Мастер-класс Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе

Всем добрый день и хорошего настроения!

Наконец-то я снова на ярмарке и могу продолжить серию МК по работе с соломкой. Пока я отсутствовала в виртуальном мире, на Ярмарке мастеров появились несколько мастер-классов по работе с соломкой. Это очень здорово! Но, тем не менее, я не увидела в них то, что хотела рассказать. И это тоже здорово, потому что моя «ниша» осталась свободной и я могу продолжить с того места, где остановилась.

Итак, в своей статье Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки я рассказывала где, как и какую можно заготовить соломку для работы. В данном мастер-классе я расскажу, как нужно подготовить соломку к работе. Приступим.

Необходимые инструменты и оборудование:

-Твердая подложка для разрезания (раньше я использовала стекло от буфета (небольшой размер и обработаны края. Если вы возьмете просто кусок стекла, то торцы обклейте малярным скотчем, чтобы не порезаться во время работы. Сейчас у меня какой-то толстый, твердый, но при этом гибкий пластик);

-Ножницы большие или секатор;

-Ножницы маникюрные (скальпель, канцелярский нож);

-Емкость для варки;

-Тканюшка для подкладывания при глажке;

-Утюг (возможно, понадобится средство для чистки утюга).

Техника подготовки к искуственному осеменению.

Стебель имеет цилиндрическую форму, разделён на междоузлия прочными перегородками – узлами.

В ходе заготовки узлы срезаются (срезанные узлы и называются «бирюльками» :-) ), в работе используются междоузлия. Главное, собрать соломку не загнившую и не почерневшую, потому что при обработке чернота усиливается. На фото ниже показан пучок колосьев овса

Когда вы возьмете колосок в руки, то увидите, что из каждого узла растет лист. Сначала он плотно облегает стебель, а где-то по середине между узлами формируется в привычный нам лист. Когда срезается узел, лист можно снять (если лист держится очень крепко и сниматься не хочет, можно чуть- чуть покрутить стебель пальцами, слегка приминая, лист гораздо мягче самого стебля и снимется быстрее, чем можно будет размять стебель). При этом будет заметно, что оголившаяся часть стебля имеет естественный глянец, ровный цвет, и, как правило, не подпорчена. Там где стебель был «открыт всем ветрам» на стебле могут быть крапинки, изменения цвета и т.д. Можно в этом месте сразу же стебель разрезать и сортировать соломку по качеству.

Для работы, как правило, используется средняя часть стебля. Нижняя часть (ближе к корню) – более плотная, твердая и хрупкая, с ней тяжелее всего работать. Самая верхняя часть (под колосом) – самая тонкая и мягкая, начинающим сложно будет использовать ее, но в руках мастера – такая соломка превращается в настоящие шедевры. Я собираю все части стебля – в нижних можно чаще встретить интересные оттенки, а толстые стенки можно и утончить (ниже я расскажу как). Все узлы вырезали, листья сняли, и получили соломенные трубочки

Работы мастеров с китайской соломкой вызывают восхищение

Полученные трубочки желательно рассортировать по длине, толщине и цвету для удобства в работе. Пока делала МК, получила ответ на собственный давний вопрос: в каком виде лучше хранить соломку – в виде трубочек или уже обработанную в виде полосочек? Отвечаю: в виде полосочек. Поясню почему. Когда-то давно я заготовила соломку, но не было необходимости всю ее использовать, поэтому она осталась храниться в виде трубочек. При подготовке МК пришлось ее распаривать, и тут я поняла, насколько соломка пересохла и охрупчилась. Это не значит, что как только вы принесли соломку с поля ее надо обработать в этот же день. В некоторых источниках даже рекомендуют подержать ее несколько дней на солнечном свету, чтобы соломка «набрала цвет», стала более золотистой. У вас вполне есть в запасе несколько недель и даже месяцев (собрав соломку осенью, обрабатывать ее можно «долгими зимними вечерами»), но помните про высыхание соломки и не затягивайте это дело.

Для дальнейшей работы соломку необходимо распарить. Как правило, во многих учебных пособиях и МК в интернете пишут, что надо прокипятить в воде около 20-30 минут. Если вы работаете со «свежей» (будем так называть соломку последнего урожая), то этого времени достаточно. Если соломка лежала очень давно и стала хрупкой (к сожалению, степень хрупкости можно будет понять только при последующей обработке), то лучше поварить ее подольше. И здесь важно даже не сам процесс кипячения, а именно время нахождения в воде. То есть можно закипятить и оставить в воде на несколько часов, а лучше на сутки. (Как всегда в науке, случайно нашла способ кипятить соломку без проблем: в мультиварке! (конечно, если вы уверены в чистоте соломки в плане удобрений и прочих примесей. В крайнем случае, можно использовать отдельную чашу, специально для соломки). Так как в настоящий момент полноценной плиты у меня нет, и нет возможности подолгу стоять возле кастрюли, я решила прокипятить соломку в мультиварке (соломка со своего огорода, так что в ее чистоте я уверена). Первый раз поставила время 20 минут. Тут-то я и обнаружила насколько моя соломка пересушена. Второй раз поставила на час, и после этого она еще долго там остывала. Способ мне понравился – не надо контролировать процесс, руки свободны, лишнего пара/дыма тоже нет). Чтобы соломка не пересохла до конца обработки ее можно завернуть во влажную ткань и в течение 2-3 дней можно хранить в холодильнике. Дольше хранить не рекомендуется – соломка начинает загнивать и портиться.

В статье я писала, что не подкрашиваю соломку красками, но можно придать оттенки с помощью соды (получаются золотистые оттенки) или уксуса (соломка отбеливается). Недавно узнала из МК Кони на водопое или еще раз о соломке , что соломку отбеливают перекисью водорода, а так же бытовыми отбеливателями. В интернете есть интересные статьи по поводу окрашивания соломки. Предлагается и луковая шелуха, и зеленка, и кора дуба. В том числе предлагаются и рецепты. Но, так как я описываю свой опыт, то приведу только те рецепты, которые опробовала сама, чтобы не быть голословной. (Уже много раз подрывалась на советах «с потолка».)

Отбеливание с помощью уксуса. Столовая ложка на литр воды. Соломка укладывается в кастрюльку, заливается жидкостью и кипятится, пока не получится нужный оттенок. Когда-то давно экспериментировала с количеством уксуса – можно и больше, но надо тщательно следить за процессом. При длительном кипячении и высокой концентрации уксуса соломка теряет свой природный глянец и становится тусклой. На самом деле этот способ не рекомендую, т.к. пары уксуса вредные, запах при кипячении слишком сильный. Соломка получается не очень красивой, какая-то «безжизненно» белая.

Подкрашивание содой: чайная ложка на литр воды. Получается золотистый цвет. Экспериментировала с количеством соды – чем больше, тем интенсивнее и темнее цвет. Больше 5 столовых ложек на литр воды добавлять смысла нет — результат не меняется. На самом деле, оттенки, полученные окрашиванием содой, характерны для овса. В прошлом году собрала природную соломку такого же цвета, как когда-то красила содой. (ниже приводится сравнительное фото).

Крашение луковой шелухой. Много раз встречала совет о покраске луковой шелухой, при этом обещали красные оттенки. Вот и решила проверить. Поскольку конкретного рецепта (количество «красителя» на количество воды и время кипячения) не было, то делала на свое усмотрение. На данное количество шелухи (имеется ввиду столько, сколько вы смогли найти) воды столько, чтобы «смочить шелуху и чтобы для соломки осталось». То есть сильно много воды я не лила, поскольку и соломки у меня было совсем чуть-чуть. Это как раз и был тот случай, когда я решила опробовать мультиварку. Варила сначала 20 минут. Во-первых, сама соломка не сильно размякла, а во-вторых даже не покрасилась. Второй раз варила час, и еще часов 3 или 5 соломка там остывала. Цвет стал коричневый, но ни сколечко не красный. При этом окрасилась сама мездра, а не наружная сторона соломки

Крашение с помощью «жарки». Пробовала «жарить» на сухой сковороде сами трубочки, результат не очень меня впечатлил: поскольку трубочка круглая, она легко катается по сковороде, контактное пятно очень маленькое, и у меня получались «полосатые» соломинки. Жарила уже готовые полосочки, тоже морока: от жара полоска выгибается, приходится чем-то ее придавливать, одну придавишь — остальные выскальзывают, пока с одной возишься, остальные уже подгорели. С каждой поштучно возиться не рационально. Пробовала поджарить утюгом во время глажки – скорее прожаривается ткань вокруг соломинки. Но если полосочка получилась тоненькая, то можно и добиться некоторого результата в покраске.

Пока готовила МК, пробежалась еще раз по интернету в поисках информации о крашении и нашла интересную статью. В ней как раз рекомендуют перед покраской соломку слегка прокипятить с уксусом, тогда крашение пройдет легче. Когда у меня появится возможность, пожалуй, попробую еще раз разные способы окраски и, возможно, напишу отдельный МК на эту тему.

1 — исходная ржаная соломка. Как видно оттенки бывают разные, и даже зеленый цвет сохранился (но на свету он потом дозреет)

2 — исходная овсяная соломка.Она больше золотистая, но тоже много оттенков

3 — ржаная крашеная в соде. Специально положила рядом с овсяной, чтобы сравнить оттенки, как видно — они похожи. Причем сохраняются все пятнышки, полосочки и прочие рисунки исходной соломки.

4 — крашения «жарение утюгом». Отдельная соломинка — это изнаночная сторона, она как раз больше прокрасилась, рядом две соломинки — это лицевая сторона. Результата практически не видно. На первой соломинке есть опяленный край — это я пыталась над свечкой прожарить, тоже безрезультатно.

5 — крашение луковой шелухой. на фото не очень четко видно, но она чуть коричневее, чем крашеная содой

Мастер-класс «Картина из ржаной соломки»

После водных процедур переходим к физическим упражнениям: из соломенных трубочек нужно изготовить полоски. Еще влажные трубочки разрезают вдоль стебля и разглаживают, превращая в плоскую ленту. Трубочка не совсем разрезается, а как бы вспарывается. Резать можно разными инструментами: прокалывают стебель иглой (изнутри трубочки наружу), затем иглу устанавливают снаружи стебля и ведут до конца трубочки, делая один разрез. Можно резать маникюрными ножницами – одно лезвие вставляется в трубочку, второе частично раскрывается и ножницы одним движением ведут до конца трубочки (так иногда режут парниковую пленку, бумагу). Можно канцелярским ножом: трубочку лучше положить на твердую поверхность, ввести кончик ножа в отверстие и одним движением провести до конца трубочки. Если делать на весу, то нож легко вонзается в противоположную стенку и может разрезать трубочку пополам, что не всегда надо. Я же разрезаю скальпелем, режется также как и канцелярским ножом, но можно и на весу. Видимо за счет формы лезвие не так стремиться вонзиться в противоположную стенку. И еще, почему удобно резать скальпелем: вторым движением, поменяв наклон скальпеля, разравнивается трубочка, выгоняется лишняя вода и снимается слой мездры за один проход. На фотографии показано как я разрезаю соломку

Лезвие ведем одним уверенным движением. А затем разравниваем будущую ленточку соломки:

кладем соломку на твердую подложку, располагаем лезвие скальпеля перпендикулярно (или почти перпендикулярно) стеблю и с небольшим наклоном к себе, руку ведем от себя одним твердым уверенным движением с некоторым нажимом. Силу нажима придется регулировать в зависимости от качества соломки: если хорошо распарилась, тонкая мягкая стенка, то усилие небольшое. Если стебель толстый и оказался твердым, придется надавить посильнее. В процессе работы вы быстро приспособитесь, как надо держать инструмент и с какой силой давить.

За счет этого движения из стенки соломинки выдавливается лишняя влага (в дальнейшем легче гладить), снимается внутренняя грязь. Если стенка толстовата, то снимается некоторый слой мездры.

Если стенка оказалась очень толстой (нижняя часть стебля), то развернув лезвие от себя можно ее срезать, но в этом случае действовать нужно очень аккуратно – потому что легко прорезать соломинку насквозь.

Таким образом обрабатываем все соломинки.

Теперь почти готовые ленточки необходимо окончательно досушить и разгладить – прогладить утюгом – так они быстрее высохнут и примут плоскую форму, а наружная сторона станет более блестящей. Глажку лучше начинать с глянцевой стороны – она не липнет к утюгу и за один неспешный проход ленточка хорошо подсыхает.

Красивые и необычные работы из соломы

Проглаживаем с другой стороны и получаем готовую соломенную ленточку из которой уже можно делать аппликацию.

Можно прогладить несколько полосочек за один раз

Подготовка соломки для работы

Любуемся проделанной работой

Распаренная и вымоченная в воде, соломка становится настолько гибкой, что из нее можно сплести и вырезать очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Как изменить цвет соломки — Урок №10 (часть 4)

Минусы такого способа получения соломенных ленточек: кипячение и все связанные с этим неудобства; если начал работать, то желательно довести процесс до конца, иначе можно загубить материал; возможное пачкание утюга и последующая его отчистка. Плюсы: соломинка гибкая, с ней удобно работать, можно снимать мездру без особых усилий и без значительных повреждений соломинки, соломка приобретает дополнительные глянец, гибкость и мягкость.

Есть еще так называемый «холодный способ»: сухая трубочка соломинки вспарывается любым удобным способом, а затем тяжелым тупым предметом или ручками ножниц разглаживается соломинка с внутренней и внешней стороны, пока она не станет плоской как лента. Если у соломки толстые стенки, то можно срезать мездру. Минусы такого способа: соломка хрупкая, с ней тяжелее работать, на разглажку нужно приложить много усилий, при срезании мездры легко порезать саму соломину, дополнительный глянец не появляется. Плюсы: способ применяется в детских коллективах, когда с запариванием не связываются по технике безопасности. Я сама таким способом не пользуюсь.

Отдельно хочу отметить еще несколько моментов. Как видно из описания, процесс подготовки соломки не столько сложный, сколько монотонный. Поэтому можно помедитировать. В крайнем случае, можно обрабатывать соломку небольшими пучками (буквально, сколько в руку поместилось) за один раз. И не надоест, и материал не пропадет, если вдруг за один вечер не успеете. Или, по крайней мере, не много пропадет, если вдруг придется прерваться надолго, а сохранить материал не удастся.

Утюг лучше брать старый советский – они тяжелые и могут нагреваться очень сильно – легче будет гладить соломку. И, как бы аккуратно вы не работали с соломкой, все равно на подошве утюга могут остаться следы, а если обрабатываете много материала, то и подпалины. С вашего «чистового» утюга их придется убирать средством для чистки утюга. Я приспособила свой старый утюг (правда не советский, приходится давить очень сильно).

Если есть вопросы и замечания, с удовольствием отвечу и выслушаю.

Картины из соломки своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото

Мастер-класс. Аппликация из соломки своими руками

Поделки из природных материалов в начальной школе

Автор проекта: Сидорова Надежда Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Бобровской – ΙΙ СОШ Серафимовичского района Волгоградской области

Мастер-класс. Волшебная соломка. Панно «Журавль»

Мастер-класс рассчитан для учащихся 3-4 классов и старше, педагогов и родителей.

Мастер-класс аппликации из соломы

Назначение: изготовление подарков, участие в конкурсах поделок, украшение интерьера комнаты.

Как заготовить солому для поделок

Распрощалось лето с нами

И ушло, тепло забрав.

Под притихшими ветвями

Слышен шёпот грустных трав.

И прощально хороводят

Журавли сквозь листопад:

«Лето! Мы тебя проводим. «

И летят за ним, летят.

Автор: М. Мишакова

Актуальность

Природа — замечательная мастерская. В руках умельца все превращается в необыкновенные поделки, открывающие вечную ее красоту. Любая работа с природным материалом не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Одним из самых дешёвых природных материалов является соломка. Работа с соломкой очень интересна и увлекательна. Нет пределу фантазии и творчества. Каждый раз хочется придумать что-то новое, интересное и необычное. Композиции из них получаются очень яркие, красивые и долговечные. Они могут украсить интерьер любой квартиры.

Работы по созданию композиций из соломки расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют запоминанию красок, форм и свойств данного материала. Приучают к аккуратности и внимательности в процессе работы.

Заготовка соломки для плетения

Увлекательный, творческий характер такого вида деятельности способствует умственному развитию ребёнка, влияет на формирование его мышления и внимания. В этом труде всегда есть новизна, поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Цель: познакомить с возможностями стебля соломки в изготовлении поделок и передавать красоту природы через создание настенных панно, используя соломку.

• применение соломки для создания красоты вокруг себя;

• умение передать красоту природы через создание настенных панно;

• подарить людям радость и хорошее настроение.

Инструменты и материалы.

2. Кисточки № 1, № 2

7. Самоклеющиеся обои разного цвета.

Работа с соломкой — Урок № 10 (часть 1)

9. Листы бумаги в клетку.

10. Соломка (пшеницы).

Охрана труда

· травма руки ножницами;

· покрытие изделия лаком;

· глажение горячим утюгом.

Заготовка соломы

Солома — это стебли хлебных злаков (ржи, пшеницы, овса, ячменя). Для работы надо выбирать свежую, ровную соломку. Её рекомендуется собирать вручную на обочинах полей. Стебли надо осторожно очистить от листьев и обрезать корни. Для работы пригодна средняя и нижняя часть злаков.

Срезанную соломку разрезают на части по узлам — так удобнее хранить материал. Обработанная (из обмолоченных снопов) соломка для работы не пригодна, так как стебли у нее поломаны и смяты.

Приготовление соломки к работе.

Если работу будут выполнять младшие школьники, то соломку желательно чтобы приготовили взрослые (учитель или родители).

1.Чтобы при работе соломка не ломалась нужно её запарить. Для этого подбирают круглые, ровные стебли и кладут их в таз, так, чтобы они не сгибались и не ломались, и заливают кипятком. Затем посуду с запаренной в ней соломой закрывают крышкой и оставляют на несколько часов. После такой обработки соломка становится эластичной, прочной и легко сгибается и плетется.

Не следует замачивать количество материала, превышающее дневную норму. Если по окончании работы осталась солома, ее необходимо просушить. Замоченную солому заворачивают в целлофан или плотную влажную ткань.

Подготовка соломки к работе — Урок №10 (часть 3) —

2. Для выполнения плоских аппликационных работ необходимо из соломенных трубочек сделать плоские ленты.

Трубочки из соломки нужно осторожно разрезать вдоль стебля ножницами или острым концом ножа.

3. Разгладить горячим утюгом каждую полоску. Готовые полоски сложить в коробочку.

Технология наклейки соломенных полос.

Технология наклейки соломенных полос — важнейший этап работы.

1. Разглаженные полоски соломки наклеить клеем ПВА на листки бумаги (из тетради) плотно друг к другу, подбирая их по цветовой гамме, чтобы не было просветов.

2. Сразу эти листы бумаги с наклеенной соломкой прогладить горячим утюгом и положить под пресс, между книгами.

Технология выполнения аппликации из соломки.

Процесс выполнения аппликации из соломки делится на следующие этапы:

2. Приготовление по эскизу шаблонов из картона.

3. Обведение на листках с наклеенной соломкой (с изнаночной стороны) пронумерованных деталей по шаблону с учетом направления полос соломки, предусмотренных эскизом.

4. Вырезание производят по изнаночной стороне, т.к. на бумаге видна линия контура детали. Ножницами обрезают бумагу вместе с соломкой. Этим достигается хорошее качество работы, линии получаются ровными, аккуратными.

Урок технологии по теме «Золотая соломка»

Разделы: Технология

Цель: ознакомление учащихся с историей аппликации из соломки, обогатить творческий потенциал школьников. Научить подготавливать соломенные ленты к работе, разными способами.

учебные: систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;

познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;

Картина из соломки — Урок №10 (часть 5)

развивающие: освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении соломенных лент;

воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда; систематизировать знания учащихся по обработке соломки.

Инструменты, приспособления и оборудование.

1. Технические средства обучения: компьютер, презентация, музыкальное оформление урока.

2. Иллюстративный и наглядный материал: технологическая карта обработки, заготовки из соломки. Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.

3. Оборудование: Ножницы, разделочные доски, карандаши, утюг, гладильная доска.

Тип урока: комбинированный.

Материал: различные виды соломки, листы из соломки.

Новые термины и слова: злаковые, жнец, сноп, интарсия, инкрустация

1. Вводная часть:

Видеоурок #1 Подготовка соломы к плетению

Организационный момент:

  • подготовка учащихся;
  • постановка задачи;

2. Основная часть:

  • сообщение технико-технологических сведений;
  • беседа по безопасным приемам работы;
  • вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
  • 3. Практическая работа:

  • подготовка соломки к работе;
  • получение практических навыков и умений;
  • контроль за соблюдением технологии;
  • 4. Заключительная часть:

  • проверка готового материала;
  • оценка проделанной работы;
  • уборка рабочих мест и помещения;
  • анализ работы учащихся.
  • АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ

    Этап занятия Деятельность педагога Деятельность учащихся
    Организационный момент

    1. Проверка готовности к уроку (спецодежда).

    2. Рапорт дежурного.

    Отгадайте загадки:

    1. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и чёрный, он и белый,
    А бывает подгорелый.

    2. В поле тычинка —
    Золотая вершинка.

    3. Как во поле на кургане
    Стоит курица с серьгами.

    4. Стоит Федосья —
    Растрепаны волосья.

    2. Что можно сделать из этих ратаний?

    3. Из каково растения, сделаны эти картины? (Показ готовых картин и иллюстраций)

    4. Какие злаковые культуры вы знаете?

    5. Из каких растений получают муку?

    Показ презентации “Картины из соломки”.

    Посмотрите картины и назовите те, которые выполнены из соломки.

    Такие работы вы научитесь выполнять сами.

    Кто уже пробовал выполнять аппликацию из соломки?

    Сегодня мы будем учиться подготавливать соломку к работе.

    Отвечают на поставленные вопросы?

    — Перечисляют травы, цветы.

    — Поставить в вазу, засушить, сделать картину.

    1. Рассказ учителя, демонстрация слайдов.

    История возникновения аппликации из соломки. В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18 — началу 19 веков. В это время стало активно проявляться стремление сельских жителей украсить свой быт декоративными изделиями. Сельские мастера, ориентируясь на изделия профессионального искусства, создавали свои произведения из доступных материалов, придумывая собственные технологии.

    Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.

    В декоративно-прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную. Некоторые сохранившиеся предметы, декорированные соломкой, датируются еще в начале ХХ века. В Польше. Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики. Однако из свойств рисовой соломки — высокая прочность. В Белоруссии, Литве, на Украине получила популярность инкрустация соломкой. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия достигла в эпоху Возрождения. В Италии. Модно было инкрустировать шкатулки, мебель. Это были поистине произведения искусства. Но доступны они были лишь очень состоятельным людям.

    В начале ХХ века в Белоруссии удалось обнаружить в двух полуразрушенных церквях алтарные двери, изготовленные в ХУШ веке. Сначала рельефные украшения на них были приняты за тончайшую деревянную резьбу с позолотой. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что они обиты многочисленными деталями, сплетенными из соломы. Используя, по сути дела, ограниченный набор плетежков различной величины, старые мастера успели создать оригинальные орнаментальные композиции. Алтарные двери, украшенные соломенным плетением, — это уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. Судя по тому, с каким мастерством были выполнены плетенные детали, орнаменты, можно предположить, что корни этого мастерства уходят в глубокую древность.

    С 70-х годов все большую популярность получает аппликация соломкой. Отличается она от инкрустации тем, что рисунок наклеивается на ткань или бумагу и доступна для самостоятельного овладения этим мастерством. Художественные работы из соломки близки и понятны широкому кругу зрителей и играют большую роль в эстетическом воспитании взрослых и детей.

    Заготовка соломы

    Солома — стебли хлебных злаков ржи, пшеницы, овса, ячменя – дешевый и доступный материал для плетения, инкрустации, аппликации.

    Хрупкая и ломкая солома при замачивании или распаривании становится мягкой пластиной. Такие качества в сочетании с декоративными природными свойствами – глянцевой поверхностью, естественной красотой золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

    При подготовке соломки главное не прозевать, вовремя собрать будущий рабочий материал и правильно его высушить. Качество работы зависит от добротности материала.

    Солому собирают незадолго до жатвы, когда злаки пожелтеют. Рожь для плетения срезают в период молочной зрелости колоса. Однако нельзя утверждать, что только такого сбора солома пригодна для работы. Бывает, и перезрелая солома хорошего качества, здесь много нюансов природного характера, когда на соломку влияют дожди, почва, сорта злаков.

    Способы подготовки соломенных полос

    1. При холодном способе соломину разрезать вдоль ствола ножницами. Затем раздвинуть края в обе стороны и проглаживаем с лица кольцами ножниц, сильно нажимая на них. Полученные таким способом ленты приобретают еще большую эластичность, блеск и яркость, чем при горячей обработке.

    Вся технология обработки соломки за 5 минут. All processing of the straw for 5 minutes

    2. Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезать, как при холодном способе, вдоль, но разглаживать горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.

    С помощью аппликации из соломы можно создавать шкатулки и картины-панно.

    По форме аппликация может быть объемной или плоской, по цвету — одноцветная и многоцветная, техника зависит от выбранного материала.

    Основа для такой аппликации должна быть плотной (фанера, древесина, картон, пластмасса).

    Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов, несмотря на богатство природных тонов, требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д.

    Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

    Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

    Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

    Технологическая карта

    1. Солому нарезать и хорошо просушить. Высушенная в тени солома имеет более светлые оттенки, чем высушенная на солнце.

    2. На соломенном стебле вырезают узелки, соломины на 20-30 минут заваривают кипятком.

    Республика мастеров. Мастер-класс по изготовлению картины из соломы

    3. Затем соломку расщепляют ножницами, скальпелем, тупым концом иголки и разглаживают утюгом. Можно обойтись без утюга, соломины в слегка недосушенном состоянии гладят кольцом ножниц.

    Подготовка соломки к работе.

    Удалить узлы — места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком.

    Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака.

    1. Холодный способ

    2. Горячий способ. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.

    Слушают показ и объяснение учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Учитель показывает рабочую положение рук и ножниц, чтобы при обработки соломки не порезать пальцы.

    Правила техники безопасности при работе с ножницами

    1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

    2. Ножницы должны иметь тупые, скругленные концы.

    3. Ножницы клади кольцами к себе.

    4. Следи за движением лезвий во время резания.

    Презентация картин из соломки.

    5. Не оставляй ножницы раскрытыми.

    6. Передавай ножницы кольцами вперед.

    7. Не играй ножницами, не подноси к лицу.

    8. Используй ножницы по назначению.

    Правила техники безопасности при работе с электроприборами

    1. Проверить исправность вилки и изоляции электрического шнура.

    2. Подготовить рабочее место к работе, убрать всё лишнее.

    3. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места глажения.

    4. Работать, стоя на диэлектрическом коврике.

    5. Перед работой установить необходимую температуру нагрева платформы утюга.

    6. Включать электроприборы в сеть и выключать из неё только сухой правой рукой.

    7. При кратковременных перерывах в работе утюг ставить на подставку платформой вниз.

    8. Следить за тем, чтобы горячая платформа утюга, паяльник и перо выжигательного прибора не касались электрического шнура.

    9. Не касаться горячих металлических частей утюга, паяльника и пера выжигательного прибора во избежание ожога рук.

    10. Не оставлять без присмотра включённые электроприборы в электрическую сеть во избежание пожара.

    Картина из соломки — Урок №10 (часть 7)

    11. Следить за нормальной работой электроприборов, не давая им перегреться.

    12. По окончании работы отключить электроприборы, вынимая только за вилку.

    Правила техники безопасности при работе с клеем.

    1. Для нанесения использовать кисточку.

    2. Использовать салфетку, чтобы избежать загрязнений поверхности.

    2. Оценка проделанной работы.

    3. Уборка рабочих мест и помещения.

  • Бубнова Е.В. Забавные зверюшки. -Санкт- Петрбург: “Тригон”, 2007.
  • Гуляц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. –М.: Просвещение, 1999.
  • Маркелова О.Н. Поделки из природного материала: аппликация из мешковины и бересты, поделки из трав. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Мураева В. А. Технология народных ремесел: программа, разработки занятий. -Волгоград: Учитель, 2009.
  • Норенко И. Г. Русские традиции при изготовлении различных изделий. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • Перевертень Г.И. Аппликация из цедры и шелухи лука. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  • Перевертень Г.И. Поделки из соломки. – Донецк: “Сталкер”, 2004.
  • Чернышов И.В. Поделки из природного материалов. -М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  • Шатунова О.В., Сергеева А. Б. Программа элективных курсов по технологии: учебно методическое пособие для учителей технологии. -Елабуга: Изда-во ЕГПУ, 2009.
  • Шептуля А.Э. Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2006.
  • Мастер-класс Работа с соломкой.Часть 2 – Подготовка соломки к работе