Мастер-класс Перегородчатая эмаль,. Полируем эмаль

Минанкари

Минанкари — перегородчатая эмаль, очень интересная старинная грузинская техника изготовления ювелирных украшений.

Я давно хотела купить себе что-то подобное. Еще больше загорелась, когда узнала, что можно лично придти в мастерскую и сделать украшение своими руками)

Как создаются украшения в технике минанкари

  1. Этапы изготовления кулона из минанкари
  2. Немного истории
  3. Мастерская Qin Qi в Батуми

Техника объединяет в себе работу с тонюююсенькими перегородками из серебра / золота / меди, горячей эмалью и шлифовку.

Вот такой кулон получился у меня за 5 часов работы.

Горы со снежными шапками, небо и 3 сванских башни)

Этапы изготовления кулона из минанкари

Сначала рисуется эскиз, выбираются цвета. Наносится основа, на которую крепится эмаль.

Запекается в печи, похожей на сейф. Температура внутри для работы с серебром — около 750 градусов.

Дальше — самая сложная для меня часть. Из тончайшей серебряной проволоки с помощью своих кривых ручек и пинцета нужно выгнуть линии как на эскизе. И снова запечь в печи, чтобы они припаялись к основе.

Затем идет самый приятный этап — нанесение эмали. Это, по сути, рисование камнями)

Видите многочиленные баночки на столе?

Внутри — перетертые минералы. Мастера находят куски горного хрусталя и других пород, перетирают их в пыль, для получения других оттенков добавляют оксиды металлов и красящие вещества. Есть и просто цветные камни, которые используются для минанкари.

Вот еще примеры. Не представляю, сколько нужно терпения, чтобы превратить эти камни в песок.

Для работы, они смешиваются с дистиллированной водой. И уже в виде цветной переливающейся на солнце кашки наносятся на основу по рисунку.

Нужно несколько слоев, для моего кулона потребовалось 3, но может быть 5 и более.

Каждый — запекается в печи.

Кстати, обратите внимание, как меняется цвет эмали, пока украшение еще горячее.

После нанесения первого слоя важно сделать контр-эмаль.

Ювелирные изделия в технике перегородчатой эмали

С обратной стороны кулона наносится слой эмали, запекается в печи. Это позволяет укрепить основу, чтобы предотвратить появление трещины. После — наносятся оставшиеся слои эмали.

А слой контр-эмали можно удалить. Мне мой нравится и я оставила.

Шлифовка. Для новичков этот процесс сложен и немного опасен, поэтому с ним мне помогли. Сначала шлифуется эмаль. Достаточно долго, с кучей насадок, от очень грубых до самых деликатных, чтобы всё было ровненьким и блестело, как надо.

А затем — серебряная основа.

В конце, кулон промыли в специальной ультразвуковой мойке, в ядреном составе, чтобы проверить, нет ли пузырей, трещин и другого брака. На моем — не оказалось. Перспективный ювелир)

Немного истории

Минанкари стала использоваться в Грузии очень давно, если не ошибаюсь — еще в 5 веке. Долгое время техника использовалась только в религиозной среде, для украшения икон.

Но с правлением царицы Тамары она получила более широкое распространение, стали делать разнообразные украшения.

С 15 века перегородчатая эмаль минанкари практически пропала, и возрождение началось лишь в конце 20 века. Крупные мастерские стали появляться только с 2000 года, сейчас искусство активно восстанавливается.

Появился огромный интерес, причем больше даже среди иностранцев, чем грузин. Техника действительно очень интересная, с массой своих тонкостей.

Что интересно, раньше для перегородчатой эмали использовалось золото.

А сейчас — в основном, серебро. Оно менее совместимо с эмалью и у него гораздо выше коэффициент плавления, потому и требуется специальная печь.

При работе с золотом гораздо реже образуются трещины. А для серебра нужно использовать технику контр-эмали.

Мастерская Qin Qi в Батуми

А теперь — о том, где можно сходить на мастер-класс по минанкари в Батуми.

Кстати, шикарный вариант, как провести время, если на улице дождь.

Мастерская называется Qin Qi — это детская кличка владелицы Соломеи)

Со мной работала чудесная девушка Мари, которая рассказала мне много интересно и про минанкари, и еще про миллион вещей, терпеливо отвечала на все вопросы, помогала, если что-то не получалась, напоила вкусным черничным соком и даже накормила)

Очень душевное место, интерьер сразу создает нужное настроение.

Есть за что зацепиться глазу) Тут и минералы, и разные книжки, и еще много всего.

А это — украшение из меди, сделано по рисунку дочери Соломеи.

Очень хотелось бы, чтобы про них узнало больше людей, потому что дело действительно стоящее.

Получаешь тонну удовольствия от процесса и результата, все продумано до мелочей, заканчивая красивой упаковкой кулона. Очень здорово.

Как правильно наносить горячую эмаль | Ювелирное дело

Я не буду писать адрес, потому что они планируют переезжать в другое помещение. Связаться можно через их группу на Facebook.

����как сделать ЭМАЛЬ для украшений в домашних условиях���� АЛИ ЭКСПРЕСС

master_klass

Мастер-класс

каждый из нас – Мастер

Перегородчатая эмаль

Живопись — это мгновение, скульптура — годы, эмаль — вечность. Сделанные столетия назад эмалевые изделия не теряют своего блеска и яркости.
Выглядят так, как будто древний мастер закончил их только вчера.
Мне давно хотелось попробовать сделать изделие с орнаментом известным как «Кобальтовая сеточка».
Изделие выполнено в технике перегородчатая эмаль, мастер — класс которой я вам предлагаю.

Выбираем эмали. Кстати, очень удобно хранить эмали вот в таких ложечках. Рекомендую.

Как следует отмучиваем и перетираем в ступке.

Делаетса серебряная основа и перегородки. Два дня нудной увлекательной работы и все перегородки готовы.

Выкладываем орнамент. Тут нужно постаратьса все сделать аккуратно, потом уже ничего не исправить.
Делать это нужно пинцетом, а лучше двумя. Перегородки фиксируютса клеем «Kleer-fire», который при
обжиге выгорает без следа.

Теперь ячейки перегородок можно заполнять эмалями. Вобщем как в детстве, когда мы раскрашивали картинки :)
Эмаль должна быть мокрой, консистенция «кашицы».
Колонковая кисточка отлично подойдет для этого, хотя выкладывать эмаль можно и маленькими шпателями, или просто
пером для туши.

В печку ее! Время обжига наверное самое важное в работе с эмалями, передержал и работа нескольких дней испорчена.

наносим холодную эмаль

После первого обжига эмаль выглядит блеклой.

Снова заполняем ячейки перегородок, высушиваем и опять в муфель.

Это уже седьмой по счету обжиг. Осталось совсем немножко. Как вы уже догадались, смысл в том , чтобы
заполнить ячейки-перегородки до самого верха.

После того как ячейки были полностью заполнены, начинаетса шлифовка алмазными абразивами. Самый мокрый и грязный процесс.
Шлифовать нужно до тех пор, пока перегородки и эмаль не станут на одном уровне. Кроме того шлифовка показывает возможные дефекты.
И опять в муфель, уже для так называемой огненной полировки, после чего наша эмаль блестит как. ну вы сами знаете как :)
По сути это последнее действие, после чего эмалевую вставку можно крепить в изделие.
На этом фото изделие перед огненной полировкой.

Дальше ювелирная рутина. Поскольку тема посвящена эмалям, не стану вас напрягать :)
Готовое изделие смотрим в начале поста.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс. Техника перегородчатой эмали

Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

Ремесло 46: Перегородчатая эмаль

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Завершающий этап работы

Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.

Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.

Мастер-класс Перегородчатая эмаль,. Полируем эмаль