Мастер-класс Прага, Карлов Мост.

Карлов мост

Карлов мост (Karlův most)

Карлов мост на реке Влтаве расположен в исторической части Праги: он соединяет Старе-Место и Малу-Страну – средневековые районы чешской столицы. Мощное полукилометровое сооружение с тяжелыми арками и бронзовыми статуями католических святых всегда заполнено туристами. Здесь можно загадать желание, купить сувениры у местных художников и полюбоваться видами реки и прибрежных кварталов со смотровых площадок на мостовых башнях.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Карлов мост на рассвете

Общая информация

Карлов мост – обязательная для посещения достопримечательность Праги, без него не обходится ни одна экскурсия по историческому центру города. Этот факт был подтвержден в фильме «Человек-паук: Вдали от дома»: кульминационное объяснение Питера и ЭмДжей произошло на Карловом мосту – глубокой ночью, когда на нем наконец-то не осталось ни одного туриста. В другое время на полукилометровом сооружении шириной почти 10 м довольно тесно.

История Карлова моста

Во второй половине XII века итальянские мастера построили на Влтаве мост Юдифи, названный так в честь жены короля Владислава I. Прочное многоарочное сооружение из эффектного красного песчаника простояло до 1342 года, пока не было разрушено мощным наводнением. Восстанавливать его не стали, лишь соединили уцелевшие арки деревянными мостками для пешеходов до окончания строительства нового моста. Напуганный силой стихии Карл IV, взошедший на престол через несколько лет после катастрофы, заказал придворному астрологу Бен Бецалелю составить гороскоп строительных работ, чтобы следующий мост не постигла та же участь. В результате предсказаний первый камень будущего Карлова моста заложили только в 1357 году, в наиболее благоприятные, согласно предсказанию, сроки. Полностью открыт для всадников и пешеходов новый мост, названный в честь Карла IV, был в начале XV века.

Архитектурные особенности

Конструкция состоит из 16 тяжелых арок, сложенных из природного камня. Для облицовки был выбран светлый песчаник – месторождение красного камня к началу строительства уже истощилось. На восточном берегу Влтавы у начала моста, у самой воды стоит готическая Староместская башня. Западные, непарные Малостранские башни, расположены на первый взгляд странно, далеко от берега Влтавы, среди старинных домов. На самом деле то, что кажется западным берегом, – это остров Кампа, отделенный от Малой Страны узеньким рукавом Влтавы – речкой Чертовкой. Там, где заканчивается остров, и стоят Малостранские башни.

Мостовые башни

Самая эффектная башня – Староместская, построенная в конце XIV века на восточном берегу Влтавы. Над ее аркой размещены гербы с орлом и львом рядом с фигурой Святого Вита. Первоначально римский мученик, сваренный в кипящем масле в IV веке, не имел к Чехии никакого отношения, но в X веке часть его мощей презентовали правителю страны. С тех пор он стал главным святым Чехии. Справа от святого – портрет Карла IV, начавшего строительство моста, слева – Вацлава IV, виновника появления у католиков нового святого – Яна Непомуцкого. Ниже в ряд выстроены гербы земель, вошедших к XIV веку в состав Чехии. Башню реставрировали 150 лет назад, добавив маленькие угловые башенки наверху, и сегодня это отличная смотровая площадка. Билеты на нее стоимостью в 90 крон продаются прямо в здании.

Малостранские башни строили не одновременно. Низкая, самая древняя, появилась еще при мосте Юдифи, в XII веке. Вторую, 40-метровую, построили в середине XV века на месте существовавшей до нее романской конструкции. Стилистически она напоминает Староместскую, хотя лишена ее торжественного декора. В ней тоже открыта смотровая площадка, а в нижней части здания расположено туристическое бюро, где можно получить бесплатную карту Праги.

Скульптуры на Карловом мосту

Декорировать строгий Карлов мост начали на рубеже XVII-XVIII вв., когда по обеим его сторонам установили несколько барочных статуй почитаемых чехами католических святых. Авторы первых работ – немецкий скульптор Раухмиллер и местное семейство Брокоф. Всего на мосту располагается 30 отдельных фигур и скульптурных групп. Самая почитаемая статуя – изображение великомученика Яна Непомуцкого. Он пошел против воли короля Вацлава IV, отказавшись открыть тайну исповеди монаршей супруги, и был сброшен прямо с Карлова моста в воды Влтавы. С тех пор канонизированный святой считается покровителем всех, кто связан с пресной водой: владельцев судов и речных мельниц, рыбаков. Несколько мельниц сохранилось на реке Чертовке и просматривается с Карлова моста. По иронии судьбы скульптурный портрет короля-садиста размещен здесь же, на фасаде Староместской башни.

Одна из добрых туристических традиций – прикоснуться к постаменту статуи Яна Непомуцкого на северной стороне Карлова моста, загадывая желание. Узнать позеленевшую от времени бронзовую фигуру можно по нимбу со звездами, гигантскому золотому перу и большому распятию в руках. Актуальная для православия скульптурная группа – даровавшие славянам собственную письменность Кирилл и Мефодий, к чьим стопам припадают миниатюрные человеческие фигуры.

Музей Карлова моста

Музей Карлова моста расположен на западном, староместском берегу. Он открыт ежедневно, в низкий сезон с 10:00 до 18:00, с мая по сентябрь – до 19:00. Билет стоит 170 крон, для тех, кто приобретает комплексную экскурсию пешком и на лодочках по Пражской Венеции, вход бесплатный. В экспозицию входит макет средневекового Карлова моста, результат археологических раскопок – подлинный вход на мост Юдифи, элементы ранее стоявшего здесь готического костела и его восстановленный макет, глиняные эскизы статуй святых, украшающих мост. В музейной лавке продают фигурки святых, рыцарей, кубки, украшения и книги.

Рестораны и кафе у Карлова моста

Перекусить недалеко от Карлова мост можно без проблем – на обоих берегах Влтавы открыты десятки кафе на любой вкус. Миниатюрная кофейня с местными алкогольными напитками и сладостями работает прямо в Музее Карлова моста. Паб Джона Леннона ждет гостей на острове Кампа, на который можно спуститься по лестнице за статуей рыцаря, здесь же – популярный ресторан «Кампа Парк» с видом на реку. Рядом со Староместской башней с южной стороны расположен ресторан Карлова моста с национальной кухней в средней ценовой категории и довольно дорогой ресторан «Млынец». На западной стороне, у самого начала моста – ресторанчик «Под Мостем», славящийся обилием закусок к пиву и вину. Наконец, в 100 м к западу от Малостранских башен – неизменный «Макдоналдс».

Как добраться

Ближайшая станция метро расположена на Староместской стороне, в 500 м к северу от Карлова моста, на Малой Стране от одноименной станции идти пешком еще дольше – около 800 м. Удобнее всего добираться трамваем до остановки «Малостранске наместе» в 200 метрах к западу от непарных башен или «Карловы лазне» в 200 метрах к югу от Староместской башни.

Мастер-класс Прага, Карлов Мост.

Home » Прага » ПОСМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО » Карлов мост в Праге: история, легенды, как загадать желание

Карлов мост в Праге: история, легенды, как загадать желание

Карлов мост, пожалуй, самая известная достопримечательность Праги и визитная карточка всей Чехии. Он известен не только множеством связанных с ним легенд и статуями святых, украшающих его и способных исполнять желания, но и сказочными видами берегов Влтавы с башнями, церквями и дворцами, а еще и тем, что он является главным пешеходным маршрутом между Старым Городом (Staré Město) и Пражским градом.

Немного истории и легенды Карлова моста

В начале 12 века, рядом с местом нынешнего Карлова моста, вместо старого деревянного в Праге был построен первый каменный мост — Юдитин. Такое название он получил в честь супруги короля Владислава II, правившего в то время. Однако уже в середине 14 века Юдитин мост был разрушен наводнением, и от него осталась только башня, которая и сейчас украшает Карлов мост на малостранской стороне. На месте разрушенного моста король Карл IV повелел возвести новый мост, носящий теперь его имя.

О строительстве Карлова моста существует множество легенд, одна из самых известных рассказывает о дате закладки его первого камня. Говорят, что дату и время начала строительства Карл IV выбрал, руководствуясь советом придворных астрологов – закладка моста началась в 1357 году 9 числа 7 месяца в 5 часов 31 минуту. Магия чисел 1 3 5 7 9 7 5 3 1, одинаково читающихся как справа налево, так и слева направо, обещала процветание и благополучие.

Еще одна легенда — о молодом строителе Карлова моста, который пытался восстановить арку моста, снесенную половодьем. Когда после несколько неудачных попыток расстроенный строитель стоял один на мосту, он увидел дьявола. Дьявол предложил свою помощь в восстановлении арки, при условии, что он получит душу первого прошедшего по отремонтированному мосту. Строителю так хотелось успешно закончить работу, что он был согласен на все, и, конечно же, он надеялся перехитрить дьявола. После успешного завершения ремонта моста он задумал первым по мосту пустить черного петуха, ведь в соглашении с дьяволом не оговаривалось, что первым должен быть человек. Дьявол тоже был хитер и обманом заманил на мост беременную жену строителя проведать мужа. На следующий день жена строителя умерла, родив мертвого ребенка. Долгие годы душа новорожденного по ночам чихала на мосту от холода, пока однажды случайный прохожий, спешивший ночью по мосту на другую сторону, услышав чье-то чихание и даже не разглядев, кто чихает, бросил на ходу: «Будь здоров!». Вот так, благодаря случаю, приведение Карлова моста упокоилось навсегда.

Ну, а на самом деле, мост, являющийся одной из главных достопримечательностей Праги, построен под руководством архитектора Петра Парлержа, который также работал над Собором святого Вита в Пражском граде. Строительство Карлова моста продолжалось около 50 лет, и было завершено в самом начале 15 века. Это величественное сооружение, стоящее на 16 мощных арках, облицованных песчаником, более полукилометра в длину и около 10 метров в ширину, на протяжении нескольких веков было единственным средством сообщения между главными районами Праги.

Здесь проводились рыцарские турниры, проходили ярмарки и суды; случались тут и казни — недобросовестных ремесленников и торговцев опускали в большой плетеной железной клети с моста в воды Влтавы; королевские коронационные процессии в Пражский град тоже проходили по Карлову мосту.

Карлов мост на протяжении веков имел не только общественное, но и военно-стратегическое значение для Праги: в конце кровопролитной тридцатилетней войны шведы были остановлены именно на Карловом мосту, а в середине 18 века пруссы тоже были разбиты здесь.

Работа братьев Адольфа и Карла Либшеров «Битва студентов со шведами на Карловом мосту в 1648 году»

Башни Карлова моста

Расположившаяся на восточной стороне моста, Староместская мостовая башня – один из символов средневековой Праги, является в тоже время одним из красивейших готических сооружений Европы. Ее возведение началось одновременно с Карловым мостом. Богатый декор фасада башни, обращенного в сторону Кржижовницкой площади, свидетельствует о том, что башня была не только частью средневековых городских укреплений, но еще и триумфальной аркой на «Королевской дороге».

Староместская мостовая башня

Веками Староместская мостовая башня была участником и свидетелем чешской истории, в том числе и ее печальнейших страниц: 10 лет на галерее ее крыши провисели в металлических сетках головы 12 казненных участников сословного восстания. Заложенные в память о них белые мемориальные кресты вы уже наверняка видели на мостовой у Староместской ратуши.

Если вам хочется полюбоваться панорамой Карлова моста и сказочными видами Праги — поднимитесь на 47 метров по 138 ступеням на смотровую площадку Староместской мостовой башни.

Вид с мостовой башни

Две мостовые башни, расположенные на западной стороне Карлова моста, построены в разное время, но соединены между собой стеной с воротами и являются укрепительными сооружениями, поэтому почти не декорированы. Более низкая и мощная башня осталась от Юдитина моста, изначально она была романской, но в конце 16 века ее перестроили в стиле Ренессанса. Более высокую башню заложили во второй половине 15 века, и по замыслу архитекторов она должна была напоминать Староместскую мостовую башню, однако она так и не была украшена соответствующим образом.

Малостранские мостовые башни

На более высокой Малостранской башне на высоте 40 метров тоже открыта смотровая площадка. Поднявшись на нее, вы снова сможете насладиться чудесными видами красавицы Праги.

Подробнее о мостовых башнях Карлова моста вы можете почитать здесь.

Статуи Карлова моста

Изначально Карлов мост не был украшен статуями. Большая часть тридцати скульптур, украшающих балюстраду моста в наше время, были установлены в начале 18 века в период барокко. Авторами скульптур стали лучшие мастера того времени: Матиаш Бернар Браун, Ян Бедрих Коль, Ян Брокоф и его сыновья. Большинство статуй сейчас заменили копии, так как в основном статуи были созданы из песчаника и со временем сильно пострадали под открытым небом, а некоторые из них даже были смыты водами Влтавы во время частых наводнений. Оригиналы статуй Карлова моста можно увидеть в Лапидарии Национального музея Праги.

Самой популярной статуей у туристов, безусловно, является статуя Святого Яна Непомуцкого – особо почитаемого в Праге святого и покровителя Чехии, созданная Яном Брокофом. Место для статуи выбрано неслучайно: по одной из легенд здесь в конце 14 века по приказу короля Вацлава IV Ян Непомуцкий был замучен и сброшен в мешке в реку. Он был духовником королевы и отказался выдать королю, подозревавшему супружескую измену, тайну исповеди, чем и заслужил гнев государя.

Статуя святого Яна Непомуцкого

Причина же популярности этой статуи у туристов – еще одна легенда Карлова моста, которая обещает исполнение желания, если, загадав его, сначала прикоснуться к правой части рельефа на постаменте статуи, а потом к левой. Рельефы уже до блеска отполированы тысячами рук, так что вы без труда узнаете эту статую среди всех остальных. На всякий случай, статуя святого Яна Непомуцкого – восьмая справа, если идти в сторону Пражского града.

Самое древнее скульптурное изображение на мосту – Бородач. Оно представляет собой автопортрет одного из строителей Юдитиного моста. Сейчас он находится в кладке набережной стены, но изначально он располагался в третьем пролете моста Юдити со стороны Старого Города. При постройке нового моста строители поместили Бородача на прежнем уровне, чтобы люди могли видеть, насколько высок уровень воды и не угрожает ли городу наводнение — не напился ли Бородач влтавской воды, поднимется ли вода до подбородка или носа Бородача.

Карлов мост (Karlův most)

Метро ст. Staroměstská, с противоположной стороны — Malostranská, линия A.
Автобус ост. Staroměstská, № 194; на левом берегу — ост. Malostranské náměstí, № 192.
Трамвай ост. Karlovy lázně, № 2, 4, 17, 18, 53. С противоположной стороны (Мала Страна): ост. Malostranské náměstí, № 1, 5, 7, 11, 12, 15, 20, 22, 25, 57.

Карлов мост — знаменитая пражская достопримечательность, один из узнаваемых символов города, столь обожаемый туристами.

Средневековый Карлов мост через реку Влтава — пешеходный, вход на него бесплатный, открыт круглосуточно.

Мост соединяет два исторических района — Старе Место и Малую Страну.

Длина Карлова моста в Праге — 515,76 метра (обычно округляют до 520 метров).

Ширина — 9,4–9,5 метра.

Высота моста — 13 метров. Высота опор — 15 метров.

С 1995 года в мае через Карлов мост проходит маршрут Пражского марафона. На время забега мост закрыт для туристов.

Веб-камера Карлова моста ведет покадровую съемку с задержкой менее минуты. Для получения новых изображений нужно обновлять страницу.

История Карлова моста

Согласно легенде, император Священной Римской империи Карл IV положил начало строительству Пражского моста в июле 1357 года. Новый широкий мост возводился почти на месте разрушенного наводнением в 1342 году Юдитина моста. Работы, в которых участвовали мастера Отто (Отлин) и Петр Парлерж, были завершены в начале XV века.

Исторически, до 1836 года, через мост проходил маршрут «Королевский путь» для коронации.

В честь Карла IV Пражский мост официально переименовали в 1870 году.

Во время сентябрьского наводнения 1890 года мост был серьезно поврежден крупным плавучим мусором, оказавшемся в вышедшей из берегов Влтавы. Ремонтные работы заняли чуть больше двух лет.

До 1908 года по Карлову мосту проходила конно-железная городская дорога, тогда же был снят и маршрут трамвая (просуществовал всего три года).

Капитальный ремонт моста проведен в 1965–1978 годы. Заменены поврежденные блоки из песчаника, убраны неуместные по стилю покрытия XX века. В результате реставрации мост переведен в пешеходный.

С 2007 года в Праге работает Музей Карлова моста, полностью посвященный его истории.

Башни Карлова моста

Мостовые башни названы по расположению — Староместская и две Малостранские.

Расположенная на правом берегу Влтавы Староместская башня построена в XIV веке одновременно с возведением моста. Эта строгая и даже мрачная средневековая башня украшена гербами Священной Римской империи и другой символикой, скульптурными изображениями святого Вита, королей Карла IV и Вацлава IV, святого Войтеха и святого Сигизмунда.

Западные Малостранские башни строились в разное время, однако их современный облик заметно отличается от Староместской башни. Малая мостовая башня создана примерно в XII веке. В конце XVI века после пожара существенно перестроена, но с сохранением романской основы.

Высокая мостовая башня построена в 1464 году на месте разрушенной — некогда парной для малой башни. Реконструирована в конце XIX века, именно в таком виде сохранилась до наших дней.

Скульптуры Карлова моста

Большинство скульптур религиозной тематики впервые установлено на Карловом мосту в Праге в эпоху барокко — с 1683 по 1714 год.

Однако сейчас среди 31 статуи на мосту туристы в основном видят копии этих скульптур — созданные в середине XIX века или совсем недавно. Оригинальных статуй из песчаника на мосту сохранилось немного, при этом некоторые из первых композиций в настоящее время являются экспонатами Лапидария Национального музея в Праге.

Список скульптур на Карловом мосту — по направлению от Староместской башни к Малой Стране, парами — левая и правая стороны:

  • Святой Иво (копия 1908 года) и Мадонна и святой Бернард (копия 1978—1980 гг);
  • Святые Варвара, Маргарита и Елизавета (оригинал 1707 года) и Мадонна, святой Доминик, святой Фома Аквинский (копия 1958—1961 гг);
  • Пьета «Оплакивание Христа» (копия 1859 года) и «Голгофа» (оригинал, самая старая скульптура на мосту — 1628 год с несколькими добавлениями и реставрациями, последнее изменение — 1861 год);
  • Святой Иосиф с Иисусом (копия 1854 года) и святая Анна (копия 1999 года);
  • Святой Франциск Ксаверий (копия 1913 года) и святые Кирилл и Мефодий (копия, 1928—1938 гг.)
  • Святой Христофор (оригинал 1857 года, так как в начале XVII века скульптура так и не была создана) и святой Иоанн Креститель (копия 1855 года);
  • Святой Франсиско Борджиа (оригинал 1710 года) и святые Норберт, Вацлав и Сизигмунд (копия 1853 года);
  • Святая Людмила с юным Вацлавом (копия 1999 года) и святой Ян Непомуцкий (1683 год, самая известная скульптура на Карловом мосту; дострагиваясь до рельефа на ее постаменте, туристы загадывают желания);
  • Святой Франциск Ассизский (1855 год вместо ранней скульптуры 1708 года) и святой Антоний Падуанский (оригинал, 1707 год);
  • Святые Винсент Феррер и Прокоп Сазавский (оригинал, 1712 год), рыцарь Брунцвик (единственная статуя на опоре моста, копия 1884 года вместо оригинала начала XVI века) и святой Иуда Фаддей (оригинал 1708 года);
  • Святой Николай Толентинский (копия 1970 года) и святой Августин (копия 1971 года);
  • Видение святой Луитгарды (копия 1995 года) и святой Каетан (1709 год, оригинал);
  • Святой Войтех (копия 1973 года) и святой Филипп Бениций (1714 года, оригинал из мрамора, но постамент — копия 2000 года);
  • Святые Иоанн де Мата, Феликс де Валуа и Иоанн Чешский (оригинал, 1714 год, народное название — «Пражский турок») и святой Вит (оригинал, 1714 год);
  • Святой Вацлав (оригинал 1858 года) и святые Косма и Дамиан со Спасителем (оригинал 1709 года).

Как добраться до Карлова моста в Праге

Вблизи Карлова моста на правом берегу, со стороны Староместской площади, откуда обычно начинают свой маршрут туристы, находятся две трамвайные остановки: это Staroměstská и Karlovy lázně, мост находится между ними, но к нему ближе все-таки Karlovy lázně. До Staroměstská также можно доехать на автобусе № 194.

На левом берегу трамваи едут до остановки Malostranské náměstí. Рядом есть одноименная остановка автобуса № 192.

На метро до Карлова моста добираться можно до одной из двух станций: на правом берегу — до Staroměstská, на левом — до Malostranská. Однако обе они находятся ближе к Манесову мосту, и Карлов мост будет следующим к югу, нужно будет пройти 400–500 метров.

Онлайн-прогулка по Карлову мосту от Google Maps

Видео «Карлов мост ночью. Скульптуры»

Мастер-класс Прага, Карлов Мост.