Мастер-класс Перегородчатая эмаль, часть 1. Гибка проволоки, нанесение эмали

Перегородчатая эмаль, часть 1. Гибка проволоки, нанесение эмали

В этом мастер-классе я хочу рассказать о перегородчатой эмали на меди. Это тот вид перегородчатой эмали доступен по бюджету каждому хоббисту и проще по технике, чем перегородчатая эмаль на серебре прозрачными эмалями.

Про полировку я расскажу в следующем мастер-классе.

Книги об эмалировании

Освоив перегородчатую эмаль на меди, вы сможете легко перейти к работе с прекрасным серебром 999 пробы, которое не дает окалину или серебром 925 пробы, которое используется для ювелирных изделий.

DIY Брошь Колокольчики. Перегородчатая эмаль на серебряной фольге ������❤️❤️

Для работы нам понадобится:

Рисунок эмалью как я это делаю

1. Муфельная печь.

2. Принадлежности для обжига эмали (см. в уроке как расплавить эмаль) >>>>>

Витражная эмаль в микроволновке

3. Глухие (непрозрачные) эмали для меди, серебра и золота.

4. Медь безкислотная 0,4 мм толщиной.

Работа с горячей эмалью в микроволновке

5. Плоская медная проволока толщиной 0,1 мм.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс. Техника перегородчатой эмали

Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

Работа с Горячей Эмалью

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

Имитация перегородчатой эмали акрилом. DIY декор зеркала в восточном стиле. МК Натальи Удовиной.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Перегородчатая эмаль. Японское ремесло

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

Запекание горячей эмали в микроволновке

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ | Эксперименты с горячей эмалью

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Завершающий этап работы

Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.

Как работать с Дулевской эмалью. Горячая эмаль.

Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.

Виды ювелирных эмалей

Виды эмалей: эмали различают по технике нанесения на поверхность и виду эмалевой массы. По технике эмалирования:

1. Перегородчатая эмаль.

создание эмали

На основу напаивают или приклеивают тонкие перегородкиизмягкой плоскойвальцованной проволоки, образуя «контур» рисунка и заполняют пространство между перегородками эмальной массой (Рис. 1, 2, 3)

2. Рельефные выемчатые эмали. Выемчатые эмали.

В металле делаются углубления способом чеканки, гравировки, травления, отливки. Углубления заполняются эмалью (Рис. 4, 5, 6а) Рельефная выемчатая техника дает возможность перетекания краски и заполнение больших и мелких углублений, что придает объём, некий перелив оттенков, игрусветотени за счет разницы в высоте углубленийи смешивание красок (Рис. 6б).

3. Филигранная эмаль.

Подобие перегородочной эмали, но перегородки из сканой проволоки (круглой или вальцованной) припаиваются в обязательном порядке. Часто бывает, что это комбинация перегородочной и выемочной эмали. На основе из металла чеканом выбивают углубления, в которые впаивают перегородки. Пространство между перегородками заполняется эмальной массой. В данной технике акцент поставлен на изящество и красоту орнамента, поэтому часто элементы сканой проволоки являются самим орнаментом и не имеют замыкания (Рис. 7, 8, 9).

4. Оконная (просвечивающая, витражная) эмаль.

Разговор о горячей эмали

Основа, удерживающая эмаль, вырезается или выпиливается из листового металла или же изготавливается из ажурной однослойной филиграни. Пространство между стенками заполняется эмальной массой. Напоминает витраж.

ЭМАЛЬ на ювелирных украшениях: ГОРЯЧАЯ и ХОЛОДНАЯ эмаль

5. Живописная (художественная) эмаль.

Ровную, часто не огороженную перегородками, пластину металла покрывают слоем эмали. На обратную сторону наносится контр-эмаль. Лицевая сторона расписывается в свободной живописной технике. Каждый слой подвергается корректировке, правке, дополнительному нанесению красочного слоя и последующему обжигу. Количество обжигов может доходить до 20 на одну работу. В России наиболее известна техника Ростовской финифти. Так же широко известна эмальная миниатюра.

Перегородчатая эмаль на меди часть 1

По виду эмалевой массы.

Кулон «Сердечко». DIY Перегородчатая эмаль на серебре.

В данный момент, благодаря современной науке, разработано большое количество эмальных покрытий. Это горячие, холодные, самоотверждаемые, среднетемпературные и низкотемпературные эмали.

Твоё Ремесло. Часть 46: Перегородчатая эмаль.

Горячая эмаль.

Самый надежный, качественный и наиболее долговечный вид эмалей. Эмальная масса состоит из свинцовой стекловидной массы с различными добавками и красителями. Эта масса,в приготовленном виде, представляет собой мелко дисперсионную фракцию, т.е. по сути- порошок.

В России производится на единственном заводе ОАО «Дулевский красочный завод» в г. Ликино-Дулево Московской области. Выпускается листами стекла. Для работы куски требуется измельчить в ступе до образования мелкой однородной фракции, которая просеивается через сито. Предназначена для нанесения на золото, серебро, медь.

Есть отдельная не большая палитра эмалей для алюминия. «Горящими» эмали называются, т.к. они требуют обжига в муфельной печи при температуре 7900С +200, для алюминия 6200С. Особенность горячих эмалей в том, что они не смешиваются между собой. При нарушении температурных режимов, эмаль может менять цвет, трескаться, выгорать.

Холодная эмаль.

Холодные эмали, как и горячие, используются для декоративного оформления металлических изделий, ювелирных изделий из серебра и золота, бижутерии, а также для оформления предметов из стекла, пластика и многих других материалов. К холодным эмалям относятся так же эмали среднетемпературные и низкотемпературные.

Холодные эмали подразделяются на несколько видов:

— Эмали с добавлением катализатора (по типу эпоксидной смолы). Подобные эмали устойчивы к температурам до 900С. Застывают за 24-48 часов, при температуре 60-700С за 2-4 часа (в зависимости от толщины слоя). Рабочее время смеси 15-30 минут.Возможно добавление специального разбавителя и замедленного отвердителя. Подобные эмали выпускают марки Nicem и EFKOLOR (порошковые,при нагреве до температуры 160°C, в течение 5 минут.)

Имеются эмали, затвердевающие при комнатной температуре 15-200С – 24-48 часов, 117,70С – 30-45 минут. Эмали можно смешивать между собой для получения большего спектра цветов.Получаемая поверхность выглядит как горячая ювелирная эмаль и очень близка к ней по механическим свойствам. Торговые марки CERAMIT иCAVALLIN (Рис. 16, 17).

Эмали холодные, затвердевающие при комнатных температурах. Используются как самостоятельно, так и с использованием катализаторов. Возможно отвердевание при комнатных температурах и в печи от 40 – 800С.Эмали смешиваются между собой.

— Эмаль светоотверждаемая, разработанная на принципах легко затвердевающих материалов с помощью поляризационной светодиодной лампы LED (инфракрасное излучение) (Рис.18) или специальной камеры с высокой световой интенсивностью (ультрафиолет)(Рис. 19). Практически все эмали хорошо смешиваются между собой, образуя необходимые оттенки. При необходимости возможно добавить активатор. Торговые марки COLORITи NOVORIT (Рис. 20)

Перегородчатая эмаль ч 2. Полировка эмали

— Эмали среднетемпературные, разработанные на принципах запекания на средних температурах.Эмаль листовая и порошковая (Рис. 21 а, б), в виде декоративной керамической пленки, для художественного оформления изделий из металла, фарфора, стекла и т.д. Выпускается компанией EFKO-DEKOR. Ограниченная палитра цветов. Отверждение осуществляется в печи или духовке при температуре 160 — 180° C, в течение 3-5 минут, листовая до 30 минут.

— Эмали низкотемпературные. Это мелкодисперсионный порошок, которыйнаносится на изделие с помощью лопатки или емкости с дозатором-носиком. Можно применять как в сухом, так и в разведенном с водой виде. Возможно применение катализатора.Не токсичная. Эмалью можно покрывать полимерную глину, деревянные, стеклянные или металлические поверхности. После обжига обладает глянцевой поверхностью.

Минанкари.перегородчатая эмаль. Мастер класс.

Ее обжиг совпадает со временем и температурой обжига полимерной глины 15- 20 мин, 100-1250С. Благодаря именно этим параметрам низкотемпературная эмаль получила распространение среди современных мастеров-рукодельников (Рис.22)

Роспись часов в технике Имитация перегородчатой эмали

Мастер-класс Перегородчатая эмаль, часть 1. Гибка проволоки, нанесение эмали