Мастер-класс Платок «Рождественский» в технике горячего батика

Мастер-класс: расписываем платок «Летний день» в технике холодного батика

Вот и наступила долгожданная весна, солнышко стало ласково пригревать, а птички радостно щебетать. Но пока зелени ещё нет, кругом серый цвет, слякоть и лужи. Хочется ярких красок и я решила привнести свою частичку летнего настроения в серые будни. Захотелось мне чуть-чуть приблизить, такие желанные, летние деньки, создав яркий платок под названием «Летний день» с ирисами и стрекозками. Сегодня расскажу, а точнее покажу, как он создавался. Более подробно остановлюсь на росписи данного платка.

ИТАК, НАЧИНАЕМ РАБОТУ:

Для работы у меня был отрез натурального шёлка крепдешина, размером 95*95 см. После всех технологических процессов размер готовой работы будет 90*90 см.

Натягиваем ткань на раздвижную раму, следим чтобы не было перекосов. Ткань должна быть под сильным натяжением, иначе при намокании она будет провисать.

Далее нужно перевести рисунок на ткань. Эскиз у меня нарисован на обычной кальке. Эту кальку подкладываем под ткань и закрепляем булавочками.

Как только эскиз прикрепили можно приступать к переводу рисунка на ткань. Для этого нам потребуются стеклянная трубочка и резервирующий состав. Переводим рисунок аккуратно, замыкая все контуры.

После того, как рисунок перевели на ткань, нам нужно составить колорит. Для работы я использую влагоустойчивые красители под запаривание. Это те краски которые мне понадобились для данной работы

Ну, а теперь можно приступать к росписи платочка. Я очень люблю творить под музыку. Иногда даже кажется, что и краски лучше растекаются под музыку . Начинаю с цветочков

Мастер-класс Платок «Рождественский» в технике горячего батика

Есть одно из переводов слова batik — капля воска. Древняя легенда рассказывает о
путешествии на корабле шелка по морю. Начался шторм. Капли воска со свечей пролились на
белоснежный материал. Когда шелк стали окрашивать, краска не проходила в участки испачканные воском… Быть может и правда именно так началась история горячего батика. Расскажу вам об основных отличиях и применении изделий в этой технике.
Роль разграничителя красок служит нагретый воск, т.е. горячий. Существуют несколько
способов нанесения воска. Растапливаем на водяной бане несколько свечек, берем кисть из
щетины или нейлона и приступаем к работе. Можно использовать специальный инструмент с
электрическим подогревом воска и тонкой насадкой вместо кисточки. Подробно об этом
инструменте вы можете прочитать на сайте художника Сергей Дывадова. В Индонезии используют инструменг чантинг для нанесения узоров на шелк. Рекомендую начать с самого простого для вас способа.

При соприкосновении с тканью воск оставляет сырые пятна, это признак того, что он прошел
через всю толщину материи, краска уже не сможет проникнуть на эту территорию. В случае, если воск тут же побелел и остался на поверхности ткани, краска протечет через границу линии.
Пробуйте и экспериментируйте. Результат получается красивым в обоих случаях.

Выпаривается воск утюгом через бумагу или газеты. Воск полностью удален после того, как на бумаге не
остается жирных пятен. Из своего опыта предупреждаю – трудно выпарить воск с толстых и рыхлых тканей, они становятся более жесткими, чем были вначале. Теперь вы понимаете, почему такое название получил этот вид творчества. Горячий воск, горячий утюг – горячий батик. Специально для вашего удобства я сделала видео мастер класс, смотрите, изучайте и творите.
Давайте посмотрим. Какие шедевры выполнены этим способом. Панно для интерьера создают
прекрасную атмосферу помещениея. Если такая работа выполнена в многослойно технике (воск,
краски, снова воск и краски и т.д.) создается впечатление объема и глубины картины.
Платки и палантины в технике горячего батика украшают женщину. Вы сможете сделать такой
шарфик сами с легкостью и без всяких навыков рисования. Чехлы для подушек, пототенца для
кухни, скатерть, салфеточки просто нарисовать в вашей любимой цветовой гамме. Вот уж где
действительно безграничная фантазия, так это простые абстракции горячего батика.

Для тех, кто хочет самостоятельно изучить технику Горячего батика, я подготовила видео урок.

Вариант 1: Курьером

Доставка курьером производится почтой EMS
Возможна доставка Почтой России

Стоимость доставки: 650 рублей

Батик горячий: техника выполнения. Холодный и горячий батик

В наши дни, когда мода меняется каждый день, а любая новинка в самое короткое время становится доступной массе людей, ценится эксклюзивная и необычная одежда. Поэтому мировые дизайнеры трудятся, стараясь придумать новый принт для своих тканей. Их достижения стоят немалых денег и остаются востребованными короткое время, пока во всех магазинах не появятся абсолютно идентичные подделки.

Если вы хотите иметь модную вещицу собственного дизайна – обратите внимание на технику батика.

Батик – это роспись по ткани. Таким способом вы сможете украсить себе блузку, юбку, шарф или любое другое тканевое изделие. Существует холодный и горячий батик.

История техники

Ручная роспись ткани, называемая батиком, известна людям очень давно. Этой техникой пользовались в Японии, Египте, Китае, Африке и на Руси. Местом, где появилась техника, считается Индонезия, остров Ява. Хотя в последнее время археологи находят полотна, раскрашенные в этом стиле еще в древнем Египте и Китае.

До сих пор ученые и археологи ведут споры, когда именно зародилось искусство тканевой росписи. Одни говорят, что данной техникой пользовались в начале нашей эры, другие соотносят ее появление с изобретением «резерва»: так называется прибор для нанесения горячего воска на ткань (14 век). Как бы то ни было, история горячего батика начинается гораздо раньше, чем батика холодного.

Название «батик» впервые встречается в Голландии в 18 веке. Жители острова Ява именовали эту технику «амбатиком».

Яванцы наиболее искусно делают ткани, расписанные в технике «батик горячий». Этот народ подарил миру ткани нереальной красоты, именно на Яве живут самые известные дизайнеры в мире батика.

И это неудивительно. Искусство ручной росписи ткани передавалось яванцами из поколения в поколение, причем каждый род имел свою личную неповторимую технику. Изначально на Яве одежду, расписанную в стиле «горячий батик», могли носить лишь представители «голубых кровей», однако со временем, когда ткань стали расписывать и на продажу, аристократия начала подключать к кропотливой работе и простолюдинов.

В 1835 году в Голландии появилась первая фабрика, производящая полотна расписанные в технике батика.

Холодный батик появился лишь в первой половине ХХ столетия. Изобретен раствор, позволяющий без нагрева наносить резерв на ткань, был в России.

Инструменты и материалы

Если вы решили освоить технику батика, вам могут потребоваться следующие инструменты и материалы.

  • Ткань. Изначально для росписи ткани использовался натуральный шелк. Теперь, когда краски и материалы вышли на новый уровень, для батика подходят и другие тонкие ткани, например батист, штапель, шифон и т. д. Ткань можно использовать метражом или в виде готового изделия.
  • Краски. Краски в технике «батик» имеют немалое значение. Существует большое количество их производителей, как импортных, так и отечественных. По своим свойствам краски делятся на те, которые разводятся исключительно спиртом, и на те, в которые добавляется вода. Главное отличие между ними – способ закрепления. Они могут закрепляться с помощью утюга, горячего пара или воды.
  • Контурный состав. Лучше всего контурный состав брать той же фирмы, что и краска. Обычно они бесцветны, в них добавляется красящий пигмент непосредственно перед нанесением.
  • Рама для батика. Конечно, можно купить специальную раму для росписи ткани, но вы не потратите много времени, если решите сделать ее самостоятельно.
  • Палитра. Нужна для смешивания красок.
  • Пипетки. Нужны для набора краски.
  • Трубочки для холодного батика. С помощью стеклянных трубочек можно проводить тонкие линии на полотне. Их можно купить в специализированном магазине. Однако если вы не можете их найти или не хотите тратить на них деньги – не отчаивайтесь. Можно просто подобрать подходящий инструмент, например, достаточно толстые центографы, изографы, рапидографы, медицинские капельницы, рейсфедеры и т. д.
  • Скотч. Нужен для защиты рамки от краски. Если рама будет испачкана, она может повредить следующую работу.
  • Портновские булавки, степлер – любой предмет для закрепления ткани.
  • Спирт. Нужен для разведения некоторых красок.
  • Кисти для росписи ткани.
  • Соль. Нужна для более быстрого высыхания отдельных участков и получения специфического узора.

    Холодный батик

    Холодный батик считается более простой техникой, чем батик горячий, так как раствор, ограничивающий краску, наносится без предварительного нагрева.

    Конечно, холодный батик все равно требует сосредоточенности, твердой руки и четкости линий.

    Если кратко описывать ход работы по росписи ткани холодным способом, то вам нужно сделать следующее.

    Ход работы

    • Кусок ткани, который вы собрались расписывать, с помощью кнопок, степлера и т. п. в натянутом виде прикрепляется к раме.
    • Затем специальным карандашом или ручкой наносится рисунок, который вы хотите видеть на вашем полотне.
    • Поверх карандашного наброска наносится резервирующий контур, причем он не должен иметь разрывов. В противном случае краска вылезет за пределы рисунка, и ваша работа будет безнадежно испорчена.
    • Ткань оставляют до высыхания резерва.
    • Кисточками, губками, распылителями раскрашивают рисунок и фон полотна.
    • Когда работа закончена, ее обрабатывают так, как требует того производитель красок. Это нужно для закрепления рисунка. Затем изделие промывают теплой и холодной водой.

    Батик горячий: особенности

    Как было сказано выше, существует два способа нанесения росписи на полотно. Более древняя, натуральная и традиционная ручная роспись ткани называется «горячий батик», техника выполнения которого известна еще древним яванцам, египтянам и китайцам. Смысл данного способа заключается в постепенном нанесении на ткань краски с защитой резервирующим составом отдельных элементов. Причем в качестве резерва используют только натуральные компоненты, которые перед использованием необходимо нагреть.

    Восковой состав изначально наносился с помощью медного ковшика с тоненьким носиком — чантинга, сейчас есть целая куча альтернативных способов нанесения резерва, например, специальные штампы, кисти с жесткой щетиной и т. д.

    На большую поверхность резерв наносится с помощью широкой кисти, а тонкая кисточка и чантинг необходимы для резервирования контура и мелких деталей рисунка.

    Горячий батик, техника выполнения

    • Прежде всего нужно подготовить ткань, выбранную вами для росписи. Для этого замочите ее на полчаса в растворе соды (5 л воды на 1 ч. л. соды). Это нужно для вымывания химических составов, которыми производители обрабатывают ткань.
    • После высыхания ткань закрепляют на раме.
    • Первый, самый светлый слой краски можно нанести до рисования эскиза. Кстати, важно, чтобы изделие пропитывалось краской в последовательности от темного к светлому.
    • Специальным карандашом наносится рисунок. Хотя некоторые советуют, чтобы не травмировать ткань, наносить рисунок не на нее, а на лист бумаги с помощью маркера, который будет виден через полотно.

    Платок с ирисами

    Чтобы вам было легче втянуться в процесс, вы можете сделать платок в технике «горячий батик». Мастер-класс, описанный здесь, поможет вам разобраться в ней.

    Для начала вам нужно запастись соответствующими материалами.

    • Шелковым белым платком или просто куском белого шелка.
    • Рамкой с булавками.
    • Кисточками тонкими и толстыми — для краски и для резерва.
    • Резервом.
    • Розовой, синей, зеленой, желтой красками.
    • Емкостями для разведения краски.
    • Пульверизатором.

    Мастер-класс

    • Вымачиваем ткань в растворе соды.
    • После того как ткань высохнет, натягиваем ее на раму.
    • Разводим синюю краску в двух емкостях: в одной — посветлее (светло-голубой, почти прозрачный), в другой — потемнее (голубой, но немного интенсивнее).
    • Смачиваем ткань водой из пульверизатора и рисуем на ней разводы этими красками.
    • Даем ткани полностью высохнуть.
    • Так как мы будем рисовать в технике «горячий батик» цветы, изображаем на высохшем платке ирисы с длинными листьями.
    • Фон резервируем с помощью воска.
    • Когда воск высохнет, погружаем платок в раствор розовой краски (должны окраситься цветы ириса).
    • Даем работе высохнуть.
    • Покрываем части цветов, которые должны остаться розовыми, воском.
    • Когда воск высох, окунаем платок в слабый раствор зеленой краски.
    • После высыхания краски покрываем части листьев, которые должны остаться светлыми, воском.
    • Когда воск высохнет, кистью закрашиваем части листьев, не покрытые резервом
    • Закрашиваем лепестки ирисов, не покрытых резервом, слаборазведенной синей краской (цвет должен остаться достаточно темным).
    • Закрашиваем ярко-желтой краской пестики цветков.
    • Даем платку высохнуть.
    • С помощью утюга и газет удаляем с изделия воск.
    • Закрепляем краску согласно инструкции (зависит от фирмы-производителя).
    • Промываем изделие сначало в теплой, а затем в холодной воде.

    Вот вы и сделали модный дизайнерский платок в технике «батик горячий».

Мастер-класс Платок «Рождественский» в технике горячего батика