичности. Так же стоит обратить внимание на длину изделия. Чтобы качественно провалять длинные вещи, их лучше иногда складывать пополам и наматывать с конца. Чтобы середина оказалась на последнем витке пленки.

Способ №5 Валяние на трубе без пленки (можно с полотенцем)

Я вынесла этот способ в отдельную категорию, потому что думала, что результат будет отличаться от способа №4. По факту, различий практически не было. Валять с пленкой было мягче для рук, а без пленки было легче перематывать рулон. Но я думаю, что здесь есть подводный камень. При валянии образца по четвертому способу, он захватывал всего один виток пленки и при этом отлично проваливался. Если бы изделие было длиннее, то многочисленные витки пленки стали бы препятствовать сваливанию внутренних слоёв. В этом плане способ №5 заметно выигрывает. То есть изделие наматывается без пленки, все его витки проваливаются гораздо более равномерно, чем в способе №4.

Характеристики полотна: маленький КУ, тонкое полотно, отлично сохраненный декор, хорошо растягивается, но плохо возвращается к исходной форме. Идеальные края, которые не приходится дорабатывать.

Ощущения от работы: работа не легкая, требует времени и физических усилий. Легко и быстро перематывать рулон без всяких завязок.

Возможности использования: те же, что и в способе № 4, но это более оптимальный способ для валяния очень длинных вещей. Если к процессу добавить работу рубелем, то можно свалять изделие быстрее и с меньшими трудозатратами.

Мастер-класс по мокрому валянию: Стильная сумка из кардочёса

Мастер-класс «Валяем сумку из кардочеса» не новый, но войлочное сообщество постоянно растёт и в его орбиту вовлекаются все новые и новые «обращённые», поэтому я решила разместить его здесь, может он кому-нибудь ещё пригодится.

Автор: Майорова Марина

Нам понадобится:

  • шерсть 300 г бежевого цвета и 100 г коричневого,
  • материал для шаблона (плотная плёнка),
  • мыло,
  • вода,
  • пузырьковая плёнка (пупырка),
  • ВШМ (виброшлифовальная машинка) или сеточка,
  • массажёр,
  • скалка,
  • ножницы с острыми кончиками,
  • перчатки.

Мастер класс по валянию

Сумку будем валять из латвийского кардачёса (тонина 27- 29 микрон), он очень хорошо подходит для валяния толстого войлока (сумок, обуви). Волокна у кардочёса, в отличие от топса, не имеют чёткого направления, они изогнуты и направлены в разные стороны, и его можно раскладывать целыми пластами (что безусловно убыстряет расладку), но в данном случае мы будем делать раскладку именно прядками.

Строим выкройку, сообразно нашим представлениям о будущей сумке, прибавляем 4 см по всему периметру и переносим наш рисунок на плотную плёнку (или подложку под ламинат). Это и будет наш шаблон (в данном случае высота шаблона 32 см, ширина 37 см).

Кладём на стол пузырьковую плёнку, на неё шаблон и начинаем раскладку. Несмотря на то, что работаем с кардочёсом, а не с гребённой лентой, раскладку будем делать по тому же принципу: отщипываем небольшие кусочки шерсти и выкладываем её слоями (вертикальный + горизонтальный) — на мой взгляд, таким образом легче контролировать равномерность (толщину) раскладки.

Мастер-класс по валянию шали или палантина в технике нунофелтинг . Инна Шабалина Часть 1

Выкладываем вертикальный слой. Шерсть раскладываем выходя за границы шаблона на 1 см по вертикали (вверх и вниз).

Выкладываем горизонтальный слой. Шерсть раскладываем выходя за границы шаблона на 1см. по горизонтали ( по бокам).

Раскладка двух слоёв закончена. Равномерно поливаем мыльной водой наш полуфабрикат.

Накрываем пузырырьковой плёнкой (пупыркой), и прижимаем руками, стараясь равномерно распределить воду.

Можно помочь себе скалкой (раскатать воду), но очень аккуратно, не сдвигая шерсть.

Для того, чтобы шерсть сцепилась, работаем ВШМ. Работаем точечно (не елозя по пупырке), ставим на одно место и считаем до 10, поднимаем машинку и переставляем на другое место. И так по всей поверхности будущей сумки!

Мастер класс шерстяная живопись. Презентация Натальи Гуриной

Альтернативой ВШМ может быть сеточка (я люблю работать именно с сеточкой). Убираем пузырьковую плёнку, накрываем нашу раскладку сеточкой, прижимаем, мылим и тщательно притираем лёгкими круговыми движениями (от краёв к середине) — очень осторожно, постепенно увеличивая нажим.

Так выглядит обработанная поверхность полуфабриката сумки. Припуски вокруг шаблона остаются непритёртыми!

Аккуратно переворачиваем нашу будущую сумку, держа её одной рукой за верх, другой за низ. Заворачиваем на шаблон припуски шерсти.

Плотно натягиваем шерсть на шаблон, разглаживаем, чтобы не было заломов и утолщений.

Начинаем раскладку шерсти на этой стороне шаблона. Раскладываем те же двая слоя (вертикальный + горизонтальный), только без припусков.

Важно: припуски с одной стороны я делаю, когда валяю сумку именно из кардочеса, поскольку кардочес имеет свойство после смачивания как-бы расползаться и даже при раскладке без припусков небольшой припуск всё равно получится. Это поможет избежать ненужных утолщений по бокам сумки.

Далее повторяем всё то, что делали с обратной стороны: поливаем мыльной водой, накрываем пупыркой, распределяем воду и обрабатываем ВШМ или притираем через сеточку.

Аккуратно переворачиваем заготовку и заворачиваем припуски шерсти на шаблон, натягивая их как можно плотнее. Продолжаем раскладку: следующие два слоя и так далее.

Важно: нужно будет чередовать: одна сторона сумки раскладывается без припуска, другая с припуском. Слои должны быть ровными и аккуратными, особенно последний! Возникает вопрос: сколько всего слоев выкладывать? Чётких установок нет. Всё зависит от толщины вашей раскладки (кто-то раскладывает толще, кто-то тоньше), от качества шерсти и так далее. Поэтому лучше ориентироваться не на количество слоев, а на количество шерсти необходимой для данного изделия (в данном случае это 300 г).

После того, как раскладка закончена, полуфабрикат сумки будет выглядеть примерно так, как на фото.

Накрываем полуфабрикат сеточкой и убираем лишнюю влагу (можно с помощью полотенца или многофункциональной салфетки) — промокаем поверхность сумки и отжимаем салфетку, повторяем; и так до тех пор, пока при нажатии на сумку вода не будет растекаться.

Затем берём кусок мыла и хорошенько натираем через сетку поверхность сумки. Тщательно и аккуратно гладим и притираем шерсть круговыми движениями, стараясь не сдвигать её, уделяя внимания краям, постепенно увеличивая нажим.

Готовим декор для сумки, вырезая детали из сваляного заранее префельта.

Важно: префельт недовалян, так он быстрее и лучше сцепится с основой сумки.

Мастер класс валяние обуви и сумки Марина Майорова

Хорошенько промыливаем поверхность полуфабриката и раскладываем вырезанные элементы, как того просит душа или глаз!

Например, вот так!

Накрываем всю эту будущую красоту плёнкой и очень хорошо обрабатываем ВШМ — элементы должны максимально хорошо сцепится с поверхностью будущей сумки! Вместо ВШМ можно воспользоваться сеточкой, но время сцепления в таком случае увеличится.

После того, как элементы декора закрепились на основе сумки, переходим к процессу валяния. Сворачиваем заготовку в рулон по вертикали с лицевой стороны и катаем раз 50. Разворачиваем рулон, расправляем сумку, проходимся по её поверхности рукой в перчатке, затем проделываем то же самое с обратной стороны.

17 ЭФФЕКТНЫХ СПОСОБОВ ДЕКОРИРОВАНИЯ ВОЙЛОКА

Затем катаем в рулоне по горизонтали: также 50 раз с лицевой стороны и 50 раз с обратной стороны (не забывая расправлять сумку и притирать её рукой в перчатке). Притираем сумку уже без сетки, не забывая про бока.

Чередуем катание с притиранием до тех пор, пока шерсть не сцепится и не уплотнится вокруг шаблона.

Как только шерсть слегка уплотнилась, стала более плотно облегать шаблон (он как-бы стал сминаться внутри сумки) — пора делать разрез и вынимать шаблон. Ножницами с острыми кончиками аккуратно прорезаем полуфабрикат, а затем уверенной рукой полностью разрезаем полость будущей сумки.

Аккуратно вынимаем шаблон, не забывая, что шерсть ещё не свалялась, а лишь сцепилась, и будущую сумку легко деформировать.

Продолжаем валять сумку! Разравниваем бока сумки, сначала разглаживаем руками: для этого засовываем одну руку внутрь, а вторую кладём сверху сумки и хорошенько обрабатываем торцы и дно сумки обеими руками. Чем больше внимания уделим им, тем ровнее будут бока и дно у готовой сумки.

Заваливаем разрез (вход в сумку). Одной рукой придерживаем очень аккуратно, чтобы не растянуть ещё несваленый войлок, другой рукой в перчатке притираем оба края — производя только горизонтальные движения.

Хорошенько (уже с нажимом) притираем сумку с обеих сторон и боков.

Проваливаем сумку внутри: одеваем перчатку, засовываем руку в сумку и хорошенько притираем по периметру всю внутреннюю поверхность сумки (можно воспользоваться массажёром).

Катаем в рулоне, расправляя и разглаживая сумку после каждого катания. Затем выворачиваем сумку наизнаку и производим те же действия (катаем в рулоне и притираем) с этой стороны. Возвращаем сумку на лицевую сторону и, если внутренние слои свалялись, войлок стал плотный и ровный, сумка уменьшилась до нужных размеров, можно остановиться. Если нет, повторяем все действия ещё раз!

Выполаскиваем, расправляем сумку и придаём ей форму. Проходимся утюгом в режиме пара и откладываем сумку сушиться.

Остались сущие пустяки: свалять и пришить ручку, оформить до конца декор, вставить замочек и пришить подкладку.

Пока сумка сушится, займёмся ручкой. Ручку также делаем на шаблоне. Шаблон даёт возможность сделать ручку гладкой и ровной по бокам. Для шаблона вырезаем из плёнки прямоугольную полосу желаемой длины и ширины (не забывая сделать прибавку на усадку при валянии).

Раскладываем шерсть обычным способом (горизонтальный ряд + вертикальный ряд), смачиваем, притираем через сетку или машинкой. Затем переворачиваем шаблон с шерстью, загибаем на него припуски и повторяем: раскладка, смачивание, притирка.

Важно: ручка сваляная таким образом практически не растягивается!

После того, как закончили раскладку и притёрли шерсть, сворачиваем заготовку в рулетик и катаем 100 раз. Прокатали, развернули, свернули другой стороной и катаем ещё 100 раз.

Как только шерсть стала плотно облегать шаблон, вытаскиваем его и доваливаем ручку, чередуя катание в рулоне с притиранием. И так до тех пор, пока войлок не станет ровным и гладким, чем-то похожим на велюр.

Придаём ручке нужную форму: для этого скругляем ножницами концы ручки и тщательно затираем их. Центральную часть ручки сшиваем декоративным швом и расшиваем шёлковыми нитками боковые стороны.

Сумка высохла, пора наводить красоту! Расшиваем шёлковыми нитками подходящего цвета наши листики (приветствуется полёт фантазии) и нашиваем всякие красивости (без перебора).

Ставим замочек: магнитный или пришивную кнопку. В данной модели я выбрала пришивную кнопку, очень уж она по стилю и цвету подошла.

Вырезаем кружок из войлока и пришиваем к нему вторую часть кнопки. Диаметр войлочного кружка должен быть больше самой кнопки. Смазываем клеем «Момент» центральную часть войлочного кружка с обратной стороны и заранее отмеченное место на сумке, затем прижимаем заготовку с кнопкой к месту крепления на сумке.

Мастер-класс по валянию сумки в технике нунофелтинг — Урок 1 — Раскладка и валяние заготовки

Иглой для фильцевания тщательно обрабатываем поверхность кружка так, чтобы он сравнялся с поверхностью сумки. Затем «замыливаем» место крепления кнопки с обеих сторон.

Ровно по бокам сумки пришиваем ручку (очень крепко!), для дополнительной надёжности расшиваем места крепления ручки декоративными узорами.

Мастер-класс Обзор и анализ различных способов валяния