Мастер-класс Расписываем платок «Уральская рябинка» в технике холодный батик

Рождение платочка в Русском Стиле,холодный батик.МАСТЕР КЛАСС.

Здравствуйте поклонники батика и просто заглянувшие на эту страничку добрые люди!

Поделюсь я с вами процессом изготовления очень интересной , на мой взгляд работы!Давно заглядываюсь на роспись русских мастеров.Вроде бы незамысловато и просто , но так гармонично.

Оказалось не все так и просто.Множество тонких линий, мелких деталей и загогулинок.Пришлось потрудиться , покорпеть.

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО:

1.Рама деревянная (у меня самодельная)100-100см.

2.Ткань 95-95см.Натуральный шёлк , крепдешин.

3.Краски по батику АНИЛИНОВЫЕ под запаривание.

4.Кнопки силовые, для крепления к раме.

6.Ячейки из под перепелиных яиц, для красок.

9.Резерв черного цвета.

10.Трубочка стеклянная под резерв.

Просто покажу фото процесса росписи.Можете задавать вопросы , если они возникнут!

Начнём с того, что я выбрала вот этот рисунок.

Распечатала нужного размера , доработала до квадрата, под платок.Получился шаблон.

ПРОЦЕСС РОСПИСИ в фотографиях.

Холодный батик. Рисуем платок «Яблочки».

Натягиваем ткань на подрамник, с помощью кнопок закрепляем.Начинаем с углов, стараемся без перекосов.Не переусердствуйте, можно и порвать не нарком .

Шаблон (желательно в натуральную величину)располагаем под ткань, закрепляем иголочками , подкладываем что нибудь для упора ,обводим карандашом.

После того как карандашный рисунок готов , нужно нанести резервирующую линию.Набираем резерв в стеклянную трубочку, обводим точно по рисунку!Самое главное -не делать разрывов в линиях.Даже небольшой прогал может испортить всю работу при росписи красками.

Трубочку держим под углом 90 градусов, линии будут ровными и аккуратными.

Вот что у нас получается, после того , как все линии проведены можно приступать к росписи!

Краски наливаем в ячейки от перепелиных яиц, разводим водой до нужной концентрации.Рисуем как акварелью.

Работаем от светлого к тёмному, постоянно усиливаем тени.

Холодный батик

Фон нужно расписывать быстро но аккуратно, не давая подсохнуть краске.

Можно сушить работу, я это делаю на подрамнике.Денёчек дадим отлежаться работе, пусть краска проникнет поглубже в волокна ткани.

Ставим запаривать.Я это делаю в старой мантышнице, приспособленной для этих целей.Заворачиваю в ткань и 3 часа кипячу.Можно и меньше, но так надёжнее, краска не отходит, вещь получается нежной и яркой.Совершенно не повержена выгоранию и линьки.

Процесс запаривания можно посмотреть здесь:

После запаривания платочек стираем жидким моющим средством в теплой воде, полоскаем в холодной воде с добавлением уксуса.Отжимаем в полотенце и гладим во влажном состоянии.Обрезаем лишнее и обшиваем руликом.

Посмотрите процесс обшивки на фото.

Подбираем шёлковую нить под цвет фона.

Скатываем краешек платочка ,кончиками пальцев , тоооненьким руликом и обшиваем через край очень аккуратно.

Это требует навыка, но получается шикарно.Можно посмотреть:

С чёрным цветом будьте аккуратнее . Разводите водичкой 50-50%.

Вот такая РУССКАЯ НАРОДНАЯ красота у меня получилась.

Поэтапное рисование платка – Как нарисовать платок с узорами?

Презентация к уроку ИЗО 3 класс «Мамин платок»

Тема урока: «Мамин платок»

Урок составлен на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Неменского

Куликов Иван Семенович. « Полевые цветы »

встречают, по уму провожают

Жили мужик, да баба. У них была дочка, да сынок маленький.

Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца!

Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе …

Песня «Синий платочек» в годы Великой Отечественной войны

Впервые о Павлово-посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году. Производство было основано зажиточным крестьянином — Иваном Лабзиным.

В XIX в. нанесение узора на платки на Павлово-Посадской мануфактуре осуществлялось только вручную.

Деревянные формы для набивки узоров на павлопосадские платки назывались «цвéтки» и «манеры», для их производства использовали только твердые породы дерева (дуб, грушу, орех), а для большей прочности их склеивали из трех слоев дерева. С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Деревянные формы для набивки узоров на платки назывались «цвéтки» и «манеры». С помощью «цвéток» на шерстяную или шелковую ткань наносили краски, для каждого цвета требовалась отдельная доска — «цвéтка».

Автоматы позволили разгрузить мастеров набойщиков, но не беспокойтесь, это по прежнему прекрасное качество!

Самый популярный цветок в Павлово-Посадских узорах это роза.

Часто в «букете» Павлово-Посадского платка художниками используется

Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир. Роскошная роза стала символом павлово-посадского платка.

Обычный рисунок павлово-посадского платка — от крупного по краям к мелкому в центре.

По углам — крупные, броские цветы, к центру рисунок уменьшается, и середина заполнена исчезающее мелкими элементами

Три волшебных брата

  • Определяем центр при помощи диагональных линий.
  • Размещаем узор в центре.

Тёплые и холодные цвета.

Ритм- это чередование элементов

  • Выбери расположение узора.
  • Выбери изображение на платке.
  • Преврати изображение в узор, для этого выбери цвет и ритм узора .

Сегодня мы много внимания уделяли одежде, «встречали по одёжке», но провожать я вам всё же советую по уму, проверено веками.

Мастер-класс «Красота павлово-посадских платков»

Разделы: Технология

  • Ознакомление с историей и технологией развития производства павлово-посадских платков и их художественными особенностями.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной Розочки из орнамента павловопосадских платков.
  • Воспитание художественного вкуса и эстетической культуры.

Оформление кабинета. Приложение 1.

1. Приветствие педагога: сообщение темы и цели занятия.

2. Всё о павловопосадских платках:

  • выступление обучающихся;
  • танец с павловопосадскими платками;
  • песня «Павловопосадская шаль»;
  • показ моделей «Русские традиции в современной моде»;
  • резюме педагога.

3. Практическая работа: роспись на ситце Розочки из орнамента павловопосадских платков:

4. Анализ работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер – классе «Красота павловопосадских платков».

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов обучающихся, которые занимаются в студии «Палитра» по индивидуальной программе дополнительного образования детей «Художественная роспись».

Цель занятия:

  • Ознакомление с историей и техникой развития промысла павловопосадских платков, его художественными особенностями как декоративно-прикладного искусства.
  • Овладение необходимыми умениями и навыками исполнения традиционной «Розочки» из орнамента павловопосадских платков.
  • Развитие художественного вкуса и эстетической культуры.

Роспись тканей в технике холодный батик / Утренний эфир

Сначала – коротко об истории производства павловопосадских платков.

Далее на экране демонстрируется видеоряд «История промысла и особенности производства павловопосадских платков», который комментируется ведущими (в роли ведущих выступают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»)

2. Павловские платки получили своё название от имени небольшого города Павловский Посад, расположенного в Московской области. Район Павловского Посада – один из старейших российских текстильных центров. Местные мастерицы занимались изготовлением павловских платков ещё в 18 веке, когда село Павлово становится центром шелкоткацкого и парчового производства, а с 1860-х годов начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.

Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.

Здесь на ярмарке большими партиями закупались и распространялись по России знаменитые павловские платки

– Перед нами рисунок: А.Корзухин «Возвращение с сельской ярмарки» (Приложение 2). В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине – белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту?! Платки яркие, нарядные – глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зелёные листья и травы сплетаются в узоры, и всё это на разноцветном фоне: чёрном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом… Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

– Массовое производство павлово-посадских платков и шалей было организовано павлово-посадскими купцами. Основой будущей промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станками.

Рисунок набивался на ткань с помощью резных деревянных досок. Учитывая многоцветье павло-вопосадского узора, неудивительно, что для одного платка использовалось более десятка досок. Для каждого цвета – своя доска.

Позднее стали внедряться паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Русский текстиль стал завоёвывать высокие награды на международных выставках, пришла слава к русским платкам и шалям. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами.

– На протяжении 1920–1930-х годов в Павловском Посаде выпускались хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного платка было возрождено в послевоенные годы. В 1954году в Павловском Посаде открывается платочно-набивная фабрика. Со временем в городе начинают работать десятки ткацких и красильно-набивных предприятий. «Набойка», издавна известная в России, превратилась в народный художественный промысел. С конца 1950-х годов машинное производство стало вытеснять ручное, технология производства этих платков модернизировалась: набивной рисунок стали наносить с помощью специальных шаблонов, что позволило существенно упростить процесс изготовления.

– Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности композиции.

– Посмотрите на репродукцию: И. Куликов. «Баба в платке» (Приложение 3). Настоящая слава, пришедшая к павловопосадским платкам и шалям, шерстяным и полушерстяным, с ярким цветочным узором во второй половине 19 века, живёт и ныне. В наши дни используют способ фотопечати. Ткань называется набивной. Живописные, с дивным рисунком, павловопосадские платки хорошо знают не только в России, но и во многих странах мира.

– Уникальность павловопосадского платка в его актуальности: узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них молоденькие девушки и почтенные матери семейства. Платок на Руси был самым желанным подарком.

Стихотворение неизвестного автора «Павлово-посадский платок»
(Читает педагог В.Н.Аршинова)

– Я вчера разбиралась в шкафу,
И нашла мамин павловопосадский платок.
Что-то важное вспомнила сразу душа,
Как свободы глотнула глоток.
А в платке-то самом: поле, поле цветёт!
А цветы в нём безумно красивы.
В каждой нитке Россия родная живёт.

Реки… горы… дороги и нивы!
В каждой нитке небесная тянется высь!
Домотканым, цветастым узором.
На платке уместилась – работа и жизнь,
Старый домик с прогнившим забором.
А с платка, улыбаясь, ткачиха глядит:
Одевай и носи на здоровье!
Он теплом и любовью тебя защитит,
Когда станет промозгло и больно!
Не смогла удержаться, надела, кручусь
Возле зеркала как лепесток.
Опускаюсь, да нет, окунаюсь я в Русь –
В мамин павловопосадский платок…

Рассказ о павловопосадских платках продолжают обучающиеся студии художественной росписи «Палитра»:

– Одним из направлений нашей деятельности является популяризация павловских платочных изделий. Знакомство с историей возникновения традиций русского платка помогает понять богатый и неповторимый стиль этих, воистину, народных шедевров нашей страны

– Предшественник платка на Руси – урбус, которым женщины покрывали голову.

С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль» – большой узорный платок. Огромную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение, как повседневного так и праздничного наряда.

– Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивках на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок тесно вплетаются в повседневный быт простого народа.

– Посмотрите на собранную нами коллекцию платков и шалей! Павловопосадские платки, богато украшенные цветочными, растительными узорами, пышными розами и восточным орнаментом «турецкий огурец», заимствованным у индийских кашемировых шалей…

– В платке гармонично сочетается ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские «бобы» и французские букетики «мильфлёр», солнечные розетки и античные вазы.

Преобладает молочно-белый, чёрный, красный, тёмно-синий, вишнёвый фон.

– Композиционное и цветовое великолепие павловопосадского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов – набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает нескольких десятков.

Танец с павлово-посадскими платками в исполнении обучающихся музыкально-театральной студии «Куликово болото»

– Русская шаль не только согревает, но и подчёркивает привлекательность женщины. Красота павловопосадских шалей удивительно сочетается с картинами русской природы.

Поэт Александр Блок посвятил России такие строки:

– А ты всё та же – лес да поле.
Да плат узорный до бровей…
Наверное, «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьма. Имя города – Павловский Посад.

– Раньше многие женщины носили платок не только на голове, но и на плечах, иногда даже сложенным на руке, как украшение.

Платки на голове или на плечах придают женщине красоту, величавость, защищают от холода, сохраняя тепло и здоровье.

– Платок – не просто головной убор, а символ любви и красоты. Накинет на плечи праздничный платок девушка, посмотрит в зеркало и улыбнётся. Красавица! (Приложение 11)

Песня «Павловопосадская шаль» на мелодию песни «Синенький скромный платочек» в исполнении педагога по вокалу ДДТ Е.В.Скопиной

Павловопосадские шали –
Чудо на наших плечах.
Женщин столетья вы украшали,
Рождая восторг в их глазах

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомодны и не угодны
Оставьте, пустой разговор.

Красный и чёрный, и синий-
Каждый как новая песнь.
В них влюблена вся наша Россия
Их берегут, словно честь.

Красив узор,
И заворожен мой взор.
Царский орнамент кружит и манит
Женщин Руси с давних пор.

Пусть пролетают столетья,
Будем носить, как и встарь,
Накинув на плечи наряд этот вечный-
Павловопосадскую шаль!

Красив узор,
И ни к чему этот спор,
Что старомоден и не угоден
Оставьте, пустой разговор.

– Павловопосадские платки и шали вот уже более двух веков радуют наших женщин своими неповторимыми красками. В наши дни искусство древних мастеров переживает настоящий бум: интерес к павловопосадским платкам растёт. Об этом свидетельствуют журналы мод, где можно увидеть, как актуально выглядят традиционные русские платки, шали и косынки на известных моделях. Правда, сегодня ношение павловопосадских платков изменилось: особенно интересны в этом плане эксперименты юных красавиц. Помимо традиционного использования, девушки носят павловопосадские шёлковые платки, повязывая их на манер банданы, небрежно накидывая на одно плечо или завязывая вокруг талии.

Показ моделей с использованием павловопосадских платков с комментариями:

– Разнообразие расцветок, рисунков и фактур, а также материалов, из которых изготовлены современные павловопосадские платки, дают модельерам широкий простор для фантазии.

– Платье. Лёгкие шелковые платки стали изящным дополнением к летнему женскому гардеробу: изящно повязанная на шее или голове косыночка придают женскому облику особое очарование. Приложение 6

– Пальто. Роскошные павловопосадские шали с изысканным растительным узором, повязанные поверх элегантного пальто, становятся стильным украшением для любого женского гардероба. Приложение 7

– Причёска русская коса и накинутый на плечи платок. Платки из хлопка или шерсти с крупным и мелким цветочным рисунком, накинутые на плечи, прекрасно сочетаются с однотонным женским платьем или костюмом, создавая некий загадочно-романтический образ. Приложение 8

– Последний «писк» моды – павловопосадские платки с «огурцовым» орнаментом моментально стали любимцами русских девушек и женщин. И уже сегодня на улицах российских городов можно увидеть стильных модниц с павловопосадским «бобом» на плечах.

Резюме педагога: Уникальность павловопосадского платка – в его непреходящей актуальности: платок украшал головы и плечи русских простолюдинок и дворянок, его с удовольствием носили наши бабушки и мамы, а сегодня он стал одним из остромодных аксессуаров наших современниц. Как предмет истинного народного искусства, павловопосадский платок не знает ни временных, ни возрастных границ: он одинаково подходит к лицу, как взрослым, солидным дамам, так и юным красавицам.

3. Практическая часть

Педагог (на фоне мелодии): На сегодняшнем мастер-класс мы с вами выполним мини-картину с изображением розочки в технике павловопосадских платков. Розочку мы будем расписывать на ситцевой ткани, размером 15х15, после чего все смогут забрать домой свою работу на память. Получившуюся

работу мы поместим в рамку 14х14, здесь же имеется картон, размером 12х12,стекло, размером с картон, и белая бумага. Все эти вещи лежат перед вами.

«Розочку» мы с вами возьмём из орнамента Павлово-Посадских платков. Начнём роспись. Приложение 9

1 этап – Рисунок 1 Возьмём лежащий перед вами рисунок розочки на бумаге и переведем его на ситцевую ткань через копировальную бумагу (копирование рисунка).

2 этап – Цветовые решения на Павлово-Посадских платках очень яркие, и поэтому мы её будем тонировать в двух оттенках красного и зелёного цветов.

К светло-розовому оттенку мы добавим белый и в итоге получим нежно– розовый цвет. Этим цветом мы с вами будем тонировать лепестки, как показано на рисунке 2 (тонирование).

3 этап – Далее мы будем тонировать тёмно-красный цвет, как показано на рисунке № 3 (тонирование). Приложение 10

4 этап – Переходим к зелёным листьям, они так же имеют 2 оттенка-салатовый, и тёмный зелёный цвет. Возьмём средний желтый и к нему добавим немного изумрудного зелёного цвета, получим салатовый оттенок, и этим цветом мы затонируем самые светлые места на листьях, смотри рисунок 2 (тонирование). Приложение 13

5 этап – Затем мы затонируем тёмный зелёный цвет из набора красок, добавим немного воды и раскрасим тёмные места, рисунок 3 (тонирование).

6 этап – Следующий этап работы – подчёркивание контура темнее по тону. а) Мы подчеркнём лепестки вишнёвым цветом. б) А листья мы будем подчёркивать так: к тёмно-зелёному цвету из набора мы добавим лазуро-железный цвет и получим тёмно-зелёный , и подчеркнём этим цветом все листья (подчёркивание). Рисунок 4.

7 этап – Покажем тычинки у нашей розочки средним жёлтым цветом из набора (роспись тычинок). Рисунок 5. Приложение 12

8 этап – И последнее, покажем блики на лепестках. Возьмём темперный белый и разбавим её водой. Этим цветом мы закрасим бликовые части, как показано на рисунке 5 (роспись бликов).

Вот и завершили цветовое решение.

9 этап – Самый последний этап, это помещение нашего рисунка в рамку. Это делается так: берём стекло, на него ложем ситец, затем, белый лист бумаги, размером 12х12, далее накладываем картон и вставляем в рамку, на обратной стороне закрепляем зажимы. Вот работа и готова! (Оформление работы). Рисунок 6.

У нас получился фрагмент из орнамента павловопосадского платка. Полюбуемся на свои работы! Приложение 14. Приложение 15 – Фото мастер-класса.

4. Анализ работы

Педагог: Сегодня мы познакомились с красотой павловопосадских платков, с историей промысла, его технологией, с сохранением традиции и современным звучанием промысла.

А самое главное – мы выполнили мини-картину на ткани в технике павловопосадских платков – подарок для себя и память об этом мастер-классе.

Мне нравится проводить мастер-класс. Они требуют от педагога высокого профессионализма и мастерства. Первое и самое главное, они имеют познавательную ценность, так как многие педагоги знакомятся с тем или иным промыслом впервые. Второе – они имеют практическую ценность, так как каждый участник выполняет художественную роспись, овладевая её приёмами. И третье: в проведении мастер-класс необходим богатый наглядный материал: предметы быта, одежды, использование компьтерных технологий, дидактический материал, принадлежности выполнения росписи. Всё это позволяет глубоко погрузиться в этот вид декоративно-прикладного искусства и позволяет развивать нашу эмоциональную сферу.

А сейчас приглашаю вас к русскому самовару.

Русское чаепитие с пирогами и баранками.

Урок изобразительного искусства в 3 классе по теме » Платок для мамы, павлопосадская шаль»

ТЕМА: «Платок для мамы»

подтема: «Павлопосадская шаль»

ЦЕЛЬ УРОКА — обучающая и образовательная. Воспитание художественного вкуса и учащихся. Развитие любви к родной природе. О любви русских художников к родной земле, о преемственности и наследовании русской культуры.
Дать представление о Павлопосадском промысле. Дать последовательность поэтапной росписи на примере наглядных пособий.

Ход урока;

1. Организационный момент (25 минуты). К началу урока на каждом столе проверяется готовность к работе: наличие акварельных красок, воды, палитры, чистого листа белой бумаги, карандаша и стиральной резинки.

2. Повторение пройденного материала в виде беседы (8 минут)
Примерные варианты вопросов и ответов:

С чего начинается изготовление каждой вещи, нас окружающей?

— С работы художника.

Над чем работает художник?

— Над формой и ее украшением.

В каких видах игрушек мы использовали только форму?

— В соломенных и игрушках из листьев.

В каких случаях форма декорировалась?

— В глиняных игрушках (Дымка), в деревянных (различные виды матрешек)

Как повседневная посуда отличается от праздничной по форме и декору?

— Праздничная посуда более изящная по форме и очень красиво украшена.

Назовите различные варианты обоев по назначению:

— Обои для детской комнаты, для кухни, для библиотеки, в комнату для игры, в шахматы, в спальню для принцессы.

3. Объяснение новой темы в два этапа (10 мин).

— Разговор о видах платков:

Платки используются для тепла и как украшение, они бывают шейные и покрываются на голову, по видам ткани (шелковые, шерстяные, пуховые, капроновые и т.д.).

Люди разного возраста предпочитают разные варианты платков (сравнить платок для бабушки и внучки). А также для разных случаев (торжественных, траурных, праздничных) используются разные по настроению, цвету, и рисунку платки. Рисунок на них или узор бывает геометрическим (использует круги, квадраты, полосы) и растительным (цветы, ягоды, листья). Различие между платком, косынкой и куском ткани.

Платок имеет форму квадрата или треугольника, с краев обязательно ограничен кантом или каймой (показываются варианты росписи платков и ткани). Основной узор обычно располагается либо в центре, либо по углам (объясняется на примере готовых набивных платков). Вводится понятие схемы платка (разные по размеру цветы заменяются разными по размеру кружками и располагаются в определенном порядке). Схема одного из платков выполняется мелом учителем на доске.

На примере данной схемы учащимся предлагается задание выполнить оп аналогии схему другого платка

— Рассказ о Павлопосадском промысле: Павлопосадские шали известны во всем мире неповторимыми узорами. В качестве узоров всегда

используется растительный орнамент, а именно цветы, которые
являются творчески переработанным, но в то же время самобытным и
истинно русским символом. Огромное разнообразие декоративных
орнаментов позволяет судить о красоте русской природы во все времена
года, о любви русских художников к родной земле, о преемственности и
наследовании русской культуры.

Павловский посад — селение по типу Дымковской слободы (глиняные игрушки). Там живут текстильщики и художники, они занимаются изготовлением шалей. Шаль — это большой платок, служил и служит украшением русской женщины, несмотря на изменчивость моды. Шали эти «набивные» (объяснение значения термина). На ткань узор наносят досками, для того, чтобы краска пропитала ткань, доску с орнаментом бьют деревянным молотком (киянкой). Поэтому набивные платки всегда имеют лицевую сторону и изнаночную. Изображение даже одного цветка совершается в несколько этапов. Объяснение поэтапности росписи на примере наглядных пособий, выполненных учителем и вывешенных на доске.

4. Выполнение учащимися задания (2 вида)

— Роспись цветка и двух листиков;

— Выполнение схемы одного из платков на альбомном листе.

Выполнение первого задания идет параллельно с работой учителя на доске. Учащимся раздаются шаблоны цветка и листьев, они намечают карандашом середину цветка и лепестки и, выбрав цвет, начинают под руководством учителя работу цветом в три этапа, учитель осуществляет показ на доске и контроль над выполнением задания.

Как рисовать лотосы и воду на шелке. Как расписать шелковый платок Холодный батик Роспись ткань

Завершив работу, учащиеся приступают ко второму заданию, т.е. схеме композиции платка. Во время выполнения рисунка, учитель собирает готовые шаблоны цветов и листьев и организует выставку детских работ в виде Павлопосадского платка.

5. Проведение итогов и заключительная часть.

За несколько минут до конца урока готов платок, украшением которого являются яркие детские работы. Учитель обращает внимание учащихся на красоту и необычность изделия, на композицию платка, а главное дает возможность каждому ученику почувствовать себя настоящим художником. За коллективную творческую работу, где каждый ребенок может сравнить свое изделие с окружающими, ставится высшая оценка, что является также хорошим стимулом к дальнейшему творчеству.

Технологическая карта «Украсим платок» (дымковские узоры)

№1. ҰЙЫМДАСТЫРЫЛҒАН ОҚУ ІС-ӘРЕКЕТІНІҢ ТЕХНОЛОГИЯЛЫҚ КАРТАСЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЗГІЛ: Дата: 17 марта

Білім беру саласы: Образовательная область: Творчество

Белімі :Раздел: Рисование

Тақырыбы: Тема: «Украсим платок» (Дымкомские узоры)

Мақсаты: Цель: Уметь украшать платок..

Міндеттер: Задачи: Научить украшать предметы квадратной формы дымковскими узорами, располагая узор по квадрату.Развиваем навыки рисования прямых и волнистых линий, точек, колечек. Воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Жабдықтар: Оборудование: кисть №2, лист бумаги квадратной формы, стакан с водой, салфетки, образец, поэтапное рисование платка, гуашь (синяя, желтая, красная), изображения дымковских игрушек.

Билингвалдық компонент: платок — орамал, красивый -әдемі , подарок — сыйлық, весна — көктем, синий -көк , желтый — сары, красный — қызыл .

Рождение платочка в Русском Стиле,холодный батик.МАСТЕР КЛАСС.

Здравствуйте поклонники батика и просто заглянувшие на эту страничку добрые люди!

Поделюсь я с вами процессом изготовления очень интересной , на мой взгляд работы!Давно заглядываюсь на роспись русских мастеров.Вроде бы незамысловато и просто , но так гармонично.

Оказалось не все так и просто.Множество тонких линий, мелких деталей и загогулинок.Пришлось потрудиться , покорпеть.

ДЛЯ РАБОТЫ НАМ НУЖНО:

1.Рама деревянная (у меня самодельная)100-100см.

2.Ткань 95-95см.Натуральный шёлк , крепдешин.

3.Краски по батику АНИЛИНОВЫЕ под запаривание.

4.Кнопки силовые, для крепления к раме.

6.Ячейки из под перепелиных яиц, для красок.

9.Резерв черного цвета.

10.Трубочка стеклянная под резерв.

Просто покажу фото процесса росписи.Можете задавать вопросы , если они возникнут!

Начнём с того, что я выбрала вот этот рисунок.

Распечатала нужного размера , доработала до квадрата, под платок.Получился шаблон.

ПРОЦЕСС РОСПИСИ в фотографиях.

Натягиваем ткань на подрамник, с помощью кнопок закрепляем.Начинаем с углов, стараемся без перекосов.Не переусердствуйте, можно и порвать не нарком .

Шаблон (желательно в натуральную величину)располагаем под ткань, закрепляем иголочками , подкладываем что нибудь для упора ,обводим карандашом.

После того как карандашный рисунок готов , нужно нанести резервирующую линию.Набираем резерв в стеклянную трубочку, обводим точно по рисунку!Самое главное -не делать разрывов в линиях.Даже небольшой прогал может испортить всю работу при росписи красками.

Трубочку держим под углом 90 градусов, линии будут ровными и аккуратными.

Вот что у нас получается, после того , как все линии проведены можно приступать к росписи!

Краски наливаем в ячейки от перепелиных яиц, разводим водой до нужной концентрации.Рисуем как акварелью.

Работаем от светлого к тёмному, постоянно усиливаем тени.

Фон нужно расписывать быстро но аккуратно, не давая подсохнуть краске.

Можно сушить работу, я это делаю на подрамнике.Денёчек дадим отлежаться работе, пусть краска проникнет поглубже в волокна ткани.

Ставим запаривать.Я это делаю в старой мантышнице, приспособленной для этих целей.Заворачиваю в ткань и 3 часа кипячу.Можно и меньше, но так надёжнее, краска не отходит, вещь получается нежной и яркой.Совершенно не повержена выгоранию и линьки.

Процесс запаривания можно посмотреть здесь:

После запаривания платочек стираем жидким моющим средством в теплой воде, полоскаем в холодной воде с добавлением уксуса.Отжимаем в полотенце и гладим во влажном состоянии.Обрезаем лишнее и обшиваем руликом.

Посмотрите процесс обшивки на фото.

Подбираем шёлковую нить под цвет фона.

Скатываем краешек платочка ,кончиками пальцев , тоооненьким руликом и обшиваем через край очень аккуратно.

Это требует навыка, но получается шикарно.Можно посмотреть:

С чёрным цветом будьте аккуратнее . Разводите водичкой 50-50%.

Вот такая РУССКАЯ НАРОДНАЯ красота у меня получилась.

Мастер-класс Расписываем платок «Уральская рябинка» в технике холодный батик