Мастер-класс Подготовка красок к надглазурной росписи, кисти для надглазурной росписи

Подготовка красок к надглазурной росписи, кисти для надглазурной росписи

Это маленький рассказ с фотографиями про подготовку краски для надглазурной росписи.

В свое время просматривала все записи в интернете на эту тему. Мало, но найти можно. Даже есть видео мастер-класс от нашей соотечественницы замечательной художницы по фарфору, а также видео зарубежных мастеров, но там же без знания языка тонкостей не поймешь. Поэтому считаю не лишним написать коротенько на эту тему.

Какие краски? Какие кисти? �� Все о Китайской росписи в одном месте!

Надглазурные краски, которые закрепляются на глазури фарфора муфельным обжигом, разводят разными средами, но самый лучший вариант, как показал и мой многострадальный опыт — это живичный скипидар с различными добавками.

НАДГЛАЗУРКА, АНГОБЫ, ГЛАЗУРИ, ЭМАЛИ, ПОДГЛАЗУРКА, ЛЮСТРОВЫЕ КРАСКИ Виды керамических покрытий

Первое — берем палитру — стеклянную (у меня с матовой поверхностью) или керамическую плитку — и мастихин:

И краску. Она порошковая, смесь оксида металла и флюса.

Мастихином накладываем небольшое количество краски на палитру. Небольшое — это кому сколько нужно. Я предпочитаю размешивать краски столько, чтобы хватило на один раз порисовать. Кому-то нравится промасленная краска, вчерашняя. А у меня кошка, пух летит! Как бы я ни прятала в пластиковые контейнеры свои палитры с разведенной краской, пух все равно найдет дорогу к краске. А это не есть хорошо.

На следующем фото 4 баночки. В первой живичный скипидар, которым торгуют в салонах для художников. Им я пользуюсь для разведения порошковой краски, он смачивает порошок. Хоть при испарении скипидара краска и не превращается в порошок, но все равно не будет держаться нормально на фарфоре. Так как в скипидаре мало маслянистых веществ, нужных для сцепления краски со скользкой поверхностью фарфора.

Во второй — эфирное масло лаванды. Лавандовое масло хорошо испаряется, при добавлении в разведенную скипидаром краску делает ее текучей, такой акварельной.

В третьей — эфирное масло гвоздики. Оно плохо испаряется, по консистенции такое жирненькое. Ну, то что нам и нужно! Его чуток добавляю в разведенную скипидаром краску. Оно помогает сделать мазок таким тягучим. Трудно объяснить словами! Ну, кисточкой слой краски можно растягивать по поверхности. И оно все таки испаряется.

А вот в четвертой — скипидарное масло, которое почти уже не может испаряться. Оно застывает почти лаковой пленочкой.

Два года мучалась и рисовала без него, потом выпарила живичный скипидар, и стало мне хорошо — мазки стали получаться как надо!

Роспись фарфора 2: Как приготовить краску.

Вот столько скипидарного масла получилось из одной такой баночки, как первая.

Скипидар — вещь пахучая, поэтому 10 дней держать в квартире блюдце со скипидаром, который должен испаряться, не очень то хотелось. Но у меня есть гаражик, где он прекрасно испарялся и мне жить не мешал.

Скипидар бывает и в строительных магазинах, но он какой то другой, в нем меньше этого маслянистого вещества на единицу объёма. Поэтому для приготовления скипидарного масла берем только живичный скипидар, который покупаем в салонах для художников. А такой скипидар, как в большой упаковке на фото выше, я использую для промывания кистей. Для этих целей он, пожалуй, лучше живичного, потому что на кисти меньше остается застывающего вещества при испарении основной массы скипидара. У меня кисточки не застывают, остаются мягкими, почти пушистыми.

Далее — капнула с мастихина живичного скипидара.

Растираю порошок со скипидаром, он весь должен им смочиться , быть текучим и в то же время густым. Краска уже не разлетается при случайном «Апч-хи», но еще и рисовать ей невозможно.

На следующем фото капля скипидарного масла. Удобно на палитре держать каплю скипидарного масла и добавлять понемногу в краску. Также растираю краску мастихином.

На следующем фото краска с добавлением скипидарного масла. Много его тоже не нужно, потому что оно плохо испаряется, а при переизбытке масла крупинки краски будут как бы плавать в масле. Неудобно.

Еще рядом с краской капелька лавандового эфирного масла. Если мазок жирно-туговат, можно слегка разбавить краску этим маслом.

Слева краска с добавлением скипидарного масла, справа с добавлением эфирного лавандового масла. С лавандовым — краска легче «разбегается», течет.

Скипидарное масло и эфирное масло гвоздики (и даже машинное масло для швейных машинок, но только немецкого производства!) нужны для промасливания краски, для придания ей пластичности.

А это фото сделано через час после приготовления краски. Скипидар испарился, краска подсохла, стала матовой, при дальнейшем испарении скипидара отдельные крупинки будут отделяться от основной массы при малейшем воздействии.

А вот та часть краски — справа — где масло, там процесс испарения замедлен, жировая пленка делает массу краски единой, пластичной.

Если это скипидарное масло, то краска как бы дубеет со временем, её разводят каплей гвоздичного масла и растирают мастихином.

Если это лавандовое масло, то краска тоже подсыхает, она всё же суховата, лучше сочетать лавандовое масло с менее испаряющимися маслами.

Если это эфирное масло гвоздики, то краска становится пластичной и на следующий день не такая твердая, как со скипидарным маслом.

Подгазурная роспись керамики

В общем, для меня все эти масла были поиском. И самое ужасное, что я много раз перечитывала тексты на эту тему, смотрела видео, но постоянно что то упускала, то есть каждый раз находила что то новое! Сразу вся информация как то не усваивается.

И, конечно, экспериментирование продолжается! Хотя бы потому, что производители эфирных масел умудряются делать их с разными свойствами. Лавандовые и гвоздичные масла разных производителей ведут в мазке себя по разному.

Роспись фарфора 1: инструменты, материалы, связующие для над глазурных красок

Ну, и еще про кисти для надглазурной росписи расскажу, что знаю сама.

Начинала я с беличьих кистей для акварелистов, мазок получался плохим. Мучение.

Потом таки нашла информацию (мой учитель — это интернет и мои замечательные милые подружки фарфористки из других городов), что есть же специальные кисти для фарфористов! Ох, почему то и купить их мне удалось не сразу, но теперь то я живу счастливо. Они бывают разных видов, в зависимости от характера мазка и их формы. Честно, в видах кистей разбираюсь так себе, но по форме кисти и так ясно, что с ней делать нужно!

Шкатулка с имитацией изразцов

Вот моя последняя закупка в интернет магазине. Живописные кисти для надглазурной росписи. Продают их без палочек. На палочки креплю их сама, как и все фарфористы! Видите, маленькие номера кистей с совсем тоненькой пластиковой трубочкой? Для них подошли палочки для шашлыка.

Палочку можно немножко подточить, трубочку чуток отрезать.

Вот такая смешная кисточка!

Как подготовить надглазурные краски к росписи по эмали

Или взять палочки от ненужных кисточек. (По секрету скажу, что в Европе фарфористам продают кисточки и отдельно палочки. Закрепить их надо самим, но не надо заморачиваться с поиском.)

Вот такое жестокое фото.

Зато какое преображение! Просто милашка!

Час наверно потратила, пока прикрепляла кисти на палочки.

Вот, хвалюсь своей коробочкой с живописными кистями для надглазурной росписи.

У кого зоркий взгляд, тот заметит, что у меня есть беличьи акварельные кисти. Это 1, 2 и 3 номера, ими мне удобно рисовать тонкие линии.

Буду счастлива, если кому-то помогла этим текстом. Самой-то мне очень пригодилась информация про надглазурную роспись, найденная на просторах интернета!

Удачный дебют – пробуем себя в росписи по керамике

Керамика живет в каждом доме. Где-то ей уделяют больше внимания, любят и выставляют на лучшие места. А некоторые хозяева постигают роспись по керамике, чтобы украшать свое пространство теплыми, очень уютными предметами обихода без посредников. Какие техники используют художники по керамике? Что обязательно должны знать начинающие? Каким может быть первый удачный мастер-класс? Оставайтесь на этой страничке, и вы все узнаете.

Техники росписи по керамике

Для начала разберемся в понятиях. Керамическими называются изделия, прошедшие обжиг в печи. Это предметы из природной глины: так делают кухонную утварь, игрушки, декоративные скульптуры и статуэтки уже не одну тысячу лет. Роспись может быть ручной или механической. В первом случае мастер рисует своими руками, во втором – используется всевозможные штампы и печать.

Подглазурная

Одна из самых сложных техник росписи фарфора – подглазурная. Но новички в росписи по керамике нередко пробуют себя именно с этой росписи. Она наносится до того, как изделие отправится в печь.

Как начать расписывать в стиле «Московское письмо». Подготовка кистей и красок, первые мазки

Подглазурное нанесение рисунка

Особенности технологии подглазурной росписи:

  • верхнюю глазурь делают и прозрачной, и тонированной, и цветной, в зависимости от желаемого эффекта;
  • основными красителями становятся оксид кобальта и оксид железа, они прекрасно переносят обжиг, не перегорают, не меняют цвет;
  • такая роспись считается более устойчивой, ведь глазурный слой защищает картинку;
  • мастер может наносить краску по карандашному контуру либо сразу приступать к росписи кистью;
  • краски наносятся на обожженные либо хорошо высушенные керамические изделия, под слоем глазури поверх красок рисунок на время исчезает, но изделие отправляется в печь и после обжига приобретает конечный вид – с проявленным рисунком.

Процесс подглазурной росписи представлен в данном видео:

Как подготовить краски для подглазурной росписи .

На насыщенность цвета подглазурной краски влияет температура обжига, качество глазури. Готовая расписная керамическая чашка (например) отличается плавными и нежными линиями росписи.

Примером качества такой технологии является роспись по фарфору специалистов Майсенской мануфактуры. Правда, они еще предлагают в рамках одного изделия комбинировать подглазурную и надглазурную росписи, и это дает интересный результат.

Внутриглазурная

В этом случае краски наносятся на закрепленную глазурь. Потом изделие отправляется в печь (температура выше 1000 градусов) и в ходе обжига краситель вплавляется в глазурное покрытие. Не нужно бояться, что рисунок расплывется: нет, он стоек. Благодаря такой технике удастся создать керамическое изделие, которое прослужит долго, а его роспись не деформируется много лет. Это не самый распространенный вид художественной росписи по керамике, и для новичков не самый оптимальный.

Основные плюсы методики – долговечность, четкость рисунка. Основные минусы – трудоемкость, точность, наличие опыта.

Надглазурная

Надглазурная роспись проще, чем выше представленные варианты. И если покупать, например, такую фарфоровую тарелку, она будет стоить дешевле той, что расписывали подглазурным методом.

Особенности стандартной надглазурной росписи:

  • краситель мастер наносит на уже закрепленную эмаль, после чего изделие отправляется в печь на температуру, не доходящую до 1000 градусов;
  • так как температура в печке сравнительно низкая, можно использовать краски широко ассортимента, то есть не только те, которые не меняют своих характеристик при высочайших температурах.

Подглазурная роспись пигментом 3

Главный плюс технологии – простота входа в ремесло, то есть новичкам легче поддается именно эта техника. Главные минусы – роспись не защищена верхним глазурным слоем, потому менее долговечна.

Роспись керамики для начинающих

Эти советы сориентируют начинающего художника по керамике. Пусть непростой, но очень увлекательный, сложности только повышают интерес к ремеслу.

Роспись фарфора 5: Как нарисовать цветок, набор краски на кисть,роспись в мазковой технике,(часть 1)

Советы опытных керамистов:

  1. Новичку обязательно нужно изучить тональную гамму красок. Для этого делается пробная палитра на той керамике, с которой будет работать художник. После этого керамика обжигается под глазурью. Отдельную палитру стоит организовать и для смешанных составов.
  2. Работать с подглазурными красками нужно очень хорошими кистями. Но кроме кистей используется пульверизатор, подглазурный карандаш и т.д.
  3. Когда смешиваете краски, помните, что самым сильным красителем является синий кобальт. Так как другие краски слабее, они позволяют наносить более толстый слой.
  4. Работу начинают с простых рисунков, использования шаблонов и трафаретов. Можно попробовать технику точечной росписи. Не брезгуйте учиться росписи с использованием упора для руки. Для плоских изделий упор должен быть низким, для отводки тарелок – высокий.
  5. Если пора приступать к сложному рисунку – орнаменту, например – черепок из краски можно защитить резиновым клеем (после высыхания краски он легко отдирается). Так делают, если краситель наносится пульверизатором.

Первые занятия с керамикой – это точно не надглазурная роспись фарфора. Обычно это уроки, позволяющие нанести простейший узор на глиняное изделие, и посмотреть, что будет происходить при обжиге. Так как обжиг – опыт, требующий наглядности и четкого соблюдения правил безопасности, лучше взять персональный урок у керамиста. Или посетить соответствующий мастер-класс.

Мастер-класс: роспись на керамической плитке

Дух захватывает от мысли, что самостоятельно можно заняться росписью керамической плитки. Той самой, которая впоследствии станет фартуком на кухне или выстелет столешницу. Можно начать и с заданий попроще: например, сделать расписную плитку, которая станет обрамлением зеркалу. Новички часто используют краситель-акрил, очень удобный в нанесении и покорный даже пока не в очень опытных руках.

Роспись керамики акриловыми красками – что подготовить:

  • керамическую плитку любого размера и цвета (зависит только от ваших предпочтений);
  • акриловые краски по керамике – они требуют горячей сушки, точные температурные показатели указаны на банке с краской;
  • контур;
  • прозрачный лак;
  • синтетические кисточки;
  • средство для обезжиривания плитки на спиртовой основе;
  • трафарет или шаблон для переводки.

Роспись плитки своими руками:

  1. Любой понравившийся узор можно распечатать и перевести с помощью копирки на плитку. А если одинаковых плиток будет много, удобнее использовать трафарет.
  2. Механическим карандашом нужно убрать грифель, давить придется усиленно, ведь рисунок должен хорошо отпечататься на плитке.
  3. Можно наносить краску. Сначала делается заливка основной краски. Если краска густовата, не разбавляйте ее водой! Лучше заранее купить в магазине специальные разбавители. После того, как краска нанесена, кисточку промойте растворителем.
  4. Если вдруг краска попала не в то место, где ей полагается быть, убрать ее можно обратным кончиком кисти.
  5. Контур – специальное средство, которое придает изображению объем. Он наносится либо ровной линией, либо точечно. Для новичков второй вариант предпочтителен.
  6. Если краска использована запекаемая, отправляйте плитку в духовой шкаф. Выставляйте ту температуру, которая указана на банке с красками. Нельзя сразу же после обжига доставать плитку, она должна полностью остыть в духовом шкафу.
  7. Несмотря на то, что производитель почти всегда пишет о стойкости красок, лучше добавить защитный слой. То есть покрыть готовую плитку прозрачным лаком. Так изделие однозначно станет более прочным, и изображение будет надежно защищено.
  8. Те же действия проделываются с каждой плиткой. Готовую плитку можно использовать: в данном случае она стала креативной рамой для зеркала в средиземноморском стиле.

Витражная росписи, точечная, стилизация под гжель – вариантов, как проявить себя в росписи керамики, очень много. Это популярное художественное направление вот уже не одно тысячелетие привлекает людей своей простотой и изяществом. А еще работа с керамикой – одна из самых сильных техник арт-терапии.

Техника надглазурной росписи

Техника надглазурной росписи

Надглазурная роспись наносится на поверхность глазурованного изделия. Она хотя и менее прочна, чем подглазурная, но имеет богатую цветовую палитру, так как закрепительный обжиг происходит при более низкой температуре. Неудавшуюся роспись можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром или спиртом, а уже обожженную можно исправить повторной росписью с последующим же закрепительным обжигом. Наконец, сам процесс надглазурной росписи более прост, чем подглазурной. Поэтому мы расскажем о ней поподробнее.

Чаще всего любительскую роспись выполняют на блюдцах и тарелках, которые служат потом настенными украшениями. Середину тарелки, точнее ее дно, принято называть зеркалом, а края – бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелки, называют отводкой.

По чистоте красок и прозрачности надглазурная живопись напоминает акварельную. Вот почему эскиз росписи тарелки желательно выполнять акварельными красками. Основой декора может быть орнамент, натюрморт или лаконичный пейзаж, которые нужно умело вписать в круг. Всегда помните о чувстве меры: слишком дробная живопись может только «разрушить» изделие, а не подчеркнуть и облагородить его форму.

При выполнении первых работ не стремитесь составлять сложные цвета. Воспроизвести их в надглазурной живописи – задача для неопытного керамиста слаборазрешимая.

Надглазурные керамические краски продаются в виде тонкотертого порошка, который состоит из окислов металла и флюса. Окислы металлов определяют цвет красок, а флюс служит закрепителем. Под действием высокой температуры флюсы оплавляются и накрепко приваривают окислы металлов к глазури.

Перед самой росписью сухие краски смешивают со скипидарным маслом на отдельных палитрах – стеклянных пластинах размером примерно 10 х 15 см. Снизу к каждой пластинке подклейте белую бумагу. На стеклянную палитру насыпьте немного краски, добавьте чуточку скипидарного масла и перемешайте все шпателем до получения вязкой кашицы. К слову, хороший шпатель можно сделать из тонкой стальной линейки, но некоторые краски вступают в реакцию с металлом и загрязняются, поэтому лучше использовать для шпателя рог или пластмассу (рис. 70).

Рис. 70. Инструменты и оборудование: 1 – блюдце со скипидарным маслом; 2 – стеклянная палитра; 3 – шпатель; 4 – баночка со скипидаром; 5 – подставка с кистями; 6 – резачок; 7 – гравировальная игла; 8 – графитный карандаш.

надглазурная роспись

Скипидарное масло приготовьте из терпентинного скипидара, применяемого в живописи. Налейте в блюдце скипидар и поставьте в теплое место. Дней через десять он загустеет и превратится в масло. Но вам понадобится и сам скипидар – он используется, когда нужно во время росписи разбавить краску.

Краски лучше наносить без предварительного вспомогательного рисунка. Но если композиция сложная, набросайте ее контуры на поверхности изделия графитным карандашом. Чтобы он не скользил, слегка смочите поверхность скипидаром. Скипидар подсыхает, карандаш оставляет на изделии четкий след. Если нужно выполнить одинаковую роспись сразу на нескольких предметах, изготовьте из фольги трафарет. На дощечку из мягкой древесины положите лист фольги, а сверху кнопками прикрепите эскиз. Острой иглой наколите по контурам отверстия. Теперь уберите эскиз, а фольгу наложите на поверхность тарелки и припорошите измельченным древесным углем, предварительно насыпав его в марлевый тампон.

Расписывайте, держа тарелку или блюдце в левой руке снизу или положив на стол и поставив сверху специальную скамеечку, на которую опирается рука с кистью. Чтобы провести по борту тарелки отводку, применяйте турнетку. Если вы захотите расписать кафельные плитки, сделайте деревянную подставку.

И скамеечка, и турнетка, и подставка показаны на рисунках 71 а, 71 б).

Если вы имеете опыт работы в живописи масляными, акварельными или темперными красками, то знаете: цветовые сочетания, которые нанесены на бумагу или полотно, остаются после окончания работы неизменными. А согласно закону оптического смешения цветов синяя краска, например положенная тонким прозрачным слоем на желтую краску, становится зеленой, красный цвет, смешиваясь с желтым, делается оранжевым. Эти законы оптического смешения цветов почти полностью приходится игнорировать в надглазурной живописи. Цветовые сочетания, полученные путем смешивания сырых керамических красок, после обжига могут резко измениться. И, начиная роспись, нужно предвидеть это. Но такое предвидение становится возможным только при большой практике. А начинающим намного облегчат работу справочные плитки. На кафельную плитку нанесите мазками имеющиеся у вас надглазурные краски и обожгите в муфельной печи (о процессе обжига мы расскажем чуть позже). На эту же плитку нанесите те же краски и в той же последовательности, но без обжига. Такая таблица всегда пригодится во время росписи – она дает возможность сравнивать краски до обжига и после. На другой плитке (она показана на рисунке 72) проведите красками вертикальные полосы. Когда они немного подсохнут, в той же последовательности сделайте горизонтальные полосы. Плитку обожгите. В местах пересечения цветных полосок получатся смешанные цвета. По ним вы сможете судить, какой цвет получится, если смешать две соответствующие краски.

Кроме того, в надглазурной живописи применяют иногда гравировальный резачок и иглу. Резачком делают всевозможные просветы в росписи, обнажая белую фарфоровую основу. Гравировальная игла тоже предназначена для выполнения просветов, но более тонких. Этими же инструментами удаляют пыль и соринки, случайно попавшие на роспись.

Пока надглазурная роспись еще не обожжена, свежие, неудавшиеся участки можно легко стереть тряпкой, смоченной скипидаром. Засохшие краски удаляют одеколоном.

Учтите, что краски одного названия, но изготовленные на разных заводах, часто имеют различные цветовые оттенки. Поэтому нужно стараться применять одни и те же краски, тщательно, шаг за шагом изучая их свойства.

Основной инструмент при выполнении надглазурной росписи – кисть. Наиболее подходящие кисти делают из беличьего волоса. Выбирая кисти, следите, чтобы у них были равномерно вытянутые острые кончики. Беличьих кистей нужно иметь несколько номеров. Во время работы кладите кисти на подставку из жести или дерева. После окончания росписи не забывайте вымыть кисти в скипидаре, затем слегка смажьте их скипидарным маслом, заострите кончики и поставьте в вазочку.

Завершив роспись, надглазурные краски для закрепления обжигают в муфельной печи. Этот процесс необходимо выполнять при температуре, не превышающей 850 °C. Нагрев должен быть постепенным, иначе краски могут вскипеть.

От недожога краски становятся матовыми, а от пережога могут перегореть и обесцветиться. Поэтому оптимальное время обжига (обычно от 1,5 до 2,5 часа, не считая времени нагрева и остывания) нужно найти для ваших красок опытным путем. Закончив обжиг, выключите печь и, не открывая ее, дайте изделиям медленно остыть, иначе от быстрого охлаждения в красочном слое появится множество мельчайших трещин.

После закрепительного обжига посуда не боится влаги и высокой температуры, противостоит воздействию слабых кислот, поэтому ее можно смело применять в хозяйстве – она будет не только радовать глаз, но и служить вам.

Не огорчайтесь, если не удастся купить керамические надглазурные краски или воспользоваться муфельной печью. Настенные тарелки можно расписывать и так называемым холодным способом – обычными масляными красками или жидким калийным стеклом, подкрашенным акварельными красками из тюбиков (о специальных красках для холодной керамики далее). Обжиг, как вы уже догадались, в этом случае не нужен, но пользоваться такими поделками по прямому назначению нельзя – они будут чисто декоративными (рис. 73 а, 73 б).

По внешнему виду тарелки, расписанные холодным способом, почти не отличаются от тех, на которые узор нанесен керамическими красками. Высохнув, краски довольно прочно держатся на поверхности изделия.

Чтобы повесить декоративную тарелку на стену, вырежьте из куска кожи петлю и клеем БФ-2 приклейте ее к донышку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Техника «декупаж»

Техника «декупаж» Почти на каждой даче найдется такая мебель, которая уже давно сослужила свою службу, но выбросить ее жалко. Мало кто знает, что таким предметам можно дать вторую жизнь и сделать их яркими и необычными. В этом вам поможет техника «декупаж».Дизайн старой

Техника покраски

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обратите внимание на направление падающего из окна света. Если вы будете производить покраску кистью, предпоследний слой краски обязательно нанесите против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе после

Бытовая техника

Бытовая техника Домашние электроприборы не зря носят такое название. Это именно приборы, которые требуют к себе бережного и технически грамотного отношения. Их надо оберегать от влаги, поскольку наличие на приборе воды может привести и к несчастному случаю, и к выходу

Техника вышивания

Техника вышивания А теперь ознакомимся с техникой вышивания:1) если вы делаете стежки сверху вниз, то 1-й ряд следует выполнять в направлении справа налево;2) затем нужно выполнить 2-й ряд стежков слева направо (завершая таким образом стежки, выполненные ранее);3) если вы

Техника шпаклевания

Техника шпаклевания Берут немного шпаклевки на шпатель и наносят ее на поверхность стены мазками средней толщины, затем нажимают на лезвие шпателя чуть сильнее и разравнивают шпаклевочный слой движениями по вертикали.Шпаклевку разравнивают до получения очень тонкого

Техника покраски

Техника покраски При окрашивании потолков и стен обращают внимание на направление света, падающего из окна. Если покраска производится кистью, предпоследний слой краски обязательно наносят против направления солнечных лучей, а последний наоборот. Иначе, после

Техника безопасности

Техника безопасности Каждый профессиональный электрик, перед тем как переходить непосредственно к практике, сдает специальный экзамен по технике безопасности. В этот экзамен входят вопросы по эксплуатации электроустановок и способам работы с ними, которые были бы

Техника склеивания

Техника склеивания Столярные изделия должны изготовляться из древесины с влажностью не выше 12 %. При повышенной влажности качество склейки снижается и клей может загнивать в изделиях.Намазав склеиваемые части изделия клеем, им дают простоять примерно три минуты, чтобы

Техника строгания

Техника строгания При любом строгании, особенно при черновом, когда снимается толстый слой древесины, очень важно определить направление волокон, чтобы древесина не задиралась. Определяют это осмотром (волокна должны выходить на поверхность в направлении движения

Техника «резерваж»

Техника «резерваж» Резерваж – способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазурованием. В пчелиный воск добавляют скипидар и нагревают до растворения. С помощью кисточки накладывают состав на места, не

Мастер-класс Подготовка красок к надглазурной росписи, кисти для надглазурной росписи