Мастер-класс Реставрация старинного шкафа. завершающая

Как обновить старый шкаф?

В современной жизни ничего не стоит на месте. Меняются вкусы, предпочтения, интерьер жилья. Поэтому часто после завершения ремонта главным вопросом становится, что делать со старой мебелью, особенно это касается шкафов.

Можно, конечно приобрести новую модель шикарного шкафа, которая бы гармонично вписывалась в новый дизайн комнаты, но если предыдущий вариант конструкции изготовлен из качественного материала или натурального дерева не стоит спешить его выбрасывать. Такой мебели вполне реально дать шанс на новую жизнь, для этого стоит лишь запастись терпением и узнать как обновить старый шкаф с помощью декорации.

На сегодняшний день существует множество способов обновления предметов. Это может быть роспись, покраска, декупаж или наклейка пленки, имитирующей различные материалы. Каждый из методов реставрации не потребует больших материальных затрат.

Благодаря таким современным технологиям отделки, шкаф приобретет оригинальный вид, а декорирование орнаментом или рисунком позволит установить конструкцию в любой комнате. Следует заметить, что в роли самостоятельного дизайнера может попробовать себя каждый, выбирая на свой вкус вид оформления и цветовую гамму.

Преимущества ручного оформления

Новая мебель это всегда модно, красиво и престижно. Ее можно приобрести как в готовом виде, так и изготовить под заказ. Но в последнее время большинство хозяев дома предпочитает брать в руки краски, кисти и начинать творить индивидуальные шедевры из старых моделей мебели. И это не зря, так как существует множество причин не выбрасывать на свалку устаревшие шкафы.

Самостоятельная реставрация имеет множество преимуществ, это:

  • Стильно. Главной причиной замены мебели считается ее несоответствие с новым стилем. Так, например, если в комнате выполнено декорирование в направлении кантри или прованс, то даже новый приобретенный шкаф придется «подгонять» под общий вид помещения. Поэтому, благодаря ручной стилистике, находящийся в эксплуатации шкаф, ничем не уступит дорогой новинке из магазина.
  • Модно. В последнее время стало популярным не только быть хозяином восстановленной мебели, но и уметь своими руками преображать старые предметы. Используя свою творческую фантазию можно из ненужной «рухляди» сделать настоящее произведение искусства.
  • Эксклюзивно. Как правило, все модели шкафов производятся серийно, поэтому часто в магазинах встречаются сотни похожих аналогов. А вот если конструкцию самостоятельно отреставрировать, то она будет в одном экземпляре. Кроме этого, шкафы можно декорировать оригинальным приемом в виде слияния палитры. После стилизации мебели в подходящий цвет, интерьер комнаты получается либо ярким или нейтральным, все зависит от личных вкусов.
  • Экономно. Купить новый шкаф бесплатно не получится. Что же касается обновленного вида конструкции то она окажется доступной и экономной. Например, чтобы приобрести банку краски, рулон наждачной бумаги и фурнитуру потребуется немного денег. Кроме этого, реставрация считается отличным способом для отдыха.

Как и чем можно украсить

Со временем все шкафы теряют свой первоначальный вид и становятся не актуальными для дизайна жилья. Но не стоит их сразу же выбрасывать. Таким устаревшим моделям вполне реально подарить эстетику и оригинальность. Для того, чтобы выполнить декорацию мебели в домашних условиях, достаточно запастись терпением и приобрести нужные материалы.

В современной отделке различают следующие виды восстановления:

  • Покраска. Это самое эффективное и простое решение. Обновить покраской шкаф возможно различными способами, применяя для этого не только шикарную палитру, но и множество вариантов нанесения краски. Чтобы шкаф преобразился, достаточно его полностью покрыть одним цветом или же обновить только определенные части: боковые стороны, дверцы, ящики, ручки. Необычно смотрятся конструкции покрашенные под омбре, когда тусклые оттенки красок плавно переходят в насыщенный тон.

Для данного вида отделки, как правило, используют акриловые растворы, они не оставляют запаха, легко смешиваются и смываются.

Реставрация старинного шкафа. Часть 1: вступление и небольшой экскурс в историю

Как я недавно написал в своем блоге, закончил реставрацию старинного шкафа. Там же я обещал опубликовать «долгоиграющий» мастер-класс по его реставрации. Сдерживаю свое слово. Напомню читателю, что процесс реставрации заключается в максимальном восстановлении первоначального вида изделия. А то сейчас очень модно стало так называемое «состаривание» выполненного сегодня новодела, но в моем случае состаривать что-либо не было необходимости.

Предупреждаю, что читателю необходимо набраться терпения, так как работа сделана большая и материала в мастер-классе будет очень много, одних фотографий сделано несколько сотен, все их, конечно, публиковать не буду, но.

На заглавном фото показан рабочий момент реставрационных работ. Мои читатели знают, что это фото будет сопровождать все части мастер-класса.

В процессе работы прочитал достаточное количество литературы, ознакомился с очень, на мой взгляд, любопытными фактами, поэтому решил на страницах журнала поделиться с наиболее интересными из них с моими читателями, тем более они позволяют более точно понять историю «рождения» этого шкафа.

Итак, вот какой шкаф попался ко мне в руки.

Шкаф был приобретен заказчиком реставрационных работ в Браславском районе, расположенном в Витебской области Белоруссии. Сегодня северная граница Браславского района проходит по государственной границе Республики Беларусь с нынешней Литвой и Латвией.

При первоначальном знакомстве со шкафом получилось, что его период его создания относится ко второй половине — концу ХIХ века. В те времена Браславский район по административному расположению находился на территории Новоалександровского уезда Ковенской губернии Российской империи. Центр уезда — село Новоалександровское (ныне литовское село Зарасай), а центр губернии — это город Ковно (ныне литовский город Каунас).

Ковенская губерния была создана указом Николая I из семи северных уездов Виленской губернии в 1842 году. Ковенская губерния занимала западный угол Великого Княжества Литовского (не путать его с современной Литвой). Граничила с севера и востока с Курляндской губернией, с юга — с Виленской и Сувалкской губерниями (от последней отделялась рекой Мемелем (нынешним Неманом) и с запада — с Германией и Гробинским уездом Курляндской губернии.

В состав Ковенской губернии входила почти вся территория бывшего Жмудского старостатства Великого Княжества Литовского, а так же части Трокского и Виленского воеводства Речи Постолитой. По занимаемому ею пространству 35711,9 кв. версты (40641,36 кв. км) Ковенская губерния принадлежала к числу наименьших губерний в России. Новоалександровский уезд занимал восточную часть Ковенской губернии. В настоящее время вся территория в составе Литвы, небольшая часть в составе Латвии и Белоруссии.

Из исторической справки становится понятно, почему стиль шкафа относится к так называемому «западному стилю», который был распространен именно в те времена в Германии, Польше, других западных странах. Можно даже сказать, что это стиль, похожий на «необарокко». Особенно это ярко выражено в верхней части шкафа, в его украшающем элементе, так назваемой короне,

����Мастер класс: Старинный шов, как зашить

а так же конструкции и внешнем виде дверок шкафа.

Такой «западный» стиль был очень распространен именно в ХIХ веке.

Есть еще несколько моментов, которые так или иначе подтверждают возраст шкафа.

1. Состояние древесины.

Если внимательно посмотреть на состояние древесины элементов шкафа, которые приводятся далее в нескольких фотографиях, то становится ясно, что возраст шкафа является весьма почтенным.

Жук-древоточец основательно повредил элементы шкафа, особенно, в нижней его части. Ясно, что в любом «новоделе» такого повреждения не будет.

2. Наличием определенного вида гвоздей.

Гвозди являются одним из лучших ключей в определении исторического возраста здания, мебели, других памятников деревянного зодчества. Особенно это ярко выражено в период ХVIII — начала ХХ веков, т.к. в это время производство гвоздей переживало настоящую революцию.Такая ситуация с гвоздями определялась в то время переходом от ручного труда к труду механизированному, бурным развитием промышленности. Если, к примеру, история кованых гвоздей (т.е. гвоздей ручной работы кузнеца) во временных рамках занимает не меньше тысячелетия, с начала кузнечного дела, а кованные гвозди вошли в широкий обиход в период Х — ХVIII веков, то гвозди, пришедшие на смену кованым, продержались не больше столетия.

Гвозди раньше были очень дорогими, ведь ручной труд кузнеца всегда был тяжелым и ценился очень дорого. Поэтому даже, если случался пожар, то на пепелище люди собирали гвозди, несли на подработку кузнецу и снова пускали их в оборот. Запасы гвоздей были по-настоящему целым капиталом.

Стоимость гвоздей немного снизилась во второй половине ХVIII века, когда их перестали изготавливать вручную. На смену кованым гвоздям появились так называемый «резаные гвозди». Был изобретен первый агрегат промышленного производства гвоздей, и назывался он «резальная машина». Что касается названия «резаные гвозди», то правильно было бы назвать их «выстриженными», потому что они как бы выстригались устройством, похожим на большие ножницы из листовой стали. Толщина стального листа становилась толщиной гвоздя. Резанные гвозди, таким образом, имели два параллельные стороны, образованные плоскостями листа стали из которого они были выстрижены. Поэтому их второе название — квадратные гвозди. Это и является их главным отличием от кованых гвоздей, которые были тоже квадратными, но в процессе ковки суживались в направлении от шляпки к заостренному концу. Резальная машина, к сожалению, не была такой совершенной, чтобы совместить в себе все процессы производства гвоздей. Она делала только стержень гвоздя, шляпку нужно было формировать на другой машине. В любом случае, доля ручного труда в таком производстве была велика. Своего расцвета резанные гвозди достигли к 1820 году, а в середине ХIХ века они уже преобладали на рынке.

Резаные гвозди перестали изготавливать только к началу ХХ века, когда при изготовлении гвоздей стали применять проволоку, равную в сечении по всей длине. На мой взгляд, интересно и то, что первая машина на которой можно было производить проволоку появилась в начале ХIХ века, но та проволока была тонкой и для производства гвоздей не годилась. Проволоку достаточно большого сечения и, к тому же, прочную, из стали, придумали только в 1910 году. Это изобретение позволило делать круглые в сечении проволочные гвозди. Процесс был полностью механизирован, гвозди стали доступны по цене и появились в каждом доме.

В шкафу были резаные гвозди.

При этом двух видов. Их характеристики следующие.

1. Сечение 3,2 мм х 3,2 мм, длина 83 мм, диаметр шляпки 8,5 мм

Как обновить старый шкаф своими руками│Креативные идеи для дома│МАСТЕР-КЛАСС

2. Сечение 1,8 мм х 1,8 мм, длина 51 мм, диаметр шляпки 4,8 мм.

Приведу любопытные данные, которые содержатся в «Энциклопедическом словаре» под редакцией Ф.А.Брокгауза и И.Е.Ефрона издания 1890-1907 гг. В словаре можно почерпнуть много информации по гвоздям, в частности, можно прочитать следующее:

«В настощее время почти все потребляемые в Росси гвозди выделываются на русских заводах: по «Сборнику статистических сведений о горной промышленности в России (изданному С.Кулибиным в 1893 г), в 1889 году гвоздей выделано было всего 608000 пудов. . По изданию департамента таможенный сборов: «Внешняя торговля России по европейской границе», 1891 году ввезено гвоздей разных всего в количестве 2000 пудов. Ввозятся гвозди дорогие, стоящие в среднем 10 руб. за пуд; это все, или очень мелкие сапожные и обойные гвозди, машинные или литые, или же гвозди с изукрашенными головками для обойщиков»

Проштудировав много материалов по истории гвоздей, я обнаружил, что в России первое упоминание о гвоздильных станках можно отнести к 1835 году, когда, вернувшись из Англии Ефим Александрович Черепанов (1774-1842) и его сын Мирон Ефимович Черепанов (1803 — 1849 ) спроектировали и построили на тагильском заводе гвоздарный станок. Массовое использование в России гвоздильных станков началось в 1870-1880 гг. В основном, оборудование для производства гвоздей поставлялось из Германии и Англии. Интересно, что в 1880 году был основан гвоздильный завод и в тогдашней Минской губернии (братьями Леопольдом и Александром Лурье в городе Пинске).

Поэтому становиться ясно, что если шкаф сделан где-то в 60-х годах ХIХ века, то в нем гвозди не отечествекнного производства, а полученные из-за границы (импортные), если в конце ХIХ века — то гвозди наши, отечественные, российского, возможно даже и пинского производства.

Если посмотреть справочную литературу, то в те времена их маркировка указывалась в дюймах (2,54 см), тогда у меня гвозди были «двухдюймовые» и «три дюйма с четвертью «, если они были отечественные. А вот если они были импортные, то их называли «шестипенсовый» и «двеннадцатипенсовый».

Чтобы пояснить такое название, остановлюсь на этом несколько подробнее. Оказывается, что понятие «пенс» применительно к гвоздям, которое сохранилось и по сей день в некоторых странах, особенно в Англии, появилось в Англии в ХVII веке. Тогда фунт стерлингов (английская денежная еденица) делился на шиллинги и пенсы, а пенс был самой мелкой монетой. До ХVII века у гвоздей не было каких-либо стандартных размеров. Каждый гвоздарь (так назывались кузнецы, изготавливающие гвозди) делал гвозди такой длины, какой считал нужным. Но вот цены на гвозди оставались постоянными, или почти постоянными очень долгое время. Поэтому в конце концов стандарт гвоздей сформировался на основе цен на них. В то время сто самых маленьких гвоздей стоили один пенс, гвозди размером побольше — четыре пенса, сто больших гвоздей стоили восемь пенсов, 16 и т.д., Так их и называли «однопенсовый», «четырехпенсовый» и т.д. Конечно, сегодня есть специальные таблицы, с помощью которых можно перевести стандартные размеры гвоздей, к примеру, из пенсового размера в дюймовые или в миллиметровые (которые приняты, кстати, у нас сегодня).

Чтобы закончить с гвоздями, замечу, что применительно к моему шкафу можно отметить, что, если бы гвозди в нем были бы кованые, то с вероятностью 100% его дату создания можно было бы отнести где-нибудь к периоду начала ХIХ века.

3. Конструктивные особенности.

В пользу того факта, что шкаф создан в указанный мною выше период времени говорит метод устройства филенчатой конструкции задней стенки шкафа.

Ведь к конце ХIХ века изобрели фанеру и, как правило, уже в начале ХХ века стали массово применять ее при устройстве мебели.

Реставрация старого шкафа. Патина.

4. Прменением оригинальной металлической фарнитуры, способу их установки.

Если посмотреть на навесные петли дверок шкафа,

то можно сказать, что такие петли применялись в ХIХ веке. Сейчас их аналог называется «пяточная петля». При установке дверок верхняя приемная петля ставилась на краю передней наружной рамы шкафа.

А вот на самой дверке петля стоит почти посередине.

Сама дверка своей, на нашем предыдущем фото, левой частью при открывании немного заходила во внутреннюю часть шкафа, а при закрывании утапливалась в специально выбранный объем внутренней вертикальной поверхности наружной рамы шкафа (на следующем фото эта выборка видна справа от патрона дрели).

Такое оригинальное расположение петель позволяло при закрывании шкафа дверке заходить за наружную боковую поверхность наружной рамы и создавать красивый рельеф лицевой стороне шкафа.

В шкафу было установлено необычное запорное устройство левой дверки шкафа.

На нем я остановлюсь подробнее в своих других частях мастер-класса.

Безусловно, по-настоящему, являются старинными замки правой дверки и левого ящика шкафа с их оригинальными гвоздями для крепления. Уж точно эти гвозди выделывались за границей, они-то не резаные.

5. Применением оригинальной конструкции деревянной внутренней вешалки шкафа.

Внутри шкафа была устроена очень оригинальная вешалка, состоящая из двух элементов, поворачивающихся вокруг основного, зафиксированного на задней стенке шкафа, рамочного элемента почти на 180 градусов.

Об этом элементе также поговорим подробнее в моем мастер-классе далее.

Не секрет, что при оценке возраста шкафа я опирался на мнение моих коллег, занимающихся реставрацией.

Как я написал в начале этой части, шкаф был приобретен и вывезен с севера Белоруссии из нынешнего Браславского района. Те, кто владел этим шкафом, к сожалению, моему заказчику рассказать его историю не смогли. В литературе, которую мне удалось прочитать, какую-то информацию о таких работах найти мне не удалось. Да это и неудивительно, так как в книгах по реставрации, как правило, описываются работы известных мастеров, приводятся примеры по реставрации дорогих, зачастую уникальных работ.

В моем случае совершенно понятно, что этот шкаф не является каким-то произведением искусства, а судя по всему, выполнен, хоть и очень качественно, в какой-то кустарной мастерской (плотницкой артели), которых в те времена было великое множество.

По всей видимости, покупателем этого шкафа являлся либо же какой-то не богатый дворянин, весьма возможно — представитель духовенства, военного звания, купечества или местной интеллигенции. Крестьянам такая вещь была совсем не по карману. Хорошая мебель в те времена производилась из ценных пород древесины, инскрустировалась золотом, серебром, другими металлами и стоила очень дорого. Ее приобретение могли позволить себе только очень состоятельные люди.

Мои слова косвенно может подтвердить уже упомянутый мной «Энциклопедический словарь», который сообщает, что к 1 январю 1896 года население Новоалександровского уезда Ковенской губернии составляло около 230000 человек. Преобладали крестьяне — 170000, насчитывалось дворян — 4402, духовного сословия — 821, почетных граждан и купцов — 294, мещан — 30889, военного сословия — 8693.

Мой шкаф, за исключением украшающих элементов, был выполнен из сосновых досок. Хотелось бы отметить, что доски перед работой были очень грамотно и хорошо высушены. Об этом можно судить по тому факту, что несмотря на то, что в элементах шкафа много досок с сучками, по прошествии стольких лет, сучки из досок не выпали. Применение сосновых досок также подтверждает мою версию о том, что владел шкафом человек небогатый.

Замечу, что в том же «Энциклопедическом словаре» есть указание на то, что в Новоалександровском уезде в 1896 году размещалось помимо 3 винокуренных, 7 мукомольных и ряда других заводов, 1 лесопильный завод. Вполне возможно, что именно на этом заводе и были изготовлены доски из которых был сделан наш шкаф.

Как подготовить мебель к реставрации. Секрет реставратора. Реставрация мебели из ДСП ч. 1

Хотелось бы рассказать и об основных размерах шкафа. Его высота с учетом 9 см ножек составляет 185 см, ширина 129 см., глубина 63,5 см. Все элементы основного каркаса выполнены из досок толщиной 30 мм. Перегородки — из досок толщиной 18 мм. Выдвижные ящики имеют размер 50х21 см по наружной части, боковые поверхности ящиков выполнены так же из досок толщиной 1,8 см, а вот дно — из досок толщиной 0,8 см. Такую же толщину имеют и доски полочки в шкафу.

При работе, прикасаясь к деталям шкафа, постоянно думалось о тех мастерах, которые создали этот шкаф. Было очень приятно работать с мебелью из дерева, очень грамотно изготовленной вручную много лет назад по всем классическим правилам и технологиям столярного дела. Ведь шкаф, да и другая мебель, изготовленная в те времена и сегодня радует наши глаза. А этот конкретный, отреставрированный мною шкаф еще долгие годы прослужит его новым хозяевам. Не в пример современной мебели, которая производится, несмотря на дороговизну, ненадлежащего качества в нарушении всяческих технологий и, зачастую, разваливается чуть ли на сразу же после покупки…

Ну, и в заключении своего вступления хотелось бы показать на фото, какой красавец получился из моего шкафа на выходе.

На этом позвольте закончить свое небольшое, но, думается, достаточно интересное вступление.

Как декорировать шкаф: оригинальные идеи

Мастер-класс с пошаговыми фото по реставрации и декорированию старого шкафа своими руками

Не спешите выбрасывать старую мебель, она хранит в себе воспоминания прошлых лет и достойна того, чтобы ей подарили новую жизнь. Своими руками реставрацию старого шкафа или другой мебели сделать совсем не сложно. Для этого достаточно проявить капельку фантазии и иметь несколько свободных дней. Поверьте, это не только полезное занятие, но и очень увлекательное.

В данном материале предложен мастер-класс по реставрации старинного шкафчика. Следуя инструкции, по аналогии можно произвести реставрацию абсолютно любой мебели. Для этого не нужно быть профессионалом. Вы можете использовать предложенный декор или воплотить в жизнь свои оригинальные идеи.

Реставрация шкафа своими руками: мастер-класс с фото

Этот старый шкаф когда-то жил на даче и заметно обветшал. Простая форма, характерная для мебели 30-х годов, и небольшой размер спасли ему жизнь и помогли обрести будущее. Был восстановлен цвет и добавлены изысканные рисунки плюща на стекло и боковины.

Перед тем как обновить шкаф своими руками, подготовьте весь необходимый материал и инструменты для реставрации:

  • глазурь цвета орех темный или декоративная пропитка для дерева;
  • акриловые художественные краски: оливковая, окнсь хрома, охра, умбра жженая, золото сусальное, белила, индийская красная;
  • синтетическая круглая кисть №2 и флейцевая кисть;
  • щетинная флейцевая кисть;
  • малярный скотч, мел, линейка, губка, копировальная бумага;
  • наждачная бумага средней и мелкой зернистости;
  • клей ПВА;
  • рисунок хмеля

Для витража:

  • витражные краски по стеклу на основе синтетических растворителей;
  • акриловая золотая краска;
  • контур по стеклу золотой;
  • кисть (синтетика или пони) № 2 или № 1 круглая;
  • уайт-спирит;
  • рисунок хмеля;
  • спирт;
  • хлопчатобумажная ткань

О том, как декорировать шкаф – читайте в пошаговом мастер-классе далее:

Старый шкаф вымойте и выньте стекло из дверцы. Стекло тоже необходимо помыть и обезжирить спиртом. Затем зашкурьте поверхность шкафа вручную или с помощью шлифовальной машинки.

Зашкуренную поверхность шкафа с помощью синтетической кисти покройте в два слоя глазурью темно-коричневого цвета. Время высыхания каждого слоя — 4 часа (или согласно рекомендации производителя).

Рисунок хмеля, увеличенный и переведенный на кальку, наложите на желтую копирку и закрепите скотчем на боковой поверхности шкафа.

Рисунок обведите шариковой ручкой по контору, стараясь не нажимать на кальку, чтобы она не испачкала поверхность.

Переведенный рисунок очень аккуратно обведите золотой акриловой краской, используя круглую синтетическую кисть. Время высыхания краски — 20 минут.

Окрасьте изображения листьев и шишек хмеля золотой акриловой краской, смешанной с клеем ПВА. Время высыхания краски — 30 минут.

Раскрасьте листья по золоту зеленой краской, полученной при смешивании 50% оливковой и 50% окиси хрома. Затем раскрасьте шишки.

Прожилки на листьях выполните золотым акрилом, а светлые кончики листьев и шишек – смесью 30% белил и 70% золотой краски.

Перед тем как украсить шкаф своими руками — нижнюю часть дверцы шкафа заклейте малярным скотчем. Затем золотым акрилом с помощью губки тампующими движениями окрасьте поверхность полос.

Аккуратно снимите скотч только после высыхания краски, то есть через 20 минут.

Под стекло подложите рисунок для декорирования, увеличенный до нужного размера. Обведите рисунок золотым контуром. Время его высыхания 30 минут.

Прозрачными красками для стекла раскрасьте листья. Краску наносите, не заходя на контур рисунка. Для листьев используйте зеленую и желтую краски.

Раскрасьте шишки хмеля красной, желтой и зеленой красками. Краску можно смешивать на рисунке, вводя один цвет в другой.

  • Края стекла предварительно лучше заклеить скотчем во избежание порезов во время работы.
  • Время высыхания витражных красок по стеклу – 24 часа. Для полного высыхания красок по стеклу необходимо 14 дней.
  • В завершении, посмотрите подборку фото — реставрации шкафа своими руками, где представлены самые оригинальные варианты преображения:

    Мастер-класс Реставрация старинного шкафа. завершающая