Мастер-класс Рисуем гуашью Вятскую ротонду

Пишем картину по мотиву «Тутовое дерево». Да поможет нам Ван Гог!

Представляю вашему вниманию третий мастер-класс. Он будет посвящён тематической недели нидерландского художника Винсента Ван Гога.

Я стала думать, какую работу мне выбрать. Конечно его работы «Подсолнухи», «Звёздная ночь», «Звёздная ночь над Роной», «Цветущие ирисы», «Красные виноградники» — достойные и известные многим.

«Тутовое дерево» (Шелковица), Сен Реми, написано в октябре 1889 года. Посмотрите, тут его любимая сине-жёлтая цветовая гамма. А какой мазок. А как он передаёт волнистость ветвей этого интересного дерева.

Написать репродукцию Винсента не так легко, как кажется в начале. У него сложная техника мазка кисти, у него особенный неповторимый колорит. А цвет! Цвет вообще гипнотический! Поэтому категория сложности мастер-класса — выше средней, для людей очень хорошо владеющих красками, кистями и немного мастихином. Ну и конечно, для тех, у кого огромное желание и не останавливают трудности. Таким и был Ван Гог! Любил природу, людей и живопись. Его жизнь была тернистая и очень трудная.

Я поделюсь своим опытом в работе над созданием картины мастихином по мотиву «Тутовое дерево» (Шелковица). Это не копия, а моё видение и отношение к этому прекрасному произведению. Это мой эксперимент создания работы в стиле Ван Гога мастихином и кистями. Не судите меня строго, я выражаю своё отношение к этому художнику и делюсь своими впечатлениями, эмоциями и тонкостями работы. Рада буду поддержки и комментариям, отвечу на все вопросы.

«Блины и ягоды» как нарисовать ��ГУАШЬ | Сезон 1-5 |Мастер-класс для начинающих

Чтобы приступить к работе, необходимо настроиться.

Мне нужны были эмоции и муза! Решила, что писать я буду на природе, так как именно она заряжает нас и вдохновляет.

Для моего мастер-класса вам понадобится:

  • холст на подрамнике 50х60;
  • грунт акриловый художественный;
  • разбавитель слабопахнущий (Сонет);
  • баночка для кистей;
  • флейц щетина № 2, №4 (Сонет);
  • тонкая кисть щетина;
  • мастихин № 1012, №1017 (Сонет) и круглый мастихин;
  • уголь древесный (художественный, рисовальный);
  • палитра (это кусок полакированой фанеры или кусок пластика);
  • краски масляные, следующих цветов: белила цинковые,неапалитанская оранжево-жёлтая, жёлтая палевая, лимонная, кадмий жёлтый средний, оранжевая, охра светлая, индийская жёлтая, сиена жжёная, красная тёмная, королевская голубая, синяя средняя, кобальт синий спектральный, ультрамарин светлый, берлинская синяя, марс коричневый, сажа газовая.

Палитра у меня почти историческая! На ней эпоха написанных мной картин. Она мне очень нравится!

Свои краски я раскладываю по прежнему: от светлого к тёмному, от тёплого к холодному. В жёлтых, например: есть и тёплые и холодные, но нельзя на палитре лимонный положить среди красных или синих. То есть, есть место «парковки» для жёлтого, мы туда выдавим сначала самый светлый жёлтый тёплый, потом светлый холодный (лимонный), потом жёлтую среднюю и так до тёмно-жёлтой. Так со всеми цветами. Но опять же, это мой взляд на раскладывание палитры красок. Меня так учили.

А эти «вкусные» фотографии для вдохновения.

Распечатала репродукцию. Продумала, как строить композицию. И взяв в руки мой любимый древесный уголь, начала рисовать.

Да поможет нам Ван Гог!

Дерево у нас получается посередине. Слегка намечаю контур, сравниваю пропорции, определяю соотношение неба и земли. Достаточно. Теперь нужно закрепить уголь. Беру тонкую кисть, окунаю в разбавитель и просто обвожу.

Через пару минут (на открытом воздухе всё быстро высыхает) уже можно тряпочкой снять лишнее. А всё, что нужно, ушло в грунт и закрепилось. Поэтому грязи не будет.

Теперь приступаю к самому интересному и сложному одновременно — к работе с красками.

Это мыслительная работа! Нужно всё продумать, ведь для меня это, повторюсь, эксперимент. Я хочу написать картину в стиле Ван Гога, передать цвет, эмоциональность и напряжённость состояния, но мастихином. Мастихином писать не так легко, как кажется. Но им можно сделать неповторимо красивые живописные вещи!

Так как я работаю в своей смешанной технике, сначала беру в руку кисть — флейц. Цельно определяю цветовые пятна в работе. Беру густо кистью белила и жёлтую палевую краску. Намешиваю достаточно колера на палитре.

Отделяю светлые и тёмные места земли. Всё делаю по внутренним ощущениям. Пытаюсь вникнуть в суть замысла художника, в его судьбу.

Теперь горы. Использую чёрную и берлинскую синюю краску. В полную силу определяю свет и тень. Движению кисти даю волю. Вдохновляюсь и погружаюсь с каждым мазком вглубь картины.

Небо — самое вкусное и мощное. Тут и размах кисти, и в полную силу цвет. А беру я на светлое место неба королевскую голубую.

Где-то пишу открытыми цветами — кобальт синий, ультрамарин светлый. А где-то сдержанные и сложные оттенки. Скоро уже нужно брать мастихин. Руки уже наводят краску.

Кистью формирую крону. А цвета выбираю — охра красная, охра светлая, индийская жёлтая и сиена жжёная.

Всё, тут пошёл какой-то кураж от происходящего. Я выбрала маленький мастихин и по внутренним эмоциям начала писать небо. Короткими мазками, где-то оставляла фактуру, а где-то выравнивала. Было, скажу, не легко. Переживала, я не знала как это будет смотреться. Могла только предполагать.

Написав небо и фон вокруг дерева, я приступила к не менее сложному. Я очень волновалась, как будет смотреться мазок мастихина. Ведь небо получилось активное не только по цвету, но и по фактуре. А значит моя задача — написать дерево так, чтобы оно выходило на передний план. Беру в руки круглый мастихин и делаю первые экспрессивные мазки. Мои эмоции были на пределе.

Обратите внимание на мазок круглого мастихина — он уникальный!

Маленьким мастихином делаю сразу землю.

И тут в ветви дерева начала добавлять цвет. Смотрится интересно и завораживающе.

Постепенно формирую объём кроны. Я даже не думала, что там так много цвета. Винсент, конечно, гениальный художник! Мне было сложновато. Но я получала огромное удовольствие от прикосновения к этому великому импрессионисту.

Когда первый слой готов, ставлю мазки сверху нижних, создавая объём в каждой ветке.

Беру мастихин побольше и завершаю землю. Мазки короткие, будто кистью. Маленьким мастихином пишу ствол.

Прокрашиваю торец подрамника.

Готово! Буря эмоций.

Я обессиленна. Но довольна.

Думаю, что справилась с теми задачами, которые я себе ставила.

Цвет, мазок, мастихин. Всё вроде гармонично.

Сколько у меня ушло краски! Какая фактурность работы! А посмотрите сами.

Гармония цвета и его уравновешенность.

Ну вот, можно подводить итог моего эксперимента.

Краски ушло много, сломался в процессе мастихин, испачкалась по самые уши, очень устала. Потому что отдалась до последней капли. Но я рада, что благодаря Ярмарке Мастеров, написала эту работу. Всегда хотела написать, но не хватало времени. Надеюсь, что познакомила вас с этим замечательным и достойным внимания произведением «Тутовое дерево».

Может я вдохновлю вас на создание своей работы. Может вы просто насладитесь процессом.

В любом случае, буду рада вашим комментариям и оценкам. Желаю всем творческого успеха.

С уважением, Ксения Жукова (Дубинина)

Ангелы с горнами в тутовом дереве
в небо вонзаются музыкой страстною,
рыжее с золотом в листьях вне времени,
дерево, внутренней силой прекрасное.
В небе берлинская синь пишет стрелами
ветер, пронзающий крону волнистую,
волосы рыжие станут вдруг белыми —
жизнь дарит снег вместо солнечной искорки.
Кисточки пляшут горячими тельцами,
склоны волною чувств нежных прописаны,
муза танцует и снов веретенцами
линии жизни рисует неистово.

Пальчиковая живопись для начинающих: рисуем картину руками

Для начала возьмем акварельную бумагу, любого формата, который вам нравится. А ещё нам понадобится наш самый идеальный инструмент — наши руки, наши пальцы. Работать мы будем гуашью. Ещё можно приготовить тряпочку, чтобы вытирать руки. И маленькую кисточку. Садимся поудобнее и начинаем :)

Я макаю в синий цвет, немного белого и размазываю это всё горизонтально. Это у нас будет небо. К низу побольше синего. Вытираю.

Потом ныряю в красный и желтый и как бы вписываю его снизу в картину, постепенно добавляя в эти цвета и белый, они перемешиваются, потом растираю всё это горизонтально. И делаю несколько вкраплений в синем небе.

Опять беру синий и размазюкиваю горизонтально на оставшейся поверхности. Этот синий будет темнее неба.

Перехожу к коричневому. И этой шоколадкой прихлопывающими движениями строю утёс. Верх утеса перемешается с рыже-желтым и станет светлее.

На завершающем этапе я беру кисточку, желательно маленькую и дорисовываю кораблик. Всё состоит из простых форм. Наш кораблик — это треугольник, а из него торчат палочки.

Немного добавлю белых и желтых бликов на воде и с одной стороны подсвечу кораблик.

Где-то если нужно, подправляю кисточкой детали, делаю тень под утёсом и вуаля :)

Рисование гуашью

Как-то я уже писал о мастер-классе Константина Кокеля. Но то занятие было скорее для художников (студентов). А мне не удалось взять с собой краски, и я только со стороны наблюдал за процессом рождения картин на десятке мольбертов.

Нынешняя Художественная школа на Хабе, которую ведёт Наталья Кокель, рассчитана на всех желающих; курс её предполагает обучение с нуля и индивидуальный подход.

Интересная изюминка: каждое занятие — знакомство с очередным художником, его характерным стилем — и выполнение работы в этом стиле, с применением различных художественных материалов. Например, предлагаются такие темы, как:
• Импрессионизм Клода Монэ (акрил);
• Танцовщица в в стиле Э.Дега (сухая пастель);
• Натюрморт с одуванчиками в стиле И.Левитана (темпера).

На нашем пробном занятии была предложена тема осени, и на столике помещался натюрморт с яркими осенними листьями и красками:

А для рисования была приготовлена гуашь. Раньше никогда её не пробовал, разве что в школе, но это не считается.

Первыми моими красками были акварельные. Большой профессиональный набор, который подарил мне двоюродный дед — художник. Он рисовать-то начал в 60 лет, выйдя на пенсию. Так что не надо никогда стесняться и бояться нового!
Но акварель у меня не пошла — интереса особого не было. Честно сказать, я тогда и красот небесных не замечал.
Однако многие изменения в жизни происходят внезапно. Так было и у меня, когда потом, неожиданно, в результате некоего пинка, взял и купил масляные краски. И не зная ничего о технике живописи, о масле и разбавителях, нарисовал фантазию на тему рельефного поля на закате:

И понравилось. И началось, и продолжилось. Но акварель я так и не освоил, в отличие от батика.

Акварелью работать гораздо труднее, чем маслом.
Во-первых, её не закрасишь, если что не так пошло.
Во-вторых, не уберёшь лишнее.
В-третьих, смешивать акварельные краски на картине неимоверно труднее, чем масляные.
Наконец, насыщенность краски меняется по мере её высыхания.

Гуашью оказалось рисовать немного легче, чем акварелью.
Пожалуй, этот материал действительно годится для эскизных работ.

Давайте вернёмся к школе и посмотрим, как рождается картина на осеннюю тему.
Вот первое знакомство с Натальей, она готовит краски к занятиям:

А на мольбертах приготовлены ужасные оранжевые листы!
Это что, на них рисовать?!
Но придётся.

Да и натюрмортов я не люблю. К счастью, предложено самостоятельно выбрать сюжет. Натюрморт здесь только для того, чтобы показать пылающие краски осени.
Ладно. Делаю набросок карандашом. С чем-то похожим на нашу ротонду на набережной (только не Волги, а моря), яблоками на круглом столе, маяком на острове:

У многих есть боязнь белого листа. Говорят, что цветной фон психологически легче воспринимается.
У меня наоборот. Сразу возникает желание полностью закрасить это безобразие.
Понимаю, что целесообразно использовать цвет фона в работе, но практически это у меня так и не получилось.

На палитре готовлю краски для неба:

Рисую небо крупными мазками: хоть раз надо попробовать такой стиль.
Но не получается. Контрастные мазки при высыхании гуаши бледнеют, и растяжка снова получается куда как более плавной, чем я собирался сделать:

Отвлекаюсь, смотрю, что делают другие:
Почти все тоже выбирают свободный сюжет:

Картина соседки смотрится профессионально:

Работают даже технические потёки краски, изображая дождь на окне.
Вот только солнечный свет падает откуда-то из комнаты :)

А вот её окончательный результат:

Сама Наталья тоже рисует:

«Цветы. Маки в вазе» как нарисовать��ГУАШЬ | Сезон 1-11 |Мастер-класс для начинающих

Результат её крупномазковой работы получается импрессионистским. Меня впечатляет, хотя бы потому, что сам так пока не умею, и не смог научиться за все 20 лет:

Продолжаю свою работу (так увлёкся, что забыл фотографировать промежуточные стадии).
Белый камень балюстрады на самом деле не белый, потому что освещается закатным закадровым солнцем с одной стороны, а с другой принимает цвет тёмного неба с тучами. Яблоки остаются на закуску:

Несколькими штрихами оформляю берег с освещённой солнцем лестницей, береговую отмель, другие мелочи. И яблоки, наконец:

Разбрасываю опавшие листья за балюстрадой, подчёркиваю блики на ротонде и маяке:

Снимаю скотч, и рамка из исходного оранжевого фона придаёт картине оригинальный колорит, на который я не рассчитывал:

Ну что же, практически самостоятельное занятие вполне имеет право на существование.
Конечно, я ожидал большей доли обучения. Чтобы показывали: бери то, делай так, смотри, что получается.
Но и «самоподготовка» — это интересно.
Не буду даже заявлять, что всё это я легко могу сделать и дома: мы все прекрасно понимаем, что там обязательно найдутся более срочные занятия.
Поэтому крайне полезен и импульс снаружи!
Спасибо! :)

Почему бы и вам, друзья, не попробовать? Удовольствие огромное! А начинать можно в любом возрасте.

Мастер-класс Рисуем гуашью Вятскую ротонду