Мастер-класс Пермогорская роспись на елочной игрушке народные промыслы России

Как сделать кисточку из кошачьей шерсти

Для рисования в Петриковской росписи мелких завитушек без кошачьей кисточки никак. Но не всегда ее можно найти в продаже. За неимением таковой, конечно, можно обойтись хорошей беличьей кисточкой маленького размера, но для новичков, у которых еще не набита как следует, это может оказаться очень трудно. Поэтому будем облегчать работу.

Для начала нам нужен кот. Короткошерстный. Это важно. Шерсть от пушистого кота будет закручиваться в кисти и не подойдет. Шерсть от домашних кроликов, собак, шиншилл тоже не подходит. Нужен кот. У меня такой:

Теперь поднимите коту лапу и аккуратно отрежте клаптик шерсти подмышкой. Там она самая мягкая. И внешний вид кота не пострадает. Очень скоро его можно будет стричь опять, на новую кисточку. Вот что у меня получилось:

Оставьте пока шерсть. Теперь нам понадобится резак и деревянная заготовка от кисточки. Я использую старые негодные кисти. Можно использовать обратную сторону действующей кисти. Так тоже удобно. Одной стороной делаем мазки, переворачиваем и прописываем :)

Деревянный горшок. Жостовская роспись. Художник Лариса Гончарова

Заготовку под кисть нужно застружить так, чтобы на конце остался шарик.

Народные промыслы России

Отложите кисть и вернемся к шерсти. Положите кусочек шерсти.

Поставьте на нее палец вот так:

Этот палец теперь не двигайте. Прижмите шерсть к поверхности, а вторым сверху начинайте «причесывать кисть». Пытайтесь избавиться от самых длинных волосков. После ваших причесываний шерсти должно остаться в половину меньше. Когда пальцем волосинки уже не будут удаляться, продолжите причесывание шерсти резаком:

Я не режу шерсть, а скребу ее и убираю лишнюю. Повторю, что все это время палец, которым держите шерсть не ослабляете и не поднимаете. Скрябаю я довольно долго, пока не добьюсь вот такого результата:

Хохлома — от традиций к современной моде

Параллельно пальцу положите палочку от кисти, придавите, а палец уберите, потом и палочку уберите тоже. Так шерсть не сдвинется. Возьмите заготовку по кисть и подструженную часть окуните в клей ПВА. Теперь располагаем заготовку на шерсти:

Поднимайте. Шерсть поднимется вместе с заготовкой. Пальцами оборачиваем ее вокруг заготовки:

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ — НМПТ №25

Возьмите нить, обмотайте шерсть, немного закрепите.

Продолжайте обматывать. Замотайте всю нерабочую часть кисти. Очень важно не сдвигать шерсть по кругу и не закручивайте. Когда кисть будет замотана нить нужно завязать, обмазать сверху клеем и окунуть кисть в воду. Вот, что получается.

Яркое кубанское утро: мастер-класс по пермогорской росписи Екатерины Петруниной

Я свою сразу же пробую.

Ну, у меня получилась. Если у вас вдруг закрутилась кошачка, то не падайте духом. Такое случается. И придется делать новую. Хорошо, если не закрутится. Спасибо за внимание!

Мастер-класс Пермогорская роспись на елочной игрушке: народные промыслы России

В свет вышел фундаментальный труд доктора исторических наук Аллы Сальниковой о развитии ёлочной игрушки – книга уже стала настоящей сенсацией сезона на недавней выставке-ярмарке «NON/FICTION».
– Что внесла октябрьская революция в традиции ёлки?
– До 1923–24 гг. ёлку продолжали отмечать. Но уже стал выходить журнал «Юный безбожник», где детей призывали отказаться от этого праздника, «долой поповское Рождество», «мы не пойдём на ёлочный праздник, мы пойдём в школу в этот день». Предлагалось принять альтернативные меры, чтобы детей отвлечь от рождественского праздника. Потом ёлка вновь возрождается, это уже середина 1930 гг. Это произошло в Новый год с 1935 на 36-й гг., когда в «Правде» появилась статья Павла Постышева, где призывалось вернуть советским детям новогоднюю ёлку.
В середине 1930-х гг. произошла трансформация наконечника на ёлке, он приобрёл совсем другой характер, который соответствовал режиму того времени. Вифлеемская звезда сменилась красной звездой. Но допускалась и серебряная пятиконечная звезда. После окончания Великой Отечественной войны разрешалась золотая звезда, как звезда героя, ёлка-победительница. Кроме того, достаточно распространенным украшением, которое не применялось на дореволюционных ёлках, стала пика. Этот наконечник – уже советское «ноу-хау».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В советское время на смену восковым ангелочкам, «вифлеемским» звёздам пришли красные пятиконечные («кремлёвские») звёзды и стеклянные пионеры. В 1937 г. Наркомпрос выпускает пособие под названием «Ёлка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год». Смотрите слайд-шоу: «ёлочная игрушка после Октябрьской революции».

– Какие ещё происходили изменения в послевоенное советское время? Что внесла уже и современная эпоха? – мы продолжаем задавать вопросы автору книги «История ёлочной игрушки», доктору исторических наук Алле Сальниковой.
– До середины 1950-х гг. никаких особых изменений в ёлочной игрушке не происходило, но главная задача, которая в то время ставилась, – это наращивание ёлочного игрушечного производства. На ёлках появилась и кукуруза. Как признак советского изобилия стали вешать и морковку, огурцы, стручки гороха, перец и разные др. овощи.
– Это всё из спрессованной ваты и с проблесками серебряной краски?
– В 1950-е гг. уже больше использовалось стекло. Кроме того, на волне строительства хрущёвок, этих маленьких квартир, стали появляться мини-игрушки, набор мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было поставить только мини-ёлку с мини-игрушками. Появились и бытовые игрушки – кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы – обычные атрибуты обычного нормального человеческого быта. И их стали помещать на ёлку.
– Каким образом уже брежневская эпоха отразилась на ёлочных игрушках?
– С середины 1960 гг. кустарное производство ёлочной игрушки и полукустарное производство ёлочной игрушки в Советском Союзе прекращается, и начинается машинное производство. Это игрушка идёт на поток, она становится очень однообразной. Это такие безликие шары, снежинки, шишки.
– Что новое привнесло в ёлочную игрушку наше время?
–1990-е гг. произошли большие изменения. Китайская игрушка буквально заполонила российский рынок. Но в последнее время, благодаря наращиванию производства на российских фабриках игрушки, появляется прекрасная российская игрушка, игрушка, изготовленная по старинной технологии путем выдувания, игрушка ручной работы.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
1 января 1947 г. был, наконец, объявлен нерабочим днем, как в дореволюционные времена. Основные сюжеты советских украшений: дети, спорт, советская символика, пионеры, красные звёздочки. В честь полётов в космос выпустили космонавтов, игрушечные спутники и ракеты. Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик, игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать. Из сосулек, домиков, часов, зверушек, шаров, звёзд получалась уникальная новогодняя ёлочная композиция. Постсоветские времена внесли свои изменения в стиль и формы ёлочных игрушек. Смотрите слайд-шоу «от советских до современных ёлочных игрушек».

Возникновение Клинского стеклодувного промысла и его развитие в деревнях относится к XIX в., когда в 1818 г. князь А.С. Меншиков получает разрешение на открытие в своём имении Александрово стекольного завода для производства ламп, бутылок, изделий из цветного стекла.
Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия – это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот.
Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На ёлки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX в. лица стали делать выпуклыми, из картона, позже – фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, – в отличие от советской.
После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сёл открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и ёлочных игрушек.
В 1925 г. празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Вместо игрушек-ангелов появились пионеры, будённовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Появились игрушки-подвески в форме звезды с серпом и молотом, шары со звёздами. Эра воздухоплавания отразилась на ёлках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолётиками, парашютами с крошечными парашютистами. На ёлки вешали фигурки танков, сталинских броневиков.
Сократившийся за время войны стекольный промысел к 1950 гг. достиг довоенного уровня. С подъёмом промышленности происходит объединение артелей в фабрики, строятся новые помещения, улучшаются условия работы, обновляется технология и расширяется ассортимент.
В 1970 гг. проводятся организационные мероприятия по объединению Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик в объединение «Ёлочка», позднее присоединяется Клинская.
В 1990 гг. в результате проведения приватизации создаётся акционерное общество открытого типа «Ёлочка». За сохранение и дальнейшее развитие уникального стеклодувного мастерства решением Художественно-экспертного совета Московской области ОАО «Ёлочке» присвоен статус предприятия «народно художественного промысла».

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
В конце 1930-х гг. на ёлках появились герои детской литературы – Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. В советской ёлочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 г. был выпущен стеклянный шар с двумя самолётами, один из которых сбивает другой. В период национализации кустари-одиночки начинают объединяться в артели. Смотрите слайд-шоу «История клинской ёлочной игрушки».

Ёлочная игрушка – это застывший выдох стеклодува. Разогретая до шестисот градусов стеклянная трубка обретает форму за несколько секунд. Будущие новогодние фигурки надувают, как простой воздушный шарик. При этом мастер должен точно определить температуру стекла, рассчитать силу выдоха. И помнить, что стеклянная заготовка – это будущая часть новогодней сказки. Говорит стеклодув Марина Сыслова:

Хотя, на первый взгляд, игрушки похожи друг на друга, каждая из них – оригинальная. По словам мастеров, невозможно повторить форму, по-разному ложатся краски. В росписи игрушек всё играет важную роль. Легкий мазок может полностью её преобразить. Поясняет мастер по росписи ёлочных игрушек Светлана Мочалова:

Фантазия художников позволяет ежегодно обновлять ассортимент. Но, как правило, в основном это устоявшиеся формы: шары, шишки, колокольчики. Однако есть игрушка, которую из года в год приходится придумывать заново – символ будущего года.
– Я представляю себе, что он такой радостный идёт, сытый, розовый, чтобы и у нас год такой же был – сытый и довольный, – рассказывает старший инженер-художник Светлана Попова.
Первые стеклянные елочные шары начали выдувать в Саксонии в середине XIX в. Потом появились сложные фигурки, птицы, виноградные гроздья. В России первое ёлочное производство открыли под Клином, в имении князя Меньшикова. И вот уже более 150 лет здесь выпускают стеклянные игрушки. Три года назад пытались перейти на пластик. Но он не прижился на заводе. Генеральный директор фабрики ёлочных игрушек Ольга Волкова считает:

Процесс производства обычного ёлочного шарика – зрелище впечатляющее. В темноте огромного цеха таинственно светятся языки синего пламени: несколько десятков женщин «колдуют» над небольшими газовыми горелками. Возле каждой – гора тонких трубок из специального стекла. Расплавив серединку трубочки, мастер-стеклодув дует в образовавшийся тонкий «усик» заготовки. Горячая масса наполняется воздухом, раздувается и подрагивает, словно мыльный пузырь. И хотя стенки стеклянного шара толще радужной мыльной оболочки, сам процесс ручного дутья требует той же осторожности и терпеливости, что и детская забава: лопнуть такой шарик может запросто – стоит только усилить давление воздуха в неподходящий момент или попытаться выдуть шар из бракованной заготовки.
Мастер кладёт небольшой овальный сгусток горячей, светящейся изнутри огнём и золотом стекломассы в одну половинку металлической формы, накрывает её второй и через секунду вытаскивает уже отформованное изделие. Еще немного воздуха, короткий «обжиг» над горелкой – и готов прозрачный зайчик. Его отправляют в белый пластмассовый лоток, где таких зайчиков с «усиками» на «макушке» и «пятках» уже много. Когда лотки на столах заполняются, их переносят в следующий цех.
Во втором цехе светло и пустынно, все вокруг заставлено деревянными ящиками, в которых покоятся шары и игрушки довольно необычного вида – теперь вместо хрупкой прозрачности заготовки приобрели зеркальный блеск. Некоторые шары «посеребрены» наполовину. Каждая игрушка проходит процесс металлизации: единственная на фабрике машина покрывает её специальным составом. Это нужно, чтобы уже окрашенный цветным лаком предмет имел характерный зеркальный блеск или глубокий матовый цвет. А шарики, металлизированные наполовину, шарики с «экраном» – особый дизайнерский приём: вы будете смотреть в него, как смотрят в воду.
Следующий цех напоминает лабораторию алхимика. В огромных чанах – иссиня-чёрное или кроваво-красное варево. В него работница на мгновение опускает серебристый шар, который держит за «усико». А вытаскивает уже васильковый или алый. И ловким движением вставляет «усико» в пустую ячейку на вертящейся подставочке-бочке, обтянутой холщовой тканью. Так шары сушатся.
Четвёртый цех – настоящая мастерская прикладного искусства. Здесь тончайшими кисточками мастерицы расписывают игрушки по образцу, разработанному главным дизайнером фабрики Светланой Поповой, и эта роспись не уступает по красоте и самобытности палеху или гжели.
Последний этап – сборка и декорирование изделий (здесь шары и колокольчики собирают в популярные нынче гирлянды, некоторые игрушки получают оригинальное дополнение в виде бантов, ленточек или искусственной хвои), оснащение их специальными металлическими держателями с петелькой для нитки и упаковка в презентабельные коробочки со слюдяным окошечком, сквозь которое заманчиво поблескивают готовые ёлочные наборы. Отсюда они отправляются на склад.

2 сентября Пермогорская школа

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Лаки на «Ёлочке» используют в основном импортные – наша промышленность о новогодних игрушках не думает. Чтобы составить достойную конкуренцию красочному импорту, наводнившему отечественные прилавки, фабрике приходится тратить огромные средства на последние разработки германских и польских производителей. Закупают такие лаки, которые придают шарам особый «бархатный» блеск, есть такие, которые, высыхая, начинают кристаллизироваться, и по всей «шелковистой» поверхности шара или «макушки» разрастаются чудесные узоры, похожие на те, что выписывает мороз на окнах. Смотрите слайд-шоу «Изготовление ёлочных игрушек».

Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Алена Турьева
Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки»

Русские народные промыслы (Росписи)

Здравствуйте! Сегодня я вам покажу как создавались мои дымковские игрушки. Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Я видела много дымковских игрушек, которые привлекли меня своей красотой. И вот, захотела создать своими руками такую же красоту. Здесь я больше покажу процесс раскрашивания игрушек, а не лепки. Это потому, что я не сразу стала фотографировать начало своей работы. Работа ручная и делается без каких-либо приспособлений. Всёчто нужно для работы это: глина (она продается в канцелярском магазине) и стакан с водой, краски (я использовала акриловые, кисть. Я покупала глину темную, она оказалась твердой и было трудно с ней работать. Есть глина белая, она мягкая. В следующий раз буду работать с ней. Первая моя игрушка стала лошадка. Берется кусок глины и из него «вытягиваем» шею, а затем ножки лошадки,а остальные детали: уши, грива и хвост лепятся отдельно. Лепила я с картинки. Затем слепила «Птичницу», «Рыбака» и «Уточку». Птичницу я лепила тоже исключительно из глины. Я знаю, что некоторые используют пластмассовые бутылки и т. п. при создании юбки. Юбку я лепила из глины, ничего сложного нет. Слепленные игрушки сушатся, а затем белятся. Внимание! Сушить их нужно при комнатной температуре. В обычных печах их обжигать нельзя! Они просто потрескаются. Если их и обжигать, то только в муфельной печи. Они становятся крепкими и дети могут с ними играть.

Вот такого я слепила «Рыбака»

Сушиться игрушки я оставила на сутки.

Мастер-класс «Птица» — городецкая роспись тарелочки

После того как они высохли я взяла акриловую белую краску и нанесла ее на игрушки в два слоя.

Городецкая роспись Мастер класс

Ну, вот, когда они стали белыми можно приступать к самому раскрашиванию.

Для раскрашивания я использовала глянцевые акриловые краски, чтобы игрушки блестели.

Вот и получились мои первые дымковские игрушки.

С ребятами во 2-ой младшей группе мы раскрашивали лошадку дымковской росписью с помощью ватных палочек и гуаши. А с родителями организовали выставку «Дымковские игрушки«

Спасибо за внимание.

Конспект занятия «Роспись дымковской игрушки «Олешек» (старшая группа) Воспитатель: Четвертнова Е. М. Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: Художественно — эстетическое. Интеграция.

Пермогорская роспись

Мастер-класс «Роспись дымковской игрушки» (работа с родителями) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 3 «Петушок» городского округа Стрежевой.

Мастер-класс «Изготовление елочной игрушки «Конфетка» Изготовление елочной игрушки «Конфетка»Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут и дети, и взрослые. Немного приблизить.

Мастер-класс. Изготовление игрушки-сувенира в технике папье-маше «Весёлая семейка. В гостях у матрёшки» ЦЕЛЬ: познакомить и привлечь внимание детей к русской народной игрушке – матрешке; прививать любовь к прекрасному, к русской народной песне;.

Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер — класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.

Мастер-класс по изготовлению дымковской барышни из фетра. Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу представить Вашему вниманию мастер — класс по изготовлению дымковской барышни из.

Мастер-класс по изготовлению дымковской игрушки Дымковская игрушка — один из самых старинных русских народных глиняных художественных промыслов, более четырехсот лет. Возник в заречной.

Мастер-класс по лепке из глины дымковской игрушки «Индюк» для детей старшей группы Мастер-класс с фото. Описание: работу можно выполнить с детьми от шести лет. Материал может быть полезен для воспитателей дошкольных учреждений.

Мастер-класс по росписи дымковской игрушки В ходе тематической недели » Дымковская игрушка»мы с детьми лепили из глины лошадок. Помочь раскрасить пригласили родителей. Есть в России.

«Женские секреты»: пермогорская роспись 12+

Мастер-класс «Символ года» . Изготовление новогодней игрушки. Мастер-класс»Символ года» Предлагаю вашему вниманию изготовление игрушки «Петушок» Эта работа не требует больших затрат и времени. Для.

Мастер-класс Пермогорская роспись на елочной игрушке народные промыслы России