Мастер-класс Расписываем голову фарфоровой куклы акрилом и пастелью

Создаем куклу из папье-маше

Сложность исполнения: 4

Время работы: 10-15 дней

Это еще одно из моих увлечений. Делаю куклы давно, а изделия из папье-маше вообще со школьных времен. Вот и решила поделиться некоторыми наработками. Эту технику можно использовать не только для изготовления кукол, но и для разных декоративных изделий. Если кому пригодится буду очень рада.
Для начала, что нужно иметь. Туалетная бумага. Самая-самая дешевая. Газеты я не использую по причине свинца. А вашими предметами могут пользоваться и дети. Потом клей ПВА и столярный, можно который замачивают. Я покупаю готовый. И грунтовку для придания гладкой пов-ти.

Затем беру бумагу и замачиваю в воде.

Оставляю на некоторое время размокать. После очень тщательно бумагу разминаю в кашицу.

Отжымаю воду, но так чтобы масса не слиплась в сухой комок. Оставляю слегка влажной. Добавляю клей. На два рулона — пол баночки столярного и ПВА сколько возьмет. И вымешиваю тесто. Долго, тщательно, разминая комочки.

Как делается сама шарнирная кукла я сейчас рассказывать не буду. Мастер модель я сделала заранее. Ну и любую другую форму нужно подготовить до приготовления папье-маше.

Затем я куклу загрунтовала, чтобы была ровнее. Сделала гипсовые формы.

И уже внутри гипсовых форм, предварительно смазав вазелином, стала выкладывать ровным слоем массу.

Очень тонко выкладывать не нужно. Во первых это бумага, во вторых усохнет немного. Массу выкладываю выходя немного за края. После две половинки формы соединяю и оставляю на день. Для того чтоб немного подсохло и края были ровными. Если сушить две половинки вместе не заръединив, может не засохнуть. Вместе я сушу только мелкие детали. Но утверждать, что так делать нельзя — не буду. Может вы будете сушить в духовке или в сушке. Кто знает как поведет себя масса? Это уже вам для экспериментов. Сушить нужно долго. До 10 дней. Так чтобы края отставали сами.

Готовые детальки буквально вывалятся сами. Соединяю их и склеиваю клеем момент. Обматываю тонкой резинкой, чтобы при сушке не деформировались. Вот, что получилось.

Детальки уже готовы. Но при сушке отверстия оказались кривые. Трудно у папье-маше выложить массу так, чтобы впоследствии все края остались ровными. Большая помощница у меня бор машина. Ею я срезаю ненужные куски. Обрабатываю края. И после того как я привела детальку в надлежащий, вид приступаю к пов-ти. Она должна быть гладкая. Я обмазываю кисточкой все заготовки автомобильной шпатлевкой.

Запах будет ужасный. Поэтому советую это делать где-нибудь в нежилом помещении. Или в хорошо проветриваемой комнате. Шпатлевка заполняет все дырочки, ямочки. Если нужно делаю несколько слоев. Затем шкурю. После покрываю автомобильной грунтовкой.

И опять не забывайте о том, что это предназначено для автомобилей. А значит до того как просохнет, оно токсичное. Я все вонючие работы провожу на общем балконе. Угощаю пирожками соседей и они ничего не имеют против моих чудачеств.
После всех испытаний я просто крашу изделие. Чтобы было ровно пользуюсь красками из баллончика. Надеюсь мой небольшой мастер-класс кому-нибудь пригодится и вы сможете сделать красивую (и, что самое главное легкую) вещь. Мы с моей куколкой желаем вам удачи и творческих успехов!

При публикации на других ресурсах просьба указывать авторство.

Как сделать войлочную куклу на каркасе. Подробный мастер класс

Добрый день, уважаемые, приглашаю к творческому процессу. Наберитесь терпения, ближайшие дни мы будем делать куклу, и не простую, а шерстяную. Нашим героем станет звезда советской мультипликации страшный и ужасный Дядюшка Ау.

Сразу хочу предупредить, успех нашего предприятия гарантирован, только если вы уже обладаете тремя чудесными умениями — валяние иглой, вязание на спицах и валяние по-мокрому. Я не буду в своем МК объяснять зачем нужна шлифмашинка, когда менять иглу с 36 на 38 и как закрывать петли (подразумевается, что вы уже в курсе) Если же для вас это — лес густой, то советую проштудировать МК для начинающих, десятки отличных МК от замечательных умелиц доступны прямо здесь и сейчас, на Ярмарке Мастеров. А я, с вашего позволения, начну…

На игрушку ростиком 18-20 см

— Небольшое количество (15-30г) шерсти для валяния разного сорта и цвета:

бежевая или песочная, тонкая

грубая «валеночная» любого натурального цвета

соль-перец, (с уклоном в «соль») для иммитации седых волос, если не удается найти, используйте белую

коричневая тонкая (меринос 16-18)

— Небольшой моток ниток для вязания (шерсть, акрил) цвет кирпичный или болотный, линялых оттенков или меланж

— Проволочные «Ершики для прочистки трубок», продаются в табачных отделах торговых центров по цене 100 руб за 100 штук (есть и мелкая расфасовка) За неимением ершиков — жесткая проволка.

— Любая пластика, с которой привычно работать (фимо, паперклей, фитоглина и пр.) для лепки глазок

— Акриловые краски для росписи, сухая пастель или тени для тонировки, лак для пластики

— Привычные инструменты для валяния сухого и мокрого (иглы, щетка, подложка, пупырка, ВШМ и пр.), небольшие спицы номер 3 или 4 , клей Момент-кристалл, шило, ножницы, игла с большим ушком.

У Дядюшки Ау нестандартная фигура (короткие ножки и крохотное тельце при длинных руках и большой голове), поэтому рекомендую распечатать из интернета его изображение в полный рост и постоянно контролировать пропорции.

Изготовление игрушки начинаем с головы. Шерсть песочного цвета уваливаем довольно плотно, получая шар желаемого размера. Схематично намечаем расположение будущих глаз, добавляем дополнительный объем в нижней части лица (щеки, подбородок) Сразу извиняюсь за качество снимков — фотодело и фотошоп не входит в число моих «чудесных умений»

Следим, чтобы затылочная часть не была слишком плоской, а лоб — слишком маленьким, при необходимости добавляем объем.

Отдельно валяем из той же шерсти большой сливообразный нос. На его основании оставляем пучок нетронутой шерсти для крепления к лицу. Всю остальную часть уваливаем до окончательной плотности.

Аккуратно приваливаем нос к лицу, маскируя стыки кусочками распушеной шерсти. Немного шерсти добавляем в район переносицы, добиваясь плавного перехода от лба к носу.

На распечатке из интернета ушей не видно, но это не значит, что их нет! Наш Дядюшка древний старичок, поэтому уши у него должны быть большими, пельменеобразными. Из двух одинаковых кусочков бежевой шерсти формируем два симметричных «пельменя».

Уваливаем их до готовности, оставляя, как и в случае с носом, прядки нетронутой шерсти в местах соединения.

Приваливаем уши на их законное место, маскируя соединение кусочками шерсти.

Займемся глазами. Лепим из пластики плоские овальные глаза, сверяя форму и размер с распечаткой. Далее действуем по инструкции к вашему виду пластики — запекаем или даем затвердеть на воздухе. Я использую самоотвердевающую глину для реалистичной флористики, добавляя в нее масляную краску «Цинковые белила». Эта глина требует сутки для высыхания, прежде, чем ее можно будет расписать.

Советую приготовить сразу несколько пар глазок и потом выбрать самую удачную. К тому же, не так страшно будет ошибиться при росписи, можно даже сделать пробный вариант.

Выбрав самую удачную пару, прижимаем каждый глазик к его будущему местоположению и толстой иглой накалываем контур глазницы.

Равномерно углубляем глазницу внутри контура.

Веки у Дядюшки отутствкуют, как таковые, имеются только небольшие симпатичные «мешочки» под глазами. Берем две одинаковые шерстянные лепешечки, каждую слегка приваливаем в центре и складываем пополам, получая полукруглые детали. Скругляем толстый край каждой детальки и уплотняем, обрабатывая иглой.

Кому непонятен процесс — показываю на следующих фото подробнее, на примере одной крупной детальки (повторю, для Дядюшки Ау нужны две и помельче)

Из чего сделать куклу?

Приваливаем «мешочки» к краям глазниц.

Повторно выраниваем контуры и дно глазниц. Именно в этот момент из простого комка стриженной овечьей шерсти впервые проглядывает душа нашего будущего любимца ) не упустите момент — «Дядюшка Ау, приятно познакомиться!»

Расписываем глаза, благо делается это элементарно. Коричневым акрилом рисуем вытянутый овальчик радужки, черным — зрачок (тоже слегка вытянутый). Даем хорошо высохнуть и покрываем лаком для пластики.

Пока глазки сохнут, делаем окончательную увалку головы. Шлифуем часть лица, которая не будет покрыта бородой и волосами.

Вклеиваем глаза с помощью клея Момент-Кристалл.

Отложим голову в сторону и займемся ногами. Из двух проволочных ершиков формируем пару внутренних ножных каркасов. Длину контролируем нашей распечаткой. Верхний конец проволки отгибаем на 1,5-2 см, эта часть не будет покрываться шерстью, она понадобится для крепления ноги к туловищу.

Оборачиваем каркас прядками распушенной шерсти — от верха до середины черной, от середины до носка грубой валеночной. На границе двух цветов пряди шерсти будут перепутываться — пускай, позже мы декоративно оформим переход от черных штанишек к серым валенкам.

Если вы используете простую проволку, то первый слой шерсти закрепите на ней клеем. На ершиках клей не понадобится.

И еще раз напоминаю — на отогнутых концах ершика или проволки — шерсти нет!

Уваливаем ножку до нужной плотности. Сейчас наш валеночек больше похож на носочек, чем на зимнюю обувь.

Оформляем валенок. Длинную и широкую полоску грубой шерсти (длина = обхват ноги) уваливаем на щетке, складываем вдоль вдвое и снова уваливаем.

Если хочется видимости очень толстых валенок — подверните сгиб полоски еще раз.

Оборачиваем ножку подготовленной полоской, закрепляем и приваливаем. Проверяем плотность пятки и ступни, если они «жидковаты» — добавляем шерсти. Наводим окончательную красоту.

Формируем из бежевой шерсти пару кистей рук и пару больших пальцев. Уваливаем их до высокой плотности, оставляя распушенные концы.

На кисти руки толстой иглой прокалываем «пальцы». Действуем по принципу мультипликации — у мультгероев на руках всегда по 4 пальца (почему — ответ легко найти в интернете ). Кисть слегка сгибаем, придавая ей естественное положение.

На обе руки нам понадобится один проволочный ершик. На его кончик капаем немножко клея для фиксации и прижимаем к «ладошке», чуть сдвинув в сторону от середины.

Кукла из фарфора: процесс создания

Поверх проволки кладем «пальчик»

Распушенной шерстью оборачиваем кисть руки и аккуратно уваливаем. Особенное внимание уделяем ссоединениям пальца и кисти, проволку не должно быть видно ни в коем случае!

Симметричную кисть руки выполняем на другом конце ершика.

С помощью сантиметра находим и отмечаем середину проволочки с ручками.

Оборачиваем свободные части проволки шерстью, оставляя примерно 1,5-2 см от центра.

Советую не впадать в безудержную экономию, оборачивая ручки сливером или «отходами творчества». Пускай они будут закрыты длинными рукавами, но все же, если кто-то заглянет под свитер и обнаружит там буро-зеленые плечи или бледный сливерный животик — поверьте, это будет грустно. Конечно, в крупных игрушках есть смысл обернуть «начинку» из бросовой шерсти верхним слоем качественной, но в такой мелкой работе, как наш Дядюшка, подобная «овчинка выделки не стоит».

Берем следующий проволочный ершик и скручиваем из него каркас тельца. Верхний конец отгибаем на 1,5 см и в будущем используем для крепления головы, вторым концом, загнутым внутрь, будем крепить ручки.

Берем ножки. Свободные от шерсти концы проволоки прикручиваем к каркасу тельца.

Оборачиваем черной шерстью нижнюю часть каркаса туловища. уваливаем, при необходимости добавляем объем.

Прикрепляем ручки к каркасу тела, прикручивая их свободным концом проволочного ершика.

Оборачиваем распушенной бежевой шерстью и уваливаем, оставляя в области шеи часть шерсти нетронутой.

Шилом прокалываем отверстие в голове, в точке соединения с шеей.

Капаем немного клея на «шейный» конец проволки и втыкаем его в проколотое отверстие.

Накрепко приваливаем голову к телу, используя незавалянную шерсть вокруг шеи, при необходимости добавляем еще.

Меняем род деятельности, беремся за спицы. Мне удобно пользоваться комплектом из пяти спиц (для вязки рукавиц-носочков) — использую три, вы можете взять любые спицы подходящего номера.

Вяжем свитер способом «реглан одним полотном от ворота». Можете вязать любым другим способом, но помните — крупная голова и кисти рук игрушки не позволят просто так надеть/снять одежку, продумайте заранее алгоритм сборки вашего свитера на кукле.

Мой свитер вяжется платочной вязкой (все петли провязываются лицевыми, первую кромочную снимаем, последнюю вяжем изнаночной). Прибавление петель — любым способом, каким умеете, я использую этот простейший

Итак, на спицы №3 или 4 набираем 14 петель.

1й ряд и все нечетные — лицевые петли

2й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

4й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 3 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

6й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 5 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

8й ряд — кром., *1 лиц., 1 петлю приб., 7 лиц., 1 петлю приб., 1 лиц.*, повторяем от * до * еще 3 раза, кром.

Сейчас на спицах 46 петель. далее общее полотно делится на 4 части и каждая вяжется отдельно, по очереди.

Спинка — на первых 13 петлях из общего полотна вяжем 10 рядов платочной вязкой, при этом в 4м и 8м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 17 петель.

Секрет прочности текстильной куклы.

Правый рукав — на следующих 10 петлях вяжем 16 рядов, при этом в 6м и 12м рядах симметрично прибавляем по 1 петле в начале и конце ряда. В последнем ряду одновременно закрываем все 14 петель.

Перед — вяжем, как спинку

Левый рукав — вяжем, как правый.

МАСТЕР КЛАСС ШАРНИРНАЯ КУКЛА РОСПИСЬ УРОК 1 Face painting TUTORIAL

Нить, оставшуюся после закрытия петель обрезаем, но не закрепляем намертво — возможно вам придется надвязать или распустить пару рядов после примерки, так как плотность вязания — дело индивидуальное

Готовое полотно отпариваем.

Надеваем наш «мальтийский крест» на игрушку и вначале зашиваем шов по линии реглана сзади.

Свитер Дядюшки Ау выглядит довольно старым и поношенным, поэтому особо не прячьте шов, наоборот, я советую все узелки выводить наружу и даже прибавить два-три «декоративных», чтобы подчеркнуть его гранж-стайл

Возвращаемся к шерсти. На «лысине» Дядюшки мысленно проводим три линии от уха до уха — это наши линии «роста волос»

От гребенной ленты цвета соль-перец аккуратно отделяем тонкие пряди (как в мокром валянии) и делаем «раскладку» шириной, равной длине первой пунктирной линии.

Поперек раскладки, посередине, помещаем небольшую, чуть скрученную прядь.

Всю раскладку аккуратно переносим на голову так, чтобы поперечная прядочка совпадала с первой воображаемой линией. Эту прядочку приваливаем к голове, одновременно закрепляя волосы.

Складываем волосы вместе. Он уже милашка !

Аналогично наращиваем волосы вдоль двух оставшихся линий.

Тот же принцип у растительности на лице.

У Дядюшки Ау настолько густые усы, что зрителю предстает только нижняя губа. Валяем ее из небольшого кусочка бежевой шерсти и приваливаем под усами.

Можно добавить небольшую короткую прядочку седой шерсти прямо над губой, если лицо кажется «лысеватым».

Если какая-то прядь волос оказалась слишком длинной, ни в коем случае не обрезайте ее ножницами! Выщипните или подбейте пальцами. Дядюшка Ау не йорк, аккуратная стрижка — не его конек!!

А вот с косметикой старичку придется познакомиться. Тонируем жесткой кисточкой тертой пастелью коричневых оттенков (а можно и сухими тенями для век, будет не хуже). Сверяясь с картинкой из интернета оттеняем нос, область верхнего века, уши, губу, виски и пальцы на руках. Не бойтесь переборщить с тонировкой — в некоторых сериях мультфильма наш дядюшка такой чумазый, что нам с нашей пастелью за ним не угнаться.

Заметьте, по разному акцентируя темные тона на верхнем веке, можно добиться разного выражения кукольного лица. Я сдвинула тени ближе к переносице, получив сердитого старичка.

Итак, с сухим валянием закончено, приступаем к мокрому. В нем я не профессионал, особых секретов не ждите)

Рисуем выкройку шляпы — обычный простой колпак. Вырезаем шаблон из толстого упаковочного полиэтилена, его размеры в 1,5 раза больше размеров исходной выкройки.

Раскладываем на шаблоне тонкий меринос коричневого цвета (меринос — это чтобы избежать тех проблем со сваливанием, которые мы 100% получим, взяв недорогую троицкую полутонкую, например)

С каждой стороны шаблона выкладываем по 3, а потом еще по 2 слоя (по очереди — слой радиально, потом слой перпендикулярно первому)

Все как обычно — мыло, вода, трение под сеточкой, потом ВШМ, пупырка, бамбуковый коврик, жмакалки и прочее.

Не мучайтесь, выравнивая край шляпы — все неровности края нам только на руку. А вот качество войлока должно быть высоким (проверим на отщип), не зря же мы использовали такую чудесную шерсть, как меринос

Под конец валяния наш колпак должен походить скорее на несуразный блинчик. Мы с вами такое точно не наденем, а вот нашему Дядюшке — самый кайф!

Вот, в принципе, и все. Наш Дядюшка Ау готов позировать вам для фотосессий, украшать камины или участвовать в домашнем театре. Он выступит более подходящим сувениром на новомодный Хеллоуин, чем носатые ведьмочки и летучие мышки, подаренные нам западной культурой ) Хотя это, как говорится, мое сугубое ИМХО

Мастер класс для кукол – Текстильная кукла от макушки до пяточек

Создаем чудесную куколку из полимерной глины

Наверняка, у каждого ребенка есть любимая, дорогая для сердца игрушка. А многие, вырастая, хранят свои любимые игрушки вместе с теплыми воспоминаниями о таинственной, искрящейся солнцем и радостью стране детства.

А представьте, если такой любимой игрушкой будет сделанная своими руками прекрасная кукла. Всем, кто хочет окунуться в чудесный мир сказок и красоты — прошу за мной!

Для работы нам понадобятся:

1. Запекаемая полимерная глина (самые распространенные для кукольников- Living Doll, FIMO, ProSculpt.

2. Проволока для каркаса (из металла, не поддающегося ржавчине).

3. Фольга (лучше мягкая).

4. Влажные салфетки (без спирта).

ФАРФОРОВАЯ КУКЛА С НУЛЯ. Голова 1/13.

5. Инструменты (маникюрные или стоматологические: лопатки, дотсы, всевозможные стеки, при желании можно обойтись подручными вязальными спицами и крючками, иголками и т.д.).

Чем расписывать куклу?

Чтобы сказку сделать былью,

Нужно нам совсем немного,

Только чуточку терпенья,

Знаний щёпоть, настроенья,

Чуть задора — и в дорогу.

Начать лучше всего в наброска либо схематичного изображения тела. Чтобы придерживаться правильных пропорций, очень важно сверять свое творение с желаемым на рисунке. Стилизовать можно как угодно, у куклы может быть по-детски большая голова, чрезмерно маленькие ладошки или стопы для придания пущей трогательности, или наоборот утонченно-вытянутое тело или грациозные длинные ноги. Но если происходит искажение остальных пропорций, эти ошибки очень бросаются в глаза.

Итак, набросок выполенен, переходим к изготовлению каркаса. Для средних и больших кукол, если они статичны, нужен крепкий, прочный каркас. Для этого лучше всего подойдет стальная проволока. Для маленьких фигурок, или для кукол с подвижными конечностями можно взять медную проволоку.

Каркас — очень важная часть изготовления куклы, он определяет пропорции, дает прочность всей конструкции, и поэтому должен быть выполенен тщательно. Проволоку не советуют скручивать, для прочности лучше всего несколько раз оплести её более тонкой проволокой.

Далее наращиваем объем при помощи фольги. Тщательно приглаживаем бугорки, избегаем вмятин и слишком глубоких впадин. Это важно, потому что слой глины должне быть равномерным во избежание трещин и попадания воздуха под нее. В то же время, если слишком тщательно загладить фольгу, глина по ней может гулять, будет трудно нарастить ее.

Каркас готов, сверяем с эскизом, подправляем, если что-то надо подправить, на этом этапе!

Теперь переходим к лепке.

Начинаем с тщательной подготовки поверхности. Лучше всего лепить на стекле или керамической плитке — с них проще всего удалить пыль, они гладкие и не оставят рельефных отпечатков. На запекаемую глину с удовольствием садятся разные пылинки-ворсинки, которые при выглаживании любят углубляться в массу. Может, тоже хотят быть увековеченными в искусстве, но нам этого совсем не надо. Поэтому тщательно вытираем пыль со всего — со стола, с полочек, с рук, с инструментов. Одежду лучше всего надеть не ворсистую, из гладкой ткани. Можно воздух оросить из пульвелизатора, дабы вся пыль опустилась вниз.

Пластику надо очень хорошо размять.

Я начинаю лепить с головы. Для этого беру лепешку глины, раскатанную равномерно, оборачиваю ей голову, разравниваю стыки.

По линии, разделяющей овал лица пополам горизонтально, вдавливаю глазницы. После выравниваю и отправляю на полузапек. Полузапек — это обжиг глины на более низкой температуре, как правило 90-100 градусов в течение 20-40 минут в зависимости от толщины слоя. При этом глина становится достаточно твердой, чтобы без деформации можно было вылепить остальное. В тоже время, впоследствии, полузапеченая глина совершенно не будет отличаться по цвету от последующих слоев.

Очень важно вопреки нетерпению дождаться полного остывания пластики вместе с духовкой, не открывая дверцу ни во время обжига, ни после. Кладу я обжигаемую деталь на фольгу или в стеклянную кастрюлю. Очень нужная вещь — термометр, который измеряет температуру ВНУТРИ духовки. Все плиты разные — в каких-то температура поднимается выше установленной, а потом некоторое время остывает, в других градус внутри выше или ниже. Из-за этого пластик может недопечься или наоборот «поджариться».

Итак, после полного остывания продолжаем работу. Наращиваем лоб и щеки.

Накладываем нос, губы, щечки.

Обратите внимание — на детском личике верхняя губка значительно выдается вперед, переносица у носика почти отсутствует, щечки не вогнутые, а пухлые. Глаза всегда расположены в углублении, они не могут выдаваться вперед надбровной дуги и щек.

Лопаткой приглаживаем стыки, стеком с шариком формируем нос.

Далее с помощью иглы и того же стека «прорисовывем» рот.

Проверяем симметрию на всех этапах со всех сторон.

Исправляем недочеты на каждом этапе лепки.

Небольшие овалы накладываем на глазницы, приглаживаем стыки лопаткой.

С помощью иголки «прорезаем» глаза, формируя нижнее и верхнее веко. Верхнее веко всегода будет выступать относительно нижнего, а глаз имеет форму шара, видимая его часть — полусфера, самая выпуклая точка — в центре глаза.

После с помощью инструмента выглаживаем веко .

В уголках глаз с помощью иглы также можно сделать углубления, это придаст живости взгляду.

После того, как обозначенны основные черты лица, наступает кропотливый процесс проверки симметрии, формирования эмоций и детализации. Когда вся работа завершена, с помощью влажной салфетки тщательно все выглаживаем. Если кукла крупнее, то выгладить все с помощью салфетки не удастся, тогда на помощь приходят инструменты — в труднодоступных местах, на больших участках — шлифовка, о ней чуть ниже.

Затем наносим растертую пастель на щечки, лоб, нос, губы. При запеке пигмент пастели усилится, цвета станут ярче. Некоторые марки пастели и вовсе могут слегка поменять оттенок, поэтому лучше сделать пробный запек на кусочке пластики.

Снова полузапек при 100 градусах. После полного остывания долепливаем затылок и ушки. Пластику лучше всего не размазывать, как глину, а налепливать и вминать. Чтобы сырая пластика «въелась» в полузапеченую и образовала более прочное сцепление, можно оставить необоженную куклу на сутки-двое, спрятав от пыли.

После головы приступаем к телу.

Здесь я увлеклась, гораздо логичнее было вылепить торс и сделать полузапек, а после долепливать руки и ноги, чтобы удобнее было держаться за твердое тело, не деформируя его. Но совмещать фотографирование и лепку оказалось не так просто, где уж тут вписать еще и мыслительный процесс ��

После полузапека долепливаем ручки до кисти и выравниваем стопы так, чтобы она стояла. Количество полузапеков может быть любым, лишь бы удобно было долепливать. Хотя после 3-4 полузапеков есть риск, что некоторые участки станут заметно темнее свежих слоев.

Снова выглаживаем салфетками, затем формируем кисти рук. Колбаски-пальчики соединяем с кистью, разравниваем стыки.

У больших кукол для прочности в пальчиках также делают каркас из проволоки. Эта куколка не игровая, к тому же маленькая, при бережном отношении все будет на месте.

Имитация белого фарфора. Мастер класс.Тимофеева Марина.

Бисерной иголкой прорисовываем ноготки. На завершающем этапе оттеняем кончики пальцев и ладонь пастелью.

После этого отправляем куколку в духовку для полного запека — на 30-40 минут при 130-140 градусах. Важно учитывать, за какое время нагревается сама духовка. Недопеченый пластик будет хрупким, негибким, может крошиться. Перепеченый потемнеет, может даже обгореть. Возможно, тело куколки необходимо будет подшлифовать. Тогда лучше всего это сделать до полного запека. Удобно шлифовать, периодически обмывая фигурку в воде. Здесь важно после контакта с водой как следует просушить пластику (день-два до запека). Начинаем со шкурки покрупнее, заканчиваем самой мелкой. После можно слегка отполировать кусочком кожи или плотной тканью.

На макушке с помощью канцелярского ножа прорезаем пробор. Можно было сделать пробор еще во время лепки.

Теперь наводим красоту. Акварельными карандашами прорисовываем брови и веснушки.

Белки покрываем белой краской, полностью просушиваем. Основным цветом рисуем радужки, здесь я использую акрил. Акварельным карандашом прорисовываю кайму и зрачок. Белой краской ставлю блики. После покрываю лаком для пластики глаза и губы. (на глаза накладываю несколько очень тонких слоев с полной просушкой каждого). Многие советую покрывать обычным лаком для декупажа или лаком для ногтей. Если не хотите испортить изделие, лучше поэкспериментируйте — покройте этим лаком кусочек пластика и оставьте месяца на 2. Если за это время он не пожелтеет, не потрескается или не вступит в реакцию с пластикой, образуя очень липкий верхний слой, тогда он однозначно подходит. Но лучше всего пользоваться специальным лаком, или акриловым лаком на водной основе.

Настало время прически. Кудри козочки покрашены, смягчены бальзамом и готовы к поклейке.

Мне удобнее всего прижимать пряди волос металлической иглой или шилом. С них очень легко снимается клей, и не тянутся нити и волосы, как за деревянными шпажками.

Последним этапом вклеиваем прядки волос в пробор, заправляя их кончики с помощью иглы.

В результате должна получиться вот такая макушка. Такой способ, конечно, уступает по прочности парику или методу вживления, но для статичной прически очень даже хорош.

Теперь можно наряжать нашу красавицу. Выкроек кукольной одежды очень много, мне хотелось бы остановиться на таком моменте. Очень важно подготовить ткани. Каким бы ни был наряд — состаренным или современным, но выглаженные и торчащие колом вещи смотрятся не очень хорошо. Можно хотя бы смочить ткань и заложить необходимые складки. Также можно прорисовать складки и сгибы масляной краской более темного оттенка или провести по ним кисточкой с чаем.

Я заложила складки на юбке, искупала кружева и блузочную ткань в отваре трав.

Наряжаем, обуваем, укладываем прическу.

В выборе аксессуаров и деталей костюма помните о масштабе. Бусины размером с ее ладошку или слишком крупное кружево смотрятся грубовато.

Можно радоваться проделанной работе и ее результату:

Я не мастер, я только учусь.

Я очень благодарна всем людям, которые безвозмездно делились своим опытом, знаниями и мастерством. В этом мастер-классе мне хотелось объединить основную информацию, которая была собрана по маленьким кусочкам отовсюду и наработана в процессе. Я надеюсь, что хоть немного она окажется полезной.

Мастер-класс участвует в конкурсе «Лучшее — детям», буду очень благодарна, если вы отметите его, кликнув «нравится».

Спасибо за внимание!

Шьем текстильную куклу | Журнал Ярмарки Мастеров

По многочисленным просьбам представляю свой вариант шитья текстильной куклы. Мастер-класс подойдет для начинающих, возможно, и опытные рукодельницы найдут для себя интересные моменты. Итак, приступим.

Для работы нам потребуется:

Ткань для тела куклы (я использую корейский хлопок), выкройка, ножницы простые и зиг-заг (не обязательно), нитки в тон ткани, крепкие нитки для пришивания ножек и ручек, две пуговицы диаметром 1,5см, две пуговицы диаметром 1 см, палочка для набивки, бамбуковая шпажка, исчезающий маркер или простой карандаш, наполнитель для игрушек (у меня холофайбер), швейная машина.

Вот моя выкройка.

На детали тельца указан размер, так кукла получится 24-25 см. Пунктирными линиями отмечены места, которые зашивать не нужно. Обратите внимание на направление долевой нити (указано стрелками).

Ткань складываем лицевой стороной внутрь и переносим детали выкройки. Я шила сразу две куклы. Мне хватило отреза 45 на 35 см. Оставляем припуски около 0,5см по периметру всех деталей, на шее 1см,на деталях головы 0,7-1 см. Прошиваем все детали, кроме головы, на швейной машине (длина стежка 1,5 мм), оставляем незашитыми отверстия для выворачивания. Вырезаем детали головы с припусками 0,7-1 см.

На деталях головы сшиваем вытачки, складываем детали лицевыми сторонами внутрь и прошиваем по контуру, оставляя отверстие для выворачивания между вытачками.

УРОКИ РЕСТАВРАЦИИ СЕКРЕТЫ ПЕРЕТЯЖКИ, ОКРАСКИ, ЗАДЕЛКИ ТРЕЩИН, МАСТИКОВКА ШВОВ ФАРФОРОВОЙ КУКЛЫ

Вырезаем детали ножницами зиг заг или делаем насечки в местах скруглений. На ножках прошиваем мысочную часть. Выворачиваем детали.

Очень плотно набиваем голову и тело. Зашиваем отверстие для набивки на голове. В шею вставляем бамбуковую шпажку острием вниз примерно до середины, отламываем шпажку, оставляя 1,5-2 см. Отломаный кусочек шпажки не выбрасывайте, он нам еще пригодится.

РЕСТАВРАЦИЯ РЕДКОЙ ФАРФОРОВОЙ КУКЛЫ 1 ЧАСТЬ PORCELAIN DOLL RESTORATION

Примеряем голову к телу, отмечаем место на затылке, куда будет вставляться шпажка. Делаем небольшое отверстие (фото 1). Оставшимся кусочком шпажки через это отверстие сдвигаем наполнитель вверх и в стороны, расправляем все заломы швов, если они есть. Можно добавить еще наполнителя при необходимости (фото 2). Одеваем голову на тело (фото 3). Пришиваем шею к затылку и далее по кругу потайным швом. Шов на шее скроется под волосами (фото 4). Вид спереди. За счет направления долевой нити форма головы получается вытянутой вверх. Если кроить голову с другим направлением долевой нити, то форма будет более широкая и короткая (фото 5). Вид сбоку. Тут видна форма головы, которая должна получиться (фото 6).

Набиваем мысок и пятку на ножках. Исчезающим маркером рисуем пальчики на правой и левой ножке. Через отверстие для набивки вводим иголку с ниткой в линию пальчика и прошиваем мелкими стежками назад иголку, утягивая деталь.

Прошиваем все пальчики. Ножки набиваем очень плотно и зашиваем отверстие для набивки потайным швом.

Так же прошиваем пальчики на ручках. Для выворачивания и набивки ручек я использую маникюрную палочку (фото1). Набиваем ручки примерно до середины. Кладем ручки, как показано на фото, и отмечаем места крепления (фото 2). Крепкую нить в два сложения вдеваем в иглу, завязываем узелок. Вводим иглу в месте крепления и выводим в отверстие для набивки (фото3). Пришиваем пуговицу, вводим иглу через отверстие для набивки в место крепления с изнаночной стороны (фото 4). Подтягиваем нитку, прячем пуговицу внутрь ручки. Отрезаем кончик нитки с иглой. Пуговица должна быть внутри и два хвостика ниток с лицевой стороны, один с узелком, другой, более длинный, без узелка (фото 5). Аккуратно набиваем ручки до конца, совсем чуть-чуть. Зашиваем отверстие потайным швом. Должно получиться вот так (фото 6).

Если вам кажется это сложным, можно набить ручки до конца и крепить их с пуговицами наружу, как ножки.

РЕСТАВРАЦИЯ КУКЛЫ ОДНОГЛАЗКИ 1 часть МАСТЕР-КЛАСС RESTORATION OF ONE-EYE DOLLS 1 part

Откладываем ножки и ручки. Переходим к росписи.

Для росписи я использую минимум материалов и инструментов. Акриловые краски белого, черного, темно-синего (называется почему-то голубой) и небесно-голубого цветов, простой карандаш, мягкий ластик, кисти синтетика номер 4 и номер 1, пастельные карандаши Koh-i-noor номер 8801 (белый), 8802 (красно-коричневый), 8803 (сепия лайт) и карандаш Cretacolor Sepia Light Oil — это масляная пастель в карандаше, цвет более светлый, чем 8803, пастельные мелки персикового и белого цвета, наждачная бумага, баночка с водой и матовый лак-спрей (нет на фото).

Простым карандашем без нажима рисуем сначала два кружочка, это радужка. Можно обвести походящего размера пуговицы.(фото 1). Далее рисуем фому глаз, веки и брови (фото 2). Рисуем носик и губки (фото 3). Самым темным пастельным карандашом (это Koh-i-noor 8803) обводим бровки, серединку века, контуры глаз, губки и ноздри (фото 4).

Дорисовываем контуры глаз, губ и носика карандашом Cretacolor. Губки закрашиваем карандашом 8802 (красно-коричневым), верхнюю часть носика рисуем им же (фото 1). Кистью номер 4 растушевываем все линии. Белым карандашом закрашиваем веки, кончик носика и рисуем блики на губках (фото 2).

Акриловой краской белого цвета рисуем белок глаза. Синей краской — радужку. У меня очень темная синяя краска, поэтому я смешала ее с небесно-голубой (фото 1). Черной краской рисуем зрачок (фото 2). Добавляем в синюю краску немного белой и высветляем нижнюю часть радужки (фото 3). Добавляем еще белой краски и продолжаем высветлять радужку(фото 4).

Добавляем еще белой краски до светло-голубого цвета и тонкой кистью рисуем на радужке небольшие штрихи (фото1). Белой краской рисуем блики (фото 2). На наждачную бумагу натираем мелки персикового и белого цвета, смешиваем их (фото 3). Кистью номер 4 наносим румянец на щечки. Еще раз обводим контуры глазок самым темным карандашем 8803, рисуем реснички. Белой краской почти сухой кистью наносим блики на носик и губки. Закрепляем роспись матовым лаком-спреем (фото 4).

Далее пришиваем ножки.

Ножки пришиваем с помощью пуговиц. Сильно затягиваем и завязываем узелки. Концы нитей прячем в тельце.

Длинный хвостик нитки без узелка вводим в одно плечо, хвостик нитки от второй ручки вводим в другое плечо. Связываем концы нитей крепкими узелками, плотно притягивая ручки к тельцу. Концы нитей прячем в тельце.

И вот наша куколка почти готова!

Пришиваем кукле волосы. Как сделать и пришить волосы, можно посмотреть здесь >>.

Вот и готова наша красавица! Осталось только сшить ей красивые наряды. Мастер-классы по одежде для этой куколки можно посмотреть в моем блоге.

Большое спасибо за внимание. На все вопросы отвечу.

P. S. При копировании мастер-класса указывайте, пожалуйста, автора!

Новая кукла мальчик. Роспись фарфоровой заготовки.

Делаем объемное личико текстильной кукле

Выкройка кукольной головки:

Выкраиваем по косой 2 детальки лица и затылка и сострачиваем, оставляя отверстие для шеи открытым.

Выворачиваем, очень плотно набиваем синтепухом. И намечаем карандашом, либо исчезающим маркером личико.

МК роспись лица текстильной куклы. Чем закрепить роспись?

Начнем утяжку глазок. Для этого нужна большая игла (у меня длиной 12 см) и прочные нити, либо мононить. Сильно сдавливаем пальцами глаз, и удерживая так, прошиваем сквозь голову контуры глаза. Прошиваем не через затылок! Иначе голова будет плоской и некрасивой. Иглу вытаскиваем примерно за ушками куклы. Сила утягивания нити должна быть больше к внутреннему углу глаза.

Вот такой лунатик получился))

Далее приступим к валянию. Приваливаем подбородок и контур нижней челюсти.

Делаем носик и губы. Приваляные детали должны быть очень плотными!

Начинаем натягивать трикотаж. Я использую «Белый ангел». Укладываем кусочек трикотажа и прикалываем по контуру личика булавками. И начинаем пришивать трикотаж к хлопковой основе. Стежочки должны быть незаметными. Иголку вытаскиваем где удобно: за висками или за ушками.

Сильно тянуть нитку не надо. Точками примерно отметила, где находятся незаметные стежки.

Далее утягиваем носик и ротик:

Прошиваем носик. А ноздри — пропускаем иголку от ноздрей примерно к верхней границе лба.

Ротик прошиваем вправо-влево к ушам.

Далее обрезам трикотаж с припуском 1-1.5 см вокруг отверстия для шеи и заправляем в него. Зашиваем трикотаж на затылке.

Как сшить текстильную куклу из ткани 5 шаблонов с выкройками. Куклы своими руками пошаговые мастер классы, лучшие идеи.

Куклы ими увлекаются не только дети, но и взрослые. Их можно купить не только в магазине, но сегодня широко распространены куклы ручной работы и они пользуются даже большей популярностью чем магазинные. Изготовить их можно из разных подручных материалов, так и специальные готовые наборы продают для пошива кукол. В общем это очень увлекательное и интересное занятие создать куклу своими руками. Такие куклы будут интересны и для детских игр и для украшения интерьера, а также есть и особые ценители кукольного творчества — это коллекционеры кукол. Поэтому кукол можно создавать для разных категорий людей и для разных целей и все они будут очень востребованы.

Кукол своими руками можно делать из капрона, текстиля, фетра, войлока и других тканей и материалов. Сегодня мы посмотрим на мастер классы тканевых кукол из текстиля.

Материал для изготовления кукол смотрите здесь — http://ali.pub/3jp0hs
у этого продавца относительно не дорого и много положительных отзывов.
Также смотрите мастер классы с выкройками кукол из фетра

Делаю авторскую куклу из запекаемого пластика. 3/7. Роспись лица куклы ��✌

Я давно мечтаю о текстильной кукле ручной работы и поэтому хочу собрать понятные и подробные мастер классы для своей копилочки, чтобы когда появится время и возможность сотворить куклу своими руками, а все необходимые выкройки, шаблоны, пошаговые уроки и разные секретики по изготовлению, были всегда под рукой для удобного поиска.
Мне пришлось побродить по закаулкам интернета, чтобы отыскать понятные мастер классы. Ссылок на мастеров у меня нет, но автора можно узнать по фото, многие подписаны.

Рекомендую страницу добавить в закладки, чтобы не потерять столь ценную коллекцию мастер классов и шаблонов с выкройкой.

Шаблон можно сохранить на компьютер и в любом редакторе изменять размер по вашему желанию. Шаблон можно распечатать или приложить к экрану компьютера белый или полупрозрачный лист бумаги и карандашом легонько перевести все части куклы на лист, после вырезать детали куклы.

Все детали переносим на ткань в нужном количестве, не забываем о припусках на швы, заранее рассчитываем размер деталей.

Вырезаются все детали очень аккуратно и также аккуратно прошиваются, чтобы все загибы были ровными и красиво смотрелись с наружной стороны.

На всех деталях оставляется небольшое отверстие, для того чтобы их можно было вывернуть, Выворачивать можно с помощью любого тонкого и длинного предмета.

После того как вывернули, детали наполняем плотно, любым подходящим наполнителем.

Оставшееся отверстие зашиваем потайным стежком.

На подошве ноги находим середину, отмечаем ее и подгоняем к швам на голени.

Ноги нижнюю подошву скалываем с голенью булавками

Выворачиваем и набиваем наполнителем.

Следующая часть работы -это голова, для ее изготовления потребуется шар из пенопласта, они продаются в рукодельных магазинах разных диаметров. А также прямоугольный кусочек синтепона или другого наполнителя.

Оборачиваем шар синтепоном

И вкладываем полученный шар в выкроенную деталь головы с туловищем, сверху голову зашиваем.

Для статичности для туловища наполнитель накручиваем на деревянную зубочистку смазанную клеем.

Подворачиваем выкройку туловища и вставляем накрученный наполнитель внутрь тела

Все детали готовы

С обоих сторон нужно отметить одинаковое расстояние куда будут пришиваться руки.

Для того, чтобы пришить детали к туловищу нам понадобятся маленькие пуговки.

Ноги прошиваются подобным образом

Пришиты все части, осталось только сшить одежку, прикрепить волосы и нарисовать глазки.

Все куколка готова)

Вот еще один шаблон с выкройкой куклы тильды

В свободном доступе подробных мастер классов по куклам очень мало, поэтому надеюсь моя статья была для вас полезной.

А для самых творческих предлагаю еще посмотреть статью 7 идей красивых мягких игрушек

Так же присоединяйтесь к нашей группе в контакте и всегда будьте в курсе новых событий https://vk.com/bantomaniya

МК: шьем текстильную куклу | all Dolls

Этот МК по пошиву куколки из ткани от Елизаветы Титовой подходит для начинающих рукодельниц, но и те мастерицы, у которых есть опыт, смогут здесь найти пару интересных моментов.

● ткань (при создании МК был взят корейский хлопок)
● выкройка куклы
● ножницы, нитки, швейная машинка, карандаш
● пуговицы
● шпажка из бамбука
● палочка для набивания (можно китайскую для суши)
● набивочный материал (здесь использовался холлофайбер)

Роспись глаз авторской куклы

Выкройка текстильной куклы

Выкройка:
По этой выкройке должна получиться кукла ростом

24 см. Не зашивайте места, отмеченные пунктиром. То, как идет долевая, отмечено на выкройке стрелками.

Сложите ткань лицом внутрь, чтобы перенести на нее выкройку. Автор МК делала заготовки сразу для двух кукол, на это ей было достаточно куска материала 45×35 см. Оставьте припуски в 5 мм везде, кроме головы и шеи — для них нужны припуски в 1 см. Прострочите все части кукол на машинке (стежок длиной в 1,5 мм), исключая голову. Не забудьте оставить отверстия — позже вы вывернете с их помощью детали. Вырежьте части головы.

На них сшейте вытачки, сложите лицевой стороной внутрь и прошейте по контуру, оставив отверстие для выворачивания (оно находится между вытачек).

Вырежьте детали. Для этого вам пригодятся ножницы зиг заг. Если их нет, просто сделайте насечки в закругленных местах. Прошейте мысок на ногах. Теперь пора все вывернуть.
Набейте голову и тело как можно плотнее. Нужно зашить отверстие для набивки, которое вы оставляли в голове. Вставьте в шею куклы шпажку из бамбука острой стороной вниз, остановившись примерно на середине, обломайте ее, оставив около 2 см. Обломок оставьте — еще пригодится.

Примерьте голову к туловищу и сделайте пометку на затылке, где вы в дальнейшем будете вставлять шпажку. Сделайте маленькую дырочку, как на фото

1. Обломком шпажки через нее сдвиньте набивку в стороны. Расправьте все швы. Также можно добавить набивочный материал, если необходимо, как на фото

2. Присоедините голову к телу, как на иллюстрации

3. Пришейте ее к шее по кругу потайным швом — его позже не будет видно из-под волос (иллюстрация 4).

Из-за своего направления долевой нити голова как будто немного вытянута вверх.

Если кроить наоборот, то она будет более короткой и широкой, как на фото 5. На 6-м фото видно сбоку, какой получится голова.

Набейте носок и пятку на ногах. Карандашом начертите пальцы на них. Сквозь отверстие для набивки введите иглу с нитью в одну из начерченных линий и начинайте крохотными стежками утягивать ткань швом назад иголку.

МК: платье и фартук для куклы

Поступите так со всеми пальцами. Ноги тоже нужно набить очень тщательно, зашив оставленное ранее отверстие потайным швом.

То же самое относится и к пальцам на руках. Чтобы было проще их набивать и выворачивать, вам понадобится деревянная палочка. Набейте руки до середины. Далее на фото 2 показано, как нужно положить руки и сделать на них отметку, где будут крепления. Нить в два сложения вденьте в иглу, завяжите узел и введите в место крепления, выводя в набивочное отверстие, как на картинке 3. Пришейте пуговичку, Через набивочное отверстие введите иглу в место крепления с изнанки, как на 4-м фото. Подтяните нить и спрячьте пуговку внутрь руки. Отрежьте кончик нити, на котором игла. Теперь пуговка должна оказаться внутри, а еще будут два конца ниток с лицевой стороны — с узелком и без. Набейте не очень плотно руки до конца и зашейте отверстие для набивки с помощью потайного шва. Результат должен быть, как на картинке 6.

Если это сложно для вас, можно сделать другой вариант — сразу полностью набить руки и делать их с пуговицами наружу, как у ног.

Отложите руки и ноги игрушки в сторону — время расписывать лицо куклы.

Для этого понадобится несколько материалов и инструментов:

Роспись лица авторской куклы Faceup doll tutorial, Face Makeup doll

● темно-синий, голубой, белый и черный акрил;
● карандаш, ластик;
● синтетические кисти №4 и №1;
● карандаши-пастель красно-коричневого и белого цветов, а также сепия двух разных светлых оттенков, один светлее другого;
● мелки-пастель — белый цвет и персиковый оттенок;
● наждачка;
● вода;
● распыляющийся матовый лак.

Карандашом на лице легонько наметьте два круга — это будет радужка. Чтобы было ровнее, можно обвести пуговицы, как на картинке 1. Дальше нарисуйте белки, веки, дуги бровей, как на фото 2, нос и губы (картинка 3). Пастельным карандашом сепия обведите брови, середину век, контуры белка, губы, ноздри (картинка 4).

Более светлым сепия-карандашом дорисуйте контуры глаз, губ, носа. Губы закрасьте красно-коричневым карандашом-пастелью, им же нарисуйте верх носа (картинка 1). Кисточкой №4 нужно растушевать все линии. Закрасьте веки белой пастелью, кончик носа, а также наметьте блики на губах (картинка 2).

Белым акрилом нарисуйте белки, синим — радужку, синий можно при этом смешать с голубым. Черным нарисуйте зрачки. Добавьте в синий акрил чуточку белого и обведите низ радужки. Снова разбавьте цвет белым, чтобы высветлить радужку еще сильнее, как на фото 3 и 4.

Разбавьте синий цвет белым но светло-голубого оттенка и кисточкой №1 нанесите на радужку тонкие штрихи (картинка 1). Белым акрилом наметьте блики (картинка 2). На наждачку натрите персиковый и белый мелки, смешайте (картинка 3) и большой кистью нанесите румянец на щеки. Обведите контуры глаз самым темным карандашом-пастелью, нарисуйте ресницы. С помощью практически сухой кисти нанесите белым блики на губы и нос. Результат закрепите с помощью распыляющегося лака.

Теперь нужно пришить ноги.

Пришивать их надо будет при помощи пуговиц. Сильно затяните и завяжите узелки, спрятав концы ниток в теле.

Длинный конец нити без узла надо ввести в одно плечо,конец нити от второй руки введите в другое плечо. Свяжите концы ниток крепко-накрепко, вплотную притянув руки к телу. Концы ниток спрячьте внутри него.

Кукла готова! Осталось только сделать ей прическу и достойный наряд.

Творите с удовольствием!

Автор МК: Елизавета Титова: https://www.livemaster.ru/lizokpashok

———-
Если вам очень понравился наш мастер-класс, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, и не забывайте поделиться понравившейся статьей в соцсетях!

Получайте первыми все новые статьи сайта на свою почту!
Подпишитесь на новости all DOLLS>>>

РОСПИСЬ КУКОЛЬНОГО ЛИЦА. Как самим расписать лицо куклы ��

Мастер-класс Расписываем голову фарфоровой куклы акрилом и пастелью