Мастер-класс Пишем глянцевые вишенки, не смешивая краски на палитре

Как нарисовать букет роз мастихином

Предлагаю заняться легкой живописью!

Очень простой мастер-класс по рисованию мастихином.

  • акриловые краски Brauberg (эти краски очень густые и не растекаются, можно использовать другие акриловые густые краски или хорошо подойдут масляные краски);
  • холст на оргалите;
  • мастихин.

#2 Дорога к морю. Работа с ограниченной палитрой. Мастер-класс для самых начинающих

Пишем Малинку. «Теория Одной Краски.» Живопись Маслом

Описание

Каждый предмет имеет определенный цвет, который во взаимодействии со светом и окружающей средой содержит множество оттенков. Как, получить эти оттенки не смешивая краску на палитре, использовать чистые цвета из тюбиков, я покажу на примере картинки «Ягода малина, нас к себе манила».
Для поддержки и развития канала:
карта:
ВТБ — 5368-2900-8726-7300
Сбербанк — 4276-5500-5280-7107
Сапунов Игорь Владимирович

Подписывайтесь на наш Telegram канал c мультиками для детей! @det_multik открыть

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему

В данном опыте представлен перспективный план; методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования с конспектами занятий для старших дошкольников.Разработаны методические рекомендации по обучению дошкольников нетрадиционным техникам рисования.Развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисования нетрадиционными техниками.

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty_19.05.doc 590.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Литературный обзор вопроса…. 2
  1. История изучения темы педагогического опыта
  1. История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном

  1. Основные понятия, термины в описании
  1. Психолого-педагогический портрет группы

ПАЛИТРА ДЛЯ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ | ПАЛИТРА ДЛЯ ПОРТРЕТА МАСЛОМ + ЦВЕТА

воспитанников, являющийся базой для формирования

  1. Педагогический опыт…………………………………………………………………….12
  1. Описание основных методов и методик, используемых

в представляемом педагогическом опыте………………………………………….12

  1. Актуальность педагогического опыта……………………………………………. 20
  2. Научность в представляемом опыте………………………………………………..21
  3. Результативность педагогического опыта………………………………………….22
  4. Новизна (инновационность) представляемого опыта…………………………….23
  5. Технологичность представляемого опыта………………………………………….24
  6. Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………28
  1. Выводы……………………………………………………………………………………34
  2. Список используемой литературы и интернет- ресурсов………………………………………………………………………………..36
  1. Литературный обзор состояния вопроса

Детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя. В ходе изучения этого вопроса, я просмотрела много методической литературы:

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

В данном пособии представлены конспекты увлекательных занятий по рисованию с детьми 4-5 лет Занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умения доводить работу до конца; формированию умений и навыков в рисовании.Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, гувернерам и родителям.

Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

В пособии описано более 30 нетрадиционных художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Авторами проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества. Пособие адресовано воспитателям, студентам, преподавателям изобразительного искусства в детской студии, родителям.

А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их особенность состоит в том, что они позволяют детям быстро достигнуть желаемого результата. В пособии предлагается планирование занятий по рисованию на весь учебный год в соответствии с изучаемыми лексическими темами и содержатся конспекты занятий по всем нетрадиционным художественно-графическим техникам.

Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

В пособии предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Представлены разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования.

И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» — М.: «Карапуз», 2009.

Книга содержит полный курс занятий лепкой, аппликацией и рисованием в средней группе детского сада (64 конспекта с методическими рекомендациями). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей, сформулированных в предисловии. Вместе с тем, они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.
Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).

К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

Как научить малышей рисовать? У детей дошкольного возраста еще не сформированы художественно-изобразительные цели рисования, они не умеют рисовать с натуры, не умеют правильно работать карандашом, кисточкой, краской. Есть немало методик проведения с дошкольниками занятий по рисованию. Авторы предлагают оригинальный, очень увлекательный способ обучения рисованию — метод тычка. Книга заинтересует воспитателей детских дошкольных учреждений, руководителей кружков, родителей и всех, кто интересуется детским творчеством.

ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры 2. Часть 2. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика .

За воспитание и всестороннее развитие ребенка полностью отвечают родители. Именно папа и мама создают необходимые условия и выбирают основные направления развития в зависимости от возраста, увлечений и темперамента малыша. Мы расскажем и покажем Вам, как и чем заниматься с малышом дома, в какие игры играть и как сделать любимую игрушку для малютки от шести месяцев.
Ваш малыш немного подрос и его рисунки стали сложнее. Очень важно, чтобы ребенок научился смешивать краски, рисовать всей ладонью и закрашивать всю поверхность листа, не оставляя ни одного белого пятнышка. В результате у ребенка развивается чувство завершенности и желание доделывать начатые дела до конца (например, доедать кашу, убирать перед сном игрушки). А сам процесс рисования пальчиками способствует раскрепощению Вашего малыша, предотвращает возникновение возможных страхов и комплексов, помогает стать общительным и обрести уверенность в себе.

Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

В книге представлены конспекты занятий по коллективному творчеству для дошкольников разных возрастных групп. Приведены варианты перспективных планов последовательности занятий.
Книга предназначена воспитателям, старшим воспитателям, преподавателям изостудий и заведующим образовательных учреждений, может быть полезна учителям начальных классов школы.

О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2022.

Дети вкладывают в свои рисунки собственные чувства и мысли обо всём, что с ними происходит. И не каждому взрослому удается сквозь точки, пятна и линии разглядеть рассказ ребёнка об окружающем мире и его отношение к нему. Как же научиться читать эти зашифрованные послания? Или можно научить ребёнка выражать свои чувства и мысли более «художественным», то есть доступным для восприятия взрослого, образом, с учетом знания законов живописи? Оказывается, можно и научиться и научить. Секретам чтения детских рисунков и способам обучения детей живописи посвящена авторская программа двух прекрасных художников и психологов, которая публикуется в этой книге.

Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2022.

Как начать работать маслом с нуля: холст, краски, кисти, разбавитель, палитра, рабочее пространство.

Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Учебное пособие «Коллективное творчество дошкольников» – вторая книга серии «Детское творчество».
Предназначено для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, для художественных студий и кружков.

Таким образом, анализ литературы позволил сделать следующие выводы:

  1. Все дети любят рисовать. Творчество для них – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при

этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

  1. Творчество не может существовать под давлением и насилием. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, ребенок незаметно для себя учится наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать.
  2. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисования штампов и трафаретов.
  3. Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом.
  4. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

1.1. История изучения темы педагогического опыта в педагогике

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Однако до сих пор проблема развития творчества остается наименее изученной в теории и недостаточно представлена в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытостью механизмов творчества. Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознания зрелого творчества, поскольку в его истоках заложено и, может быть, ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что это деятельность, в результате которой создается новый, оригинальный продукт, имеющий общественное значение. Это может быть новое знание, предмет, способ деятельности, произведение искусства и т. п.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. Рисунки, поделки детей — это не произведения искусства, они не имеют художественной ценности. На этом основании существовало целое направление в психологии и педагогике, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве. Однако многие ученые придерживались других взглядов. Они утверждали, что детское творчество совершенно в своем роде. Ребенок, наследуя богатейший опыт человечества, повторяя этапы его развития, только проявляет этот родовой опыт в разные периоды своей жизни. Поэтому детская продукция, являясь конкретным воплощением родового опыта, совершенна и равноценна деятельности взрослого. На этом основании они отрицали необходимость какого бы то ни было воздействия на деятельность детей, т.е. полностью отрицали роль взрослого в развитии творчества малышей. Теория свободного воспитания в художественной деятельности имела разные обоснования. Одно из них — признание совершенства художественной деятельности ребенка. Своеобразным проявлением той же позиции стала дискуссия, развернувшаяся в шестидесятых годах на страницах журнала «Творчество», открывшаяся статьей известного художника Н. Н. Жукова «Нет, это искусство». Художники, увидев потери в детском творчестве, вызванные вмешательством взрослых, выступили против всякого обучения малышей. Случилось то, о чем еще в сороковых годах предупреждала Е. А. Флерина, талантливый педагог, тонко чувствующий детскую изобразительную

деятельность. Обучение «засушило» детское творчество. Н. П. Сакулина, признавая правомерность критики в адрес педагогов, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой — помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Только в этом случае возможно полноценное развитие малыша, и в частности творческое. При этом, следуя за Л. С. Выготским, Б. М. Тепловым, Е. А. Флериной и др., она признавала своеобразие

детского творчества. В итоге дискуссии большинством была принята следующая позиция: признание субъективности детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя. Поэтому применительно к деятельности ребенка правомерно использовать термин «творчество», ограничивая его словом «детское» (7). Н. А. Ветлугина считает, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент нужно делать не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. Именно поэтому формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, Н. П. Сакулина рассматривает как непременные составные творчества (7). В последние годы отчетливо обозначилась позиция безоговорочного признания самоценности детского творчества, без снисходительного слова «детское». Появление этой позиции связано с уточнением более общей проблемы — понимания психологии детства, смысла и значения этого периода в жизни человеческого общества. В последние годы намечается своеобразный пересмотр отношений между миром взрослых и миром детства. За последним признается право на равноценное сосуществование и взаимодействие с миром взрослых, построение отношений на новых принципах. В свете этой позиции не следует понимать детство только как подготовку ребенка к взрослой жизни, а отношение к нему взрослых — только в плане обеспечения постепенного взросления детей. Ценности мира детства важны и для взрослых. Известный психолог Г. Г. Кравцов рассматривает творчество в тесной связи с развитием личности ребенка. Человек развивается как личность с первых дней жизни. Развитие — способ существования личности. Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер.

1.2. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

,,Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,

когда каждый будет находить радость в своем труде,, .

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать вне вопросов обучения изобразительной деятельности. Вся трудность заключается в нахождении этой взаимосвязи. Творческий процесс предлагает создание детьми выразительного образа доступными им изобразительными средствами.

Урок рисования гуашью Леонида Куваева «Варианты композиции»

Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т.д. Богатые возможности в этом отношении представляет изобразительная деятельность. Чтобы не ограничивать возможности малышей в выражении впечатлений от окружающего мира, недостаточно традиционного набора изобразительных средств и материалов. Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Учитывая тот факт, что планирование включает лишь формирование умения работать кистью, возникает вопрос о внедрении методики рисования нетрадиционными способами в процесс обучения не отходя от программы, то есть в свободное от специально-организованной деятельности время. Нетрадиционные техники рисования формируют у детей не только технические навыки рисования, но учат создавать их свои неповторимые образы, повышают интерес к рисованию, развивают воображение и творческие способности. Овладение нестандартными способами искусства побуждает детей к творческим поискам, развивает чувство цветовосприятия,композиции. Главная цель работы в вопросе по использованию нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей — развитие творческих способностей, средствами нетрадиционных техник, помочь детям реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников; Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольных групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования. Чтобы работа по данной проблеме велась системно и планомерно, было создана

  • предметно развивающая среда в группе (уголок творчества по изодеятельности: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты различных форм, раскраски различного тематического содержания, образцы работ с использованием нетрадиционных техник рисования);
  • подобран дидактический материал по ознакомлению и закреплению знаний цветов;
  • организованна совместная деятельность педагога с детьми по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисования (дидактические игры, игры-занятия, выставки рисунков в группе);
  • проведена работа с родителями (консультации, выставки детских работ, тематическое родительское собрание);
  1. Основные понятия, термины в описании

Акварельные краски- водяные краски

Альбом для рисования — переплетенные листы для рисования

Бумага — материал в виде листов для письма, рисования

Гуашь — водная краска обладающая большими красящими возможностями.

Иллюстрация — рисунок, фотография поясняющая текст.

Искусство – художественное творчество.

Карандаш – инструмент применяемый для письма, рисования.

Кисть – инструмент для нанесения на бумагу краски и других жидкостей, из пучка мягких волосков на рукоятке.

Мазок – позволяет выделить форму объекта, цвет.

«Нетрадиционный» — подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Палитра — доска для смешивания красок.

  1. Психолого-педагогический портрет группы обучающихся воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Количество воспитанников в группе-27 человек.

Мальчиков – 17 человек, девочек — 10 человек.

Неполные семьи – 5 человек.

Многодетные семьи – 2 человека.

Внедрение опыта работы с детьми проходило в старшую группу МАДОУ ЦРР д/с №2. Перед началом внедрения опыта работы в практическую деятельность с детьми мною был проведен мониторинг по интегративным областям. Проанализировав в целом результаты монитогринга в начале года, я пришла к выводу, что у детей качественно снижены показатели в создании коллективных рисунков, с трудом создают сюжетные композиции с использованием различных материалов, не все дети владели различными способами создания рисунков по мотивам народно-прикладного творчества. 10% детей показали высокий уровень в создании коллективных работ,37% средний, и 53% низкий.

Большинство детей умеют создавать рисунки, простые сюжетные композиции в традициооных техниках исполнения. При сравнении результатов на начало внедрения опыта и конец, наблюдается положительная динамика в освоении детьми развития художественно-творческих качеств: «Создает индивидуальные и коллективные рисунки, сюжетные и декоративные композиции, используя различные материалы и способы создания, в т.ч. по мотивам народно-прикладного творчества».

Уровень освения программы детьми в 2022-2022 учебном году6 74,5%-высокий, 25.5% — средний. Сравнительный анализ полученных результатов свидетельствует, что показатели высокого и среднего уровня выросли.

  1. Педагогический опыт.

Дешевая поверхность, для тренировки в масляной живописи. «Птичку жалко»

«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.»

Разбавитель, Загуститель, Замедлитель! ��Как рисовать мастихином и кистями

3.1. Описание основных методов и методик, используемых представленном педагогическом опыте.

Данный педагогический опыт осуществляетсяв течении 3 лет в МАДОУ ЦРР д/с №2 г.Кропоткин МО кавказский район.

Ведущая идея опыта состоит в определении психого-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, эстетического воспитания. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Целью моего педагогического опыта является формирование творческих способностей детей с помощью использования нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в среднем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
  • Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей дошкольного возраста.
  • Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
  • Разработать и реализовать комплекс занятий для детей дошкольных групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
  • Определить педагогические условия обучения нетрадиционным техникам рисования.
  • Создать систему воспитательно-образовательной работы по обучению нетрадиционным техникам рисования.
  • Создать систему в работе с родителями по формированию навыков нетрадиционного рисования с детьми.

Задачи в работе с детьми:

  • сформировать у детей технические навыки рисования.
  • познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
  • научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.
  • развивать воображение и творческие способности детей.
  • обогащать и расширять художественный опыт детей.
  • побуждать ребенка экспериментировать.
  • поощрять и поддерживать творческие находки.
  • развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.
  • воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.
  • способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

Задачи в работе с родителями:

Как осознанно смешивать краски и получать нужные цвета

  • Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.
  • Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми старшего возраста.
  • Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
  • Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия.
  • Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.

Рассмотрим некоторые из техник нетрадиционного рисования.

«Печатаем листьями на бумаге». Возраст от 5 лет. Средства выразительности: цвет, фактура. Материалы: бумага, гуашь, кисти, листья с деревьев. Соберем различные опавшие листья, намажем каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой будем печатать, может быть, цветной. Прижмем лист закрашенной стороной к бумаге. Осторожно снимем его, взяв за черешок. Вновь намазав листок и приложив к бумаге, получим еще один отпечаток, и т.д. Симметричное прикладывание листа с одной и другой стороны, дорисованное тельце — и бабочка готова. Всмотревшись в отпечаток листа, можно увидеть в нем самом неожиданный образ и воплотить его на бумаге, дорисовав детали. Прикладывание чистого листика, дает плавные, мягкие очертания.

ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ / КАК ОТМЫТЬ КИСТЬ И ПАЛИТРУ ОТ МАСЛЯНОЙ КРАСКИ / ТЕХНОЛОГИЯ ОЧИСКИ ИНСТРУМЕНТОВ

«Знакомая форма — новый образ». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: изменчивость знакомой формы. Материалы: простой карандаш, бумага, различные предметы, которые можно обводить (ножницы, подносы, стаканчики, ложки, кукольная одежда). Можно обводить также ладошки, ступни, кулачки, фигуру. Способ получения изображения: ребенок обводит карандашом выбранный предмет. Затем превращает его во что-то другое путем дорисовывания и раскрашивает любыми подходящими материалами. При обведении ступни ребенок снимает обувь и ставит ногу на лист. Если обводится фигура, к стене крепится ватман, один ребенок прислоняется к нему, другой его обводит.

«Акварельные мелки». Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

«Рисование на мокрой бумаге». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварель или акварельные мелки, губка, вода в блюдечке, кисти. Нужна неясность, расплывчатость, например: если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь» и т.д. Намочим слегка бумагу и поместим её на влажной салфетке. Теперь можно приступать рисовать фон. Наносим мазки краски как задумано по теме, при этом краска немножко как бы растекается.

«Кляксография обычная». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно. Ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Кляксография с трубочкой». Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложка, трубочка (соломинка для напитков), нитка средней толщины. Ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

«Граттажи». Произошло от французского слова царапать. Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином или тушью поверхности. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь этот лист затрем свечкой. Смешаем гуашь с шампунем (можно клей ПВА) и покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. Возьмем заострённую палочку и процарапаем рисунок.

«Черно — белый граттаж» (грунтованный лист). Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон либо тонкая бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.

«Цветной граттаж». Возраст: от шести лет. Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастером, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

«Тиснение». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши или восковые мелки, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки т. д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами или мелками. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

«Набрызг». Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5×5 см). Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Метод монотипии». Возраст от 5 лет. Средства выразительности: пятно, цвет, симетрия. Выполняется двумя способами. Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге. Согнем лист бумаги пополам (книжечкой), на одной половине нарисуем рядом два пятнышка красками, например крылышки бабочки. Согнем лист по намеченной линии и проведем по нему ладошкой. Откроём, что получилось? Если дорисуем, получилась бабочка.

«Монотипия пейзажная». Возраст: от шести лет. Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка. Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

В своей практике я использовала следующие техники нетрадиционного рисования: рисование пальчиком или ладошкой — этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» — развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Как смешивать цвета начинающему художнику. Масляная живопись

Техника «Прижми и отпечатай» — привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» — пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» — происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» — позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг» . Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» ( жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Нетрадиционные техники рисования используют на сегодняшний день все чаще как в дошкольных учреждениях, так и для развития творческих способностей детей в домашних условиях. Все потому, что искусство изображать не основываясь на традиции, выглядит более оригинально и неординарно. И своеобразные, необычные способы рисования увлекают и восхищают детей, развивая тем самым творческий потенциал каждого ребенка. Поскольку дети отражают свои впечатления об окружающей действительности в изодеятельности, такой вид творчества носит развивающий характер.

В детском творчестве окружающий его мир открывается по–разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В.А. Сухомлинский.)

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

3.2. Актуальность педагогического опыта.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом.

Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать в ребёнке такие личностные качества, как:

  • Умение одухотворять живую и неживую природу
  • Способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира
  • Готовность чувствовать боль и радость других, сопереживать им
  • Стремление заботиться о других
  • Умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное и в неказистом выразительное
  • Способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним
  • Готовность эмоционально переживать образную форму произведений искусства
  • С другой стороны ребёнок набирается опыта изодеятельности:
  • Учится быть оригинальным
  • Учится использовать средства выразительности
  • Учится давать оценку своей и чужой деятельности
  • Учится проявлять инициативу, самостоятельность
  • Развивает индивидуальность, используя умения и навыки в применении различных техник

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор темы исследования: «Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в дошкольном возрасте, как средство развития творческих способностей детей».

  1. Научность в представленном опыте.

Научность, то есть соответствие основополагающим положениям педагогики, психологии, дидактики. Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики и психологии. В работе я опиралась на основные принципы и методы в педагогике.

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по разделам. Если како либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети не получат полный спектр нужной информации для закрепления полученных знаний и умений. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течении дня. Специально организованные занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Что же касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы могут осуществляться как до обеда, так и по второй половине дня. Принцип возрастной адрессованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми среднего дошкольного возраста, другие — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание по разделам используется в разных возрастных группах. ( В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей). Принцип интеграции. Содержание работы органично вплетается в содержание основной комплексной программы. Прежде всего это касается занятий по изодеятельности, театрализованной деятельности, по ознакомлению с окружающим миром, по экологическому и физическому воспитанию, а так же нерегламентированных видов деятельности и отдельных режимных моментов. Принцип результативности. Предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Основные разделы программы должны тать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на предложенные педагогом темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

  1. Результативность педагогического опыта.

Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что
в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям.
Успешное развитие творческих способностей детей зависит от:

1.Систематической работы с использованием новых методик обучения изодеятельности
2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.
3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы яувидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

  1. Новизна (инновационность) представляемого опыта.

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей . В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, воспитатель убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.

  1. Технологичность представляемого опыта.

Цель педагогического опыта – развитие творческих способностей дошкольников на основе изучения и освоения нетрадиционных техник рисования. Для достижения планируемого результата я поставила ряд задач:

1. Создание в группе условий для творческой изодеятельности.

2. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей дошкольного возраста;

3. Налаживание межличностностного общения в процессе изобразительной деятельности;

4. Апробирование нетрадиционных техник рисования для развития художественных способностей дошкольников.

С самого начала приобщения ребенка к рисованию надо научить его правильно пользоваться разными изобразительными материалами, научить детей техникам рисования.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

-способствует снятию детских страхов;

-развивает уверенность в своих силах;

-развивает пространственное мышление;

-учит детей свободно выражать свой замысел;

-побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

Создаем палитру, как пользоваться гуашью

-развивает мелкую моторику рук;

-развивает творческие способности, воображение и фантазию;

-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Работая в этом направлении, педагог убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей.

Существует много известных нетрадиционных техник рисования, которые рекомендуется использовать в работе с детьми. (Приложение 2)

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

— игра, которая является основным видом деятельности детей;

— сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажут помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

— музыкальное сопровождение и т. п.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

Как смешивать краски и находить нужные оттенки. Практика – берем оттенки из реальных картин

— личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

— коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

— игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

Как правильно смешивать краски и получать желаемые оттенки

— педагогические (доверительная беседа, стимулирование).

Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования , включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Начинать заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего возраста – считает кандидат педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного.

Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют.

В процессе своей работы исключительно важное значение, педагог придаёт творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал — художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.

Педагог расширяет кругозор детей и обогащает впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.

Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

— от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

— от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

— от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

— от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

— от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

— от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.

3.7.Описание основных элементов представляемого педагогического опыта .

Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г.), она является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей . В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е. А.Флериной, Н. П.Сакулиной, Н. Б.Халезовой, Я. Шибановой и др.) убедительно показали, что без целенаправленного адекватного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Для успешной работы с детьми в области использования нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников автор опыта изучила труды: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. При всем многообразии концепций, подходов, исследований данной проблемы все авторы единодушны, Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой — этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» — развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» — привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» — пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» — происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» — уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» — позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг» . Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» ( жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование (см. приложение 1 ) на среднюю возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 4-5 лет, но рисовать пробовали уже со второй младшей группы, после того как дети привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой . Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

В средней группе мы рисовали пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Краски на палитре

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья (см. приложение № 6.1)

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка . Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску (дети этим методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим

методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рубаху медвежонку (см. приложение №6.2).

В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью (см. приложение №6.3)

Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый. (см.приложение №6.4).

Уроки по масляной живописи для начинающих. Как смешивать краски? Преимущества скупой палитры.

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, — стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает (см. приложение №6.5).

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками (см. приложение №6.6)

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в среднем и старшем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план (см. приложение №1) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой . Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай , развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

В результате проведенного исследования мною было выявлено, что нетрадиционные техники рисования действительно оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка с ограниченными возможностями заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения. В работе были поставлены и решены следующие задачи:
1) была подобрана и изучена психолого-педагогическая литература по изучаемой проблеме – нетрадиционным техникам посвящено много литературных источников, в которых обоснуется необходимость использования их в работе с детьми как с нормой развития, так и с детьми, имеющими отклонения в развитии, дается описание техник, доступных детям дошкольного возраста.
2) Изучены наиболее распространенные нетрадиционные техники – несмотря на большое их значение в развитии ребенка, в практике детских садов нетрадиционные техники используются крайне редко. Наиболее часто можно увидеть применение монотипии и кляксографии в работе с детьми.
Данная методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из его свойств – видение целого раньше частей. В данном случае фигуры (формы), полученные в результате «хэппенинговой» нетрадиционной техники, обостряют у ребенка чувствительность к недостаткам, отсутствующим элементам, дают возможность для неоднозначного выполнения задания, что проявляется в создании разнообразных рисунков у детей.
Считается не только возможным, но и необходимым использование подобных заданий педагогами и родителями, так как задания сохраняют психическое равновесие, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребенок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, творить так, как хочется именно ему, быть свободным от любого.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

  1. «Воспитатель» — №5 2009 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» — М.,2007 г.
  3. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» — М-С 2008 г.
  4. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» — М-С 2022 г.
  5. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» — П., 1981 г.
  6. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  7. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» — ООО «ТЦ Сфера»,2022 г.
  8. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008.
  9. Белошистая А. В., Жукова О. Г. Волшебные краски. 3 – 5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008г.
  10. Одинокова Г. Ю.Шлеп…Ежик: Издательский дом «Карапуз», 2006г.
  11. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008.
  12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки.- Ярославль: Академия развития, 2004
Мастер-класс Пишем глянцевые вишенки, не смешивая краски на палитре